Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Богатыри славной Руси»
план-конспект занятия (средняя группа)

Трубина Татьяна Николаевна

цель занятия формирование у детей представления о великих русских богатырях – защитниках русской земли;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dobrynya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 39»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

«Богатыри славной Руси»

Составитель: Трубина Т.Н.

г.Ленинск-Кузнецкий

2022 год

Цель:

  • формирование представления о великих русских богатырях – защитниках русской земли;  

Задачи:

Обучающие:

  • Расширять знания детей о героическом прошлом русского народа, русском богатыре-защитнике Добрыне Никитиче.
  • Обогатить представление детей об оружии русского богатыря-палица.
  • Закрепить умение находить фигуры одинаковые по величине (большой, маленький треугольники).

Развивающие:

  • Совершенствовать умение создавать объект по образцу.
  • Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления при работе с объемными играми.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за подвиги русских богатый.

Предварительная работа:                                                                    

  • Чтение отрывков из былин о русских богатырях;
  • Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».  
  • Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
  • Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Материалы:

Музыкальные колонки.

Демонстрационный:

  • Картинки героев по мотивам былины «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (на липучках)

Раздаточный:

  • Игры В.В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики1» по количеству детей
  • Карточки с контурной схемой по количеству детей: «Змей» для игры «Чудо-Крестики 2», «Богатырь» для игры «Чудо-Крестики 1»
  • Набор льдинок из 5 штук, разной величины, по количеству детей

 

I часть занятия

              Дети входят в группу под музыку А. Пахмутоваой «Богатырская наша сила»,  становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами живем в стране, у которой удивительное и красивое имя. Кто подскажет мне как называется наша страна? (дети: Россия.)

Воспитатель: Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мама и папа. Это огромная, красивая и богатая страна.

   Давным-давно более 1000 лет назад на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц и вот тогда зародилось наше государство только называлось оно Русь.

     На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди. Как называли этих людей?

Дети: Богатырями.

Воспитатель: Что ребята, делали Богатыри?

Дети: Защищали Родину от врагов.

Воспитатель: А чем же они славились?

Дети: Они славились богатырской силой.  

Воспитатель: Ещё богатыри славились справедливостью.

 Про их подвиги русский народ слагали былины. Сегодня я хочу вас познакомить с одной из былин про богатыря.

II часть занятия

Воспитатель: в стародавние времена жил в городе Рязани купец Никита и дожил он до глубокой старости, а когда умер, остался у него сынок молодой, Добрыня Никитич. Рос Добрыня богатырем, ничего не боялся. Был он силен, посмотрите какой он ладный да славный. У него кольчуга железная, да шишак. А кто знает, что такое шишак. (ответы детей)

Шишак-это железный шлем, который надевали русские богатыри на голову.

Попробуем сконструировать богатыря? (ответ детей)

 Подойдите к зеленой фишке.  Хорошо рассмотрите схему и подумайте из каких деталей можно выложить изображение богатыря.

     (дети подходят к зеленой фишке и выкладывают контур богатыря по схеме используя «Чудо-Крестики 1»)

       (во время работы детей звучит музыка С.С.Прокофьев «Александр Невский»-тема тевтонцев)

 (вернулись к коврографу)

А жил Добрыня Никитич с матушкой Амельфой Тимофеевной, смотрела она на своего любимого сына и нарадоваться не могла.

И вот однажды собрался Добрынюшка на охоту, а мать ему наказывала, чтоб не купался он в Почай-реке, не то беда приключится. Рассмеялся богатырь, надел шлем, взял палицу и отправился в путь.

 Ребята, а кто знает, что такое палица? (ответы детей).

Это тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Поохотился Добрыня, устал и решил в реке искупаться, а про наказ матушкин совсем забыл. Кинулся он в воду, плавает, смеется.

Ребята поможем богатырю славно искупаться, сделаем ему высокие и низкие волны.

Найдите треугольник, который похож на низкую волну и положите ее слева, а теперь найдите треугольник, который похож на высокую волну и положите справа.  Продолжите делать цепочку волн самостоятельно.

(во время работы детей звучит музыка С.С.Прокофьев «Александр Невский» часть 5)

 (Вернулись к коврографу)

 Плавает Добрыня и не видит, что летит к реке Змей Горыныч. А про него давно дурная слава шла по Руси, что прилетает он с гор и похищает мирных жителей.

Летит Горыныч глаза горят, хвост в воздухе извивается.

И вот заметил Добрыня змея выскочил на берег, схватил колпак, зачерпнул им песка горячего и швырнул прямо в глаза Горынычу.

Ослеп он ничего не видит. А богатырь схватил свою палицу и начал поколачивать Змея. Взвыл он от боли, видит конец ему приходит, стал просить Добрыню: «Пожалей меня, Добрынюшка! Давай договоримся: ты меня живым отпустишь, а я никогда больше никого из народа вашего не похищу!»

Скажите, а вы бы поверили Змею? (ответ детей)

                 (Сказкотерапевтический момент)

А Добрыня поверил. Потому что был он благородным. Когда человек сам держит слово, он и другим поверит. А кто сам обманывает, тот и другим верить не будет.

Значит каким был богатырь, если поверил Змею? (ответы детей)

Отпустил Добрыня Никитич Змея Горыныча восвояси.  А тот его и обманул. Похитил Горыныч из дворца князя Владимира племянницу-Забаву Путятишну.

Как узнал богатырь про это- разозлился.

Почему так Добрыня разозлился? (ответы детей)

Правильно богатырь разозлился, потому что Змей нарушил слово.

Прискакал Добрыня в горы, к пещерам Змея Горыныча, а они заперты замками медными. Размахнулся богатырь своей палицей и давай крушить, ломать все замки.

Вошел в пещеру, а там норы да с пленниками, освободил он их.

Доходит Добрынюшка до последней норы, а там сам Змей Горыныч с княжной Забавой Путятишной. Страшен Змей.

Ребята поможем богатырю, раскрасим Горыныча разноцветными деталями и станет он разноцветный и нестрашным.

(дети подходят к красной фишке и выкладывают контур Змея по схеме используя «Чудо-Крестики 2»)

(во время работы детей звучит музыка С.С.Прокофьев «Александр Невский»- марш рыцарей)

И началась битва Добрыни со Змеем. Целых три дня битва шла.

Под конец размахнулся богатырь своей палицей и стукнул Змея со всей силы- тут и пришел ему конец, упал Змей в пропасть бездонную.

Сел тут на коня своего верного Добрыня, перед собой Забаву Путятишну посадил и помчались они к славному городу Киеву.

Выбежал князь Владимир на, крыльцо-а тут и богатырь с племянницей княжеской. Ну счастья, ну и радости!  

 И пошел тут пир, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

III часть

Итог

 Вот и былине конец, а кто слушал – молодец! Кто молодец?

(ответы детей)

А богатырь - молодец? Почему?

(Ответы детей)

Я хочу пожелать всем мальчикам, что бы вы были такими же сильными, благородными, храбрыми и справедливыми, как русские богатыри.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».

План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»

Задачи: Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными расте...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе по теме «Квадрат»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию в средней группе по теме «Квадрат»...