Конспект экспериментальной образовательной деятельности «Узнаем интересные факты про уголь» (Для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия (старшая группа)

Бирюкова Мария Ивановна

Цель: познакомить детей с основными свойствами  полезного ископаемого -  угля, добывающегося  в Березовском разрезе 1

Форма проведения -  исследовательская - познавательная деятельность.

Форма – коллективная   и подгрупповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ked.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной образовательной деятельности

«Узнаем интересные факты про уголь»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Разработано: Бирюкова М.И.

Артемьева О.В.

Цель: познакомить детей с основными свойствами  полезного ископаемого -  угля, добывающегося  в Березовском разрезе 1.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами каменного угля, исследуя, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
  • показать значимость добычи угля для человечества, его использования в жизни человека;
  • показать в изобразительной деятельности свойства угля.

Материалы и оборудование: книга, ребус, карточка с зашифрованным посланием, пиктограммы, весы, дневники наблюдения, разнос с углем, кокс,  молоток, камень, стаканчики 16 шт., вода, палочки 16 шт.,  влажные салфетки, бумага формата А4 на каждого ребенка.

Форма проведения -  исследовательская - познавательная деятельность.

Форма – коллективная   и подгрупповая.

Применение метод парной педагогики и позиции «ПОД» (чья книга?)

Ход деятельности:

Воспитатель обращает внимание на книгу стоящую в библиотеке «Камни и драгоценные камни»

Воспитатель: Ребята, а чья это новая книга у нас появилась. В ходе беседы выясняем, как оказалась эта книга у нас  в группе, и выясняют, о чем эта книга.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, здесь какая - то записка! Давайте прочитаем, что в записке написано?

Рассказ воспитателя

Воспитатель: В одной сказочной стране жил был гном. Обычный гном. Он был маленького роста, с длинной бородой и в колпаке. По утрам гном очень долго рассматривал книгу о камнях. Она была составлена его предками. Несколько поколений гномов работали в рудниках и находили драгоценные и полудрагоценные камни, а затем описывали их в книге. Гном очень гордился этой книгой. Это была фамильная ценность. Все камни были ему знакомы, кроме одного, черного золота – черного, угловатого, ни чем не приметного камня. Гном надеялся, что ему когда-нибудь удастся узнать тайну этого камня. Давайте и мы заглянем в мир этого камня.

Из книги падает листок ребус (уголь)

Воспитатель: Ой,  ребята, что это такое (Ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может разгадать этот ребус? Марк и Варвара идут разгадывать ребус, а мы пройдем и присядем на ковер.

Марк и Варя разгадывают ребус, с остальными детьми в кружочке

Игра-тренинг


Воспитатель:

Настал новый день.  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Диме, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?

Далее дети разгадали ребус, читают, что это слово уголь.

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь еще, что- то изображено?  (На обратной стороне листа с ребусом, шифровка, где находиться, в группе,  поднос с углем) Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Саша догадывается и направляется за подносом с углем. (Выносится поднос с углем)

Воспитатель: Почему уголь, называют полезным ископаемым? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами, исследуем уголь, и может быть, мы узнаем еще, что-то новое и интересное о нем.  Ребята определитесь, с кем в паре вы будете работать. Проходите к столам.

На столе у каждой пары есть таблица, в которой вы будете фиксировать свои ответы. (Приложение 1)

Воспитатель: Ну, что ребята приступим к проведению опытов?

1 опыт: «Определи цвет».

Воспитатель: Дети посмотрите на уголь и определите его цвет.

Зафиксируй наблюдение

2. опыт: «Твердый или мягкий»

Воспитатель: Ребята перед вами лежит уголь и кусочек пластилина. Давайте сначала возьмем кусочек пластилина, надавим на него, затем то же самое проделаем с углем. Как вы думаете, какой уголь – твердый или мягкий, зафиксируйте свой ответ в таблицу.

3. опыт: «Хрупкий или прочный»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть камень и кусочек угля. Давайте определим, при помощи молотка свойство угля, хрупкий он или прочный. (Ребенок сначала ударяет молотком по камню, затем по кусочку угля) выводы детей и фиксация полученного результата в таблицу.

Воспитатель:

Помощник вызывается ребенок, по какому-либо признаку (в нашем случае это ребенок в рубашке в клетку)

4. опыт: «Имеет ли уголь запах?»

Воспитатель: Дети возьмите кусочек угля, понюхайте  и определите, имеет ли уголь запах.

5.опыт «Имеет ли уголь вес?»

Воспитатель: Дима подойди  к столу, где стоят весы. Как мы можем определить,  имеет ли уголь вес или нет?

Дима берет кусочек угля, кладет его на весы, весы меняют свое положение. Далее ребенок делает вывод, что уголь имеет вес.

6. опыт «Тонет - не тонет в воде?»

Воспитатель: Ребята перед вами стоят стаканы с водой, возьмите фломастер и отметьте с наружи уровень воды.  

Карточка «Установка». На карточках изображены знаки, дети смотрят на определенный знак, который показывает воспитатель (Например  ! – означает – внимание) и выполняет соответствующее действие.

Воспитатель: Далее необходимо  взять кусочек угля опустить в стакан с водой, посмотрите внимательно, что произошло с водой и углем?  

Воспитатель: А теперь возьмите палочку и помешайте воду. Что произошло с углем? (Высказывания детей)

Карточка «Зафиксируйте опыт»

7. опыт: «Что произойдет с руками, если подержать его в руке?»

Ответы детей (может рассыпаться, разломиться, испачкает руки)

Карточка «Зафиксируй»

Карточка «Вернуться к задачам»

Воспитатель: Да действительно, вы правы уголь оставляет след на руках. А что если мы с вами порисуем этими волшебными угольками, а как же они называются? Чем он отличается от обычного каменного угля?

Дежурные помогут нам убрать со столов оборудование и приготовиться к рисованию.

Рисование коксом на листах бумаги по замыслу детей.

Затем, дети устраивают выставку в приемной для детей других групп  и для родителей. (Приложение 2)

 

Приложение 1

«Интересные факты про уголь»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Т

М

Х

П

           ВОДА

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "БАБОЧКА - КРЫЛАТАЯ РАДУГА" для детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...