Статья на тему « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ»
статья (старшая группа)

Гасанова Ильхама Таптыговна

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ

 В настоящее время в детском саду одной из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что любознательность играет главную роль в ходе развития личности ребенка, в его познавательно-исследовательской деятельности. Любознательность является одной из сторон познавательной деятельности ребенка и отражает его стремление искать новую информацию, осваивать ее в процессе познания окружающего мира. Я считаю, любознательность представляет собой цельное свойство личности, ко- торое включает в себя соединение эмоциональных, интеллектуальных и волевых свойств.

В работе дошкольных образовательных учреждений развитию любозна- тельности уделяется большое внимание, но часто это происходит бессистемно. Так как не всегда педагоги в должной мере владеют такими понятиями, как любознательность, познавательный интерес, педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.

Любознательность – психологическое свойство личности. Она характеризу-ется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенность деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Педагогические условия развития любознательности – это практические и исследовательские действия ребенка. Большое значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Н.Б. Шумакова считает, что «По количеству вопросов у детей младшего дошкольного возраста можно сформировать общее представление о степени выраженности у него любознательности, потому что любознательный ребенок задает вопросы довольно часто, и эти вопросы направлены на понимание сущности того или иного объекта или предмета, либо его взаимосвязи с другими объектами и явлениями окружающего мира».

А Н.Ц. Купарадзе говорит о том, что «При условии хорошо организованной развивающей предметно-пространственной среды, грамотного педагогического руководства разными видами деятельности ребенка создаются благоприятные условия для развития любознательности». Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает разнообразных вопросов, на которые он ищет ответы. Это способствует развитию любознательности.

Любознательность побуждает ребенка искать ответы на свои вопросы, выдвигать предположения и, используя разные способы познания, подтверждать либо опровергать выдвинутые гипотезы. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? Зачем? Как?».

По мнению Е.Э. Кригер, в деятельности формируются положительные эмо- ции в процессе взаимодействия с объектом деятельности, в процессе самой деятельности и по отношению к людям, которые участвуют в этой деятельности, то есть ко взрослым и сверстникам. Н.Ц. Купарадзе отмечает, что возникновению любознательности способствует правильно организованная деятельность. Она должна соответствовать следующим требованиям:

− подготовка основы для проявления любознательности (стимуляция по- требности в данном объекте или данной деятельности, усвоение определенных знаний и умений);

− создание отношения к предмету или деятельности, перевод смыслообра- зующих мотивов в более близкие;

− организация систематической поисковой деятельности, в которой реали- зуется истинная любознательность. Ее отличают проявления познавательного интереса и внутренней мотивации, познания и выполнения данной деятельно- сти.

Еще одним требованием является построение деятельности таким образом, чтобы в процессе работы у ребенка возникали вопросы, и они побуждали его ставить новые задачи, которые не исчерпывались в данной конкретной деятельности, например, на занятии, и ребенок мог переносить свои интересы в другие виды деятельности. В работе Е.В. Жихаревой отмечается, что развитие любознательности занимает продолжительное время, это процесс, который требует систематичности и целенаправленности

Организованная таким образом деятельность будет носить поисковый ха- рактер, и способствовать достижению ребенком радости познания, закреплению положительных результатов, вырабатывающих стойкий динамический стереотип любознательности, которая постепенно будет формироваться в личностное качество.

Использование поисковой, исследовательской деятельности, наличие проблемных ситуаций, являются очень важными в развитии любознательности, поскольку ребенок должен сталкиваться с проблемой, у него должны возникать вопросы, противоречия, к разрешению которых он будет стремиться.

Эффективным методом развития любознательности является использование различных занимательных игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать познавательную потребность или познавательный интерес ребенка. Кроме того, как отмечают многие исследователи, важное значение в развитии любознательности принадлежит взаимодействию со взрослым, умение взрослого предлагать ребенку разнообразную информацию, ставить перед ним проблемные вопросы, влияет на стимулирование его познавательных интересов. Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка.

По мнению К.М. Рамоновой, одним из ключевых условий развития любо- знательности также является развивающая предметно-пространственная среда. На данный момент в психолого-педагогической литературе обозначена важнейшая роль организации развивающей среды для развития личности ребенка.

Таким образом, психолого-педагогический анализ литературы и изучение авторских позиций показывает, что развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом педагогических условий: обогащение предметно-развивающей среды, повышение компетентности педагогов в развитии любознательности детей, организация систематической познавательно-исследовательской деятельности, формирование положительного отношения к деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

"Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"

Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Модернизация в образовании предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, которая обладает толерантностью, гражданской ответственностью, способностью к успешной социализации и с...