Доклад
консультация

Якурина Марина Владиславовна
Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

     Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать  в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и само реализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке.

Поэтому так важно рассмотреть вопрос о профессиональных компетенциях педагога, указанных в стандарте.  Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность педагога действовать в различных проблемных ситуациях.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно –методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса; создание
  • развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
  • Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности
  • педагога:
  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств
  • обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии
  • с образовательной программой.
  • Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие
  • критерии компетентности:
  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа

достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять

целостный педагогический процесс;

  • владение технологиями исследования,

педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парцианальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.
  • Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по
  • отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

       Поэтому педагога нужно рассматривать не только как профессионала занимающегося воспитанием детей. Педагог должен  знать и  понимать механизмы и законы развития,  учитывать влияние объективных и субъективных   факторов, что дает возможность управлять  процессом развития детской и своей личности в  меняющимся мире. Это определяет качество образовательного процесса в целом и уровень соответствия результатов педагогической деятельности воспитателя государственному стандарту дошкольного образования.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути

развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Педагог должен знать и понимать ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Проф.стандарт педагога Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. В настоящее время  вводятся изменения в процедуру аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам (далее - оценка квалификации), а также подтверждения профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

     Законопроект подготовлен в целях установления правовых основ проведения  оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам и подтверждения профессиональных квалификаций и определяет систему органов по оценке квалификации и порядок проведения оценки квалификации. 
      Так, законопроект:

  • предусматривает формирование объединениями работодателей системы оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам; 
  • определяет систему органов по оценке квалификации;
  • устанавливает порядок проведения оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам в форме профессионального экзамена и оформления ее результатов;
  • устанавливает состав общедоступных сведений по оценке квалификации, включаемых в информационную систему "Реестр системы профессиональных квалификаций".

 Законопрект состоит из 13 статей, в которых говорится о целях оценки квалификации, о понятиях используемых в законе. А также о принципах и участниках системы оценки квалификации.

Система оценки квалификации включает в себя следующих участников: 1) координационный орган по профессиональным квалификациям; 2) национальное агентство профессиональных квалификаций; 2) советы по профессиональным квалификациям; 3) центры оценки квалификации; 4) соискатели;   5) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях осуществления практической деятельности по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей учреждается 
национальное агентство профессиональных квалификаций. Оценку квалификации проводят центры оценки квалификации, отобранные советами по профессиональным квалификациям. 

Проведение оценки квалификации 1. Оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификации в соответствии с требованиями, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.   2. Профессиональный экзамен проводит квалификационная комиссия, сформированная центром оценки квалификаций в порядке, утвержденном советом по профессиональным квалификациям. 3. Профессиональный экзамен проводится на основании письменного заявления соискателя, поданного в центр оценки квалификации, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в том числе при направлении соискателя работодателем. 4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается заключение квалификационной комиссии. При успешном прохождении профессионального экзамена соискателю центром оценки квалификации выдается свидетельство о профессиональной квалификации, на основании внесения советом по профессиональным квалификациям сведений об этом свидетельстве в Реестр. 5. Лицо, которое считает, что при подтверждении профессиональной квалификации и выдаче свидетельства о профессиональной квалификации были нарушены его права, вправе подать в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям письменную жалобу. 6. Оценка квалификации осуществляется за счет собственных средств соискателей и (или) за счет средств иных физических и (или)  юридических лиц.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.

4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.

14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.

3. Гумен Е.С. Профессиональные ориентации современных воспитателей детских садов / Е.С. Гумен. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 79-85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...