Проект "Физика в музыке"
проект (подготовительная группа)

Рыбалкина Оксана Михайловна

 Проект разработан для участия во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив "Леонардо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fizika_v_muzyke.docx32.93 КБ
Файл fizika_v_muzyke_1.pptx840.65 КБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx13.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад №2 «Родничок»

Проект

ФИЗИКА В МУЗЫКЕ

                                                                                        Автор  работы:

                                                                                        Пикурин Илья,  6 лет

                                                                                        Руководитель работы:

                                                                                        Рыбалкина Оксана Михайловна,

                                                                                        музыкальный руководитель,

                                                                                        первая квалификационная категория

УЖУР

2022


Содержание

Паспорт проекта……………………………..………………………………………3

Введение……………………………………..…………………………………….....4

План реализации проекта……………………………………………………………6

Что такое звук………………………………………………………………………..9

Как мы можем изменить звук……………………………………………………...10

Практическая часть (эксперименты)……………………………………………...10

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………….11

Библиографический список……………………………..…………………………13

Приложение…………………………………………………………………………14

Паспорт проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»

Адрес: Красноярский край, г. Ужур, ул. Вокзальная, 1

Состав проектной группы: Пикурин Илья – воспитанник подготовительной группы ДОУ, руководитель проекта – Рыбалкина Оксана Михайловна, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы (заинтересованные в проекте).

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.

По времени проведения: краткосрочный (с 01.11.2021 по 20.11.2021гг.)

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Введение

Жизнь была бы страшно  скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!  

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как стучат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

В нашей семье все любят пить чай: и мама, и папа, и моя старшая сестра, и конечно же, я. Папа пьет чай из большой кружки, мама – из кружки поменьше, сестра – из средней, а я из самой маленькой. Ну, прямо как в сказке о медведях!

Однажды утром мы сидели за столом и ждали, когда закипит чайник. Мне стало скучно,  я  взял ложечку и стал стучать ею по кружкам.  Сначала я постучал по большой папиной,   потом по маминой кружке,  затем,  по кружке старшей сестры, и, наконец, по своей – самой маленькой.  Просто так – от скуки.  Потом я начал прислушиваться к звукам и понял, что от каждой кружки  издается разный звук. О!  Настоящая музыка получается!  Но тут мама так строго посмотрела на меня, что я перестал стучать.

И вот, чайник закипел! Папа начал разливать чай по кружкам, а я не удержался и стал снова стучать по ним ложечкой. Каково же было мое удивление, когда я услышал совсем другие звуки!  А папа сказал, чтобы я не баловался.

А потом меня отвели в детский сад. На музыкальном занятии  нам показывали,  как звучат разные инструменты. А потом мы выстукивали ритмы пустыми стаканчиками. И тут я вспомнил, как стучал ложечкой по кружкам. Рассказал об этом Оксане Михайловне, а она спросила, отличались ли звуки пустых кружек и кружек, наполненных чаем? Я начал вспоминать: а ведь звуки,  и,  правда, были разными! Я спросил: «Почему?  Можно ли использовать стеклянную посуду и воду для создания музыкального инструмента?»  Тогда наш музыкальный руководитель предложила нам узнать, что же такое звуки и почему они разные и пригласила нас в цифровую лабораторию «Наураша».

Актуальность. Звуки – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они окружают нас повсюду: дома,  на улице, в детском саду. Я захотел узнать: что же такое звуки и как влияет объем посуды и количество воды в ней на звук. Мне стало интересно, получится ли музыкальный инструмент, например, из стеклянных бутылочек и воды? Именно эту проблему я определил как тему для своего проекта.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: стеклянная посуда и вода.

Основная цель работы. Выявить закономерность влияния объема емкостей и количества жидкости на звук.

Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Собрать информацию о звуке, как о физическом явлении.

2.  Выявить  пути и средства для  определения закономерности влияния объема емкости и количества жидкости на звук.

3.  Опытно – экспериментальная работа со стеклянными бутылочками и водой.

4. Создание музыкального звукоряда из стеклянных бутылочек и воды.

5. Сделать выводы на основе результатов экспериментально –  исследовательской деятельности.

Гипотеза:  я предполагаю, что при помощи обычных стеклянных бутылок и воды можно увидеть, как изменяется звук, если мы наливаем разное количество жидкости в емкость. Можно создать музыкальный инструмент.

Предполагаемый результат:

 - Обобщение знаний о звуке и его свойствах

 - Создание музыкального звукоряда с последующим использованием его, как музыкального инструмента.

 - Вовлечение товарищей к участию в экспериментальной части проекта.

 - Совместная игровая деятельность сверстников с  созданным музыкальным инструментом.

Риски и способы их решения.

 - Недостаточная заинтересованность сверстников к участию в проекте.  Не все дети любят музыку. Но нет ребенка, который не любил бы экспериментировать. Поэтому, чтобы вызвать у сверстников интерес к созданию музыкального инструмента, можно предложить им придумать свой, неповторимый инструмент и не только продемонстрировать его детям своей группы, но и поучаствовать в совместном оркестре.

 - Недостаточный объем литературы для дошкольников по данной теме. Чтобы устранить этот риск, обращаемся к  интернет ресурсам: электронным научным статьям и разработкам.

Методы исследования: эмпирические (эксперимент), теоретические (изучение источников информации, анализ).

План реализации проекта

Этапы проекта

Содержание

Результат

Сроки

Погружение

в проект

1. Выбор темы, обоснование ее актуальности.

2. Определение цели и планируемого результата.

3. Определение методов и способов получения результатов.

1. Поставил вопросы, на которые хотел получить ответы.

2. Определил, что нужно сделать, чтобы получить ответы на поставленные вопросы.

3. Определил, каким будет продукт проекта.

01.11.

03.11.

03.11.

Организация деятельности по проекту

1. Планирование работы по реализации проекта.

2. Определение возможных форм презентации результатов проекта.

1. Составлен план работы над проектом.

2. Защита проекта на фестивале творческих открытий и инициатив.

08.11

Осуществление деятельности по проекту

1. Подбор информации о звуке и его свойствах (познавательная литература и СМИ, в том числе интернет ресурсы)

2. Просмотр видеороликов : «Путешествие в мир звуков»,  «Шумовые и музыкальные звуки», «Звуки природы».

3. Чтение стихов о звуках.

4. Музыкальные игры с шумовыми инструментами.

5. Дополнительные занятия в цифровой лаборатории «Наураша», эксперименты со звуком.

6. Практическая часть: проведение экспериментов со стеклянными бутылочками и водой на музыкальном занятии.

1. Составлен список источников информации для изучения.

2. Просмотрены познавательные видеоролики.

3. Читали стихи о звуках.

4. Применяются музыкальные игры с шумовыми инструментами,

 как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности.

5 Проведено занятие в цифровой лаборатории «Знакомство со звуком и его свойствами».

Проведены эксперименты со звуком.

6. Проведены эксперименты со стеклянными бутылочками и водой.

09.11-12.11.

02.11.

08.11.

09.11.

05.11.

01.11.-20.11.

10.11.

16.11.

Итоговый

1. Оформление печатного и электронного материалов по проекту.

2. Изготовление и демонстрация музыкального звукоряда.

3. Подготовка к защите проекта.

4. Защита проекта на фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо».

1. Оформлен печатный и электронный материал по проекту.

2.Заинтересованность товарищей и обсуждение проекта в группе.

3. Поправки и корректировка к защите руководителя проекта.

4. Успешная защита проекта.

17.11.

18.11.

19.11.-23.01.

Что такое звук

Человека постоянно  окружает огромный мир звуков.  Уже с рождения мы слышим ласковый голос мамы, звон погремушки.  Все звуки отличаются друг от друга, и каждый человек слышит их по-разному: для кого – то какой-либо звук кажется громким, а для другого человека – тихим [4].  Но что такое звук с точки зрения физики и как он попадает нам в уши? Если представить, как волны на берегу озера ударяются о берег, то нетрудно понять, что звук – это такая же волна, только мы ее не видим, потому что она проходит в воздухе. Эта волна попадает прямо к нам в уши. Об этом я узнал на дополнительном занятии в цифровой лаборатории «Наураша» [2].  Внутри уха есть тоненькая, но прочная перегородка – барабанная перепонка. За ней прячутся три крошечные косточки: молоточек, стремечко и наковаленка. Когда в барабанную перепонку ударяется звуковая волна, она начинает дрожать, от этого молоточек падает и ударяет по наковаленке и стремечку. Звук усиливается и волна летит дальше, где глубоко внутри  встречается с другой частью уха – улиткой. Здесь происходит самое главное: особые невидимые волоски улавливают звук и передают его в мозг, а мозг разбирает, что это за звук и даже запоминает его.  На музыкальных занятиях мы узнали, что звуки бывают шумовые (стук, треск, шуршание) и музыкальные – их можно спеть, сыграть на музыкальных инструментах и даже записать при помощи нот. Эти звуки бывают высокими и низкими, громкими и тихими, длинными и короткими, резкими или мягкими и певучими. Из энциклопедии для девочек и мальчиков  [1] я узнал, что ухо человека  способно  различать особенности звуков: громкость (интенсивность) – тембр, который позволяет отличить звучание гитары от звучания скрипки и высоту звука. Ученые – физики определяют звук, как упругие волны или колебания, которые вызывают у человека слуховые ощущения [5].  Отсюда делаем вывод: звуковые волны мы не видим, но можем их ощущать, звук – это то, что слышит наше ухо.

Как мы можем изменить звук

Из журнала «Слушай во все уши. Опыты со звуком» [3], я узнал интересные факты. Оказывается, человек с помощью предметов или своего голоса может создать требуемый звук или изменить его. С помощью бумаги мы можем показать шуршание листвы; стуча деревянным молоточком по столу, имитируем бег лошади; если подуем в трубочку в стакане с водой, то услышим журчание ручья.  Это -  искусственные звуки. С помощью голоса мы можем издавать звуки, имитирующие  разных  животных. И, вообще, голос – это богатство, данное человеку природой! Мы можем говорить шепотом, можем кричать, петь, излагать свои мысли. Это  - естественные  звуки.

Практическая часть (эксперименты)

Я решил провести несколько экспериментов со стеклянными бутылочками, чтобы проверить свои предположения и услышать, как изменяется звук, если мы наливаем разное количество воды в емкость.   Поучаствовать  в экспериментах я пригласил своих товарищей.

 Эксперимент 1.  Мы взяли семь  пустых стеклянных бутылочек одинакового объема. Почему семь? Потому что в музыкальном звукоряде семь нот – это мы узнали  на музыкальных занятиях. Итак, металлической  палочкой стучим по каждой бутылочке по порядку. Внимательно слушаем. Извлекаемый звук совершенно одинаковый: звонкий и высокий.

Вывод 1. Звук  пустых стеклянных бутылочек  одинакового объема звучит одинаково.

Эксперимент 2. Мы решили изменить извлекаемый звук и наполнили наши бутылочки одинаковым количеством воды. Звук, исходящий от бутылочек с водой оказался тоже одинаковым, но отличался от звука пустых бутылочек.

Вывод 2. Звук стеклянных бутылочек одинакового объема с одинаковым количеством жидкости звучит тоже одинаково, но отличается от пустых бутылочек тембром и высотой. Он стал ниже и глуше. 

Эксперимент 3. Для создания музыкального звукоряда, мы решили наполнить бутылочки разным количеством воды. Для удобства закрасили воду в цвета радуги. Каждая бутылочка  с окрашенной водой обозначала определенную ноту: нота ДО – красного цвета. Поскольку эта нота самая низкая, мы наливаем самое маленькое количество воды. В последующие бутылочки  наливаем количество воды в два раза больше предыдущей.

Итак, наши бутылочки наполнены, можно проверить, получился ли у нас музыкальный звукоряд. Мы стучим металлической палочкой по бутылочкам, начиная с ноты ДО и заканчивая нотой СИ. Ура! Получилось!

Вывод 3. Каждый звук был на тон выше предыдущего.

При помощи разного количества воды в стеклянных бутылочках одинакового объема можно создать музыкальный звукоряд.  А это значит, что его можно использовать, как музыкальный инструмент!

Перспективы дальнейшего развития проекта

    Эксперименты настолько заинтересовали моих товарищей, что они решили  попробовать сделать свои музыкальные и шумовые инструменты. Мы даже договорились создать свой необычный оркестр и, возможно, даже выступим на празднике перед родителями.

Вывод. Таким образом, при помощи собранной информации, я узнал, что такое звук, его источники и как звук попадает нам в уши. При помощи экспериментов, я подтвердил свое предположение: при помощи обычных стеклянных бутылок и воды можно увидеть, как изменяется звук, если мы наливаем разное количество жидкости в емкость. Можно создать музыкальный инструмент. А еще, меня поддержали мои товарищи, их очень заинтересовали эксперименты, мы обязательно продолжим их вместе, а созданные нами музыкальные и шумовые инструменты будем использовать в играх, на музыкальных занятиях и на праздниках.

Библиографический список

1. «Большая иллюстрированная энциклопедия для девочек и мальчиков». Изд. Валдис под ред. Федановой Ю. 

2. Наураша в стране Наурандии.  Е.А. Шутяева. Ювента, Москва, 2016

3. Журнал «Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз»

4.  https://zen.yandex.ru/media/id/5d3ed3f944742600aeefd918/kak-obiasnit-rebenku-chto-takoe-zvuk-5fec318c9801494ed8b61d93 

 5. «Физика для малышей». Л.Л.Сикорук, изд. Кругозор, 1996


Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Ужурский детский сад №2 «Родничок» Проект Физика в музыке

Слайд 4

Звуки бывают: музыкальные и шумовые

Слайд 5

Цифровая лаборатория « Наураша »

Слайд 6

Звук в виде звуковых волн попадает нам прямо в ухо

Слайд 8

Эксперимент №1 с пустыми бутылочками

Слайд 9

Эксперимент №2 с одинаковым количеством воды в бутылочках

Слайд 10

Эксперимент №3 с разным количеством окрашенной воды в бутылочках

Слайд 11

Музыкальный звукоряд До Ре Си Ля Со Фа Ми

Слайд 12

Вывод При помощи экспериментов, я подтвердил свое предположение: при помощи обычных стеклянных бутылок и воды можно увидеть, как изменяется звук, если мы наливаем разное количество жидкости в емкость.

Слайд 13

Наш оркестр

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

             Презентация к защите проекта «Физика в музыке»

1 слайд.  Я – Пикурин Илья. Мне 6 лет. Представляю вашему вниманию проект «Физика в музыке».

- Эту тему я выбрал совершенно случайно.

2 слайд. В нашей семье все любят пить чай. У папы – самая большая кружка, у мамы – поменьше, у сестренки – еще меньше, а у меня – самая маленькая.

3 слайд. Так вот, однажды утром, мы сидели и пили чай. Мне было скучно,  и я стучал ложечкой по кружкам, как по барабанам. Папа и мама сказали, чтобы я не баловался. А потом меня отвели в детский сад.

4 слайд. На музыкальном занятии нам рассказывали про звуки: шумовые и музыкальные.  И тут я вспомнил, как дома стучал по кружкам.  Рассказал об этом Оксане Михайловне.

5 слайд. Тогда она предложила посетить нашу цифровую лабораторию «Наураша», чтобы узнать, что такое звуки, и какие они бывают.

6 слайд. На занятии в лаборатории мы узнали, что звук попадает нам в ухо в виде звуковых волн.

7слайд. Звуки бывают тихие и громкие, высокие и низкие. Чтобы убедиться в этом, мы провели опыты с разными шумовыми и музыкальными инструментами.

 -я спросил, можно ли создать свой музыкальный инструмент, например, из бутылочек? И тогда, нам предложили провести несколько экспериментов с бутылочками.

8 слайд. Мы провели 1 эксперимент. Взяли 7 пустых бутылочек и постучали по ним.  Звук был одинаковым.

Делаем вывод: звук в пустых бутылочках одинакового объема звучит одинаково.

9 слайд. 2 эксперимент. Мы решили изменить звук и наполнили бутылочки одинаковым количеством воды. Звук снова был одинаковым, но отличался от пустых бутылочек.

Делаем вывод: звук в стеклянных бутылочках одинакового объема с одинаковым количеством воды звучит одинаково, но отличается от пустых бутылочек.

10 слайд. 3 эксперимент. Мы наполнили бутылочки разным количеством радужной воды. Каждая бутылочка обозначала ноту в звукоряде. Чем меньше воды – тем ниже звук.  Так мы получили музыкальный  инструмент.

11 слайд. ( показ Музыкальный звукоряд)

12 слайд. Я подтвердил свое предположение: при помощи обычных стеклянных бутылочек и воды можно услышать, как изменяется звук, если мы наливаем разное количество жидкости в емкость.

Слайд 13.  А потом мы попробовали в оркестре сыграть веселую песню.

Слайд 14.  Спасибо за внимание!

 -  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....