Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Нефть великая, но двуликая!» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в детях интерес к исследованиям.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания детей о нефти, использовать различные способы исследования и выявление её свойств методом эксперимента. 
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности, вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_preemstvennost.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Нефть великая, но двуликая!» для детей подготовительной группы

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в детях интерес к исследованиям.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания детей о нефти, использовать различные способы исследования и выявление её свойств методом эксперимента.  
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности, вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент, мотивация, введение в проблему.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с нефтью. Для начала, давайте вспомним, какими качествами и свойствами обладает нефть.

Д: имеет черный цвет, резкий запах, жидкая, маслянистая, не смешивается с водой.

Молодцы! Все правильно!

Ребята, как выдумаете, для чего нужна нефть людям.

Д: из нее делают бензин, пластмассу, керосин, мазут.

Да, нефть нужна и необходима нам.

Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости, и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим.

(Включается видео «Новости». Диктор сообщает, что на реке произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…

Видео выключается).

Педагог: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?

(Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей)

- Что такое окружающая среда?

(Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).

- Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?

(По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.)

Педагог: Чтобы лучше понять, что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке.

Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу». Работать мы будем парами, для этого возьмите любую карточку и найдите себе пару (на столе картинки -  половинки, дети находят свою половину).

Но для работы в лаборатории нужно надеть костюмы.

2. Основная часть.

(Моделирование экологической катастрофы)

Дети перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.

На столах приготовленная емкость с водой и нефтью.

Опыт №1

Педагог: Итак, давайте представим, что емкость с водой – это река.

Вылейте нефть в импровизированную реку.

Что получилось, ребята?

Результат – нефть растекается на реке.

Педагог: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реке? (гуси, утки, лебеди).

- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.

Опыт №2

В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.

Результат — оно покрывается маслом, склеивается.

Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.

Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей реки. (Карась, сазан, сом, рак, щука…).

Опыт №3

Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.

Результат — увидели пузырьки – это кислород.

Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).

Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).

(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).

ФИЗМИНУТКА

Мы насосы, мы качалки, (наклоны вперед) 

Нефть качаем, нефть качаем, (приседание, руки вытянуты вперед)

И по трубам, и по трубам (руки в стороны)

На заводы отправляем. (руки в стороны, наклоны в стороны).

Педагог: Отдохнули? Предлагаю продолжить наше исследование.

Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).

Сейчас давайте попробуем очистить воду предложенным вами способом – ложечкой и ситечком.

Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). У детей ничего не получается. Дети делают вывод, что это невозможно.

Правильно, просто так убрать нефть с поверхности нельзя. Для этого люди применяют специальные вещества, по научному их называют сорбенты.

В качестве такого вещества мы использовать моющее средство Фейри.

Опыт №4

У вас на столах Фейри налито в маленьких стаканчиках. Вылейте его в контейнер где смешана вода с нефтью.

В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Фейри»).

Результат: нефть расщепилось на множество мелких капель.

Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

Педагог: пятна нефти собирают - специальные корабли — нефтесборщики специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть задерживается. Так очищается вода от нефти.

По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли - нефтесборщики.

3. Ребята, после нашего исследования можем ли мы сказать, что нефть приносит только пользу? (ответы детей). Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.

Ребята, скажите, теперь эта вода стала чистой? (Ответы детей).

Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).

4. Рефлексия: лесенка успеха – капли нефти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования Тема: «Синяя вода» Автор: Чумак Елена Вячеславовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментированияТема: «Синяя вода»Автор: Чумак Елена ВячеславовнаЦель:  углубление природове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» , направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» Конспект познавательного развития, на...