Тема: «Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя образовательной организации "
проект

Деревянкина Анна Викторовна

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления образовательной организацией»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления образовательной организацией»

на тему: «Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя образовательной организации».

время обучения: (14.02. 2022 г – 25.02. 2022 г)

Выполнила

                                                                               Деревянкина Анна Викторовна,

воспитатель

Структурное подразделение «Детский сад Ромашка»

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины,

Самара, 2022 г.


Проблемный характер темы.

    В России существует уникальная система дошкольного воспитания - не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того, чтобы эта система была действенной, необходимо глубоко, со знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО.  

    Особенности сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер – мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М., Лукошенко М.А., Попова Е.П., Лаврищев М.П. и др.). В связи с этим возникла необходимость изучить профессиональные компетенции руководителя детского сада.

 Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством руководителя, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития  (имидж) дошкольной образовательной организации, от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом. Для этого руководитель ДОО должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью.

Обоснование выбора темы проекта, ее актуальность.

    Как показывает практика, в любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетентность будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам руководителя  ДОО. Руководитель ДОО - это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса. 

Цель и задачи проекта.

Возникает проблема актуальности определения требований к руководителю.

Цель составить некий профессиональный образ руководителя ДОО, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций руководителя ДОО.

Задачи

- составление единых требований к содержанию и качеству управленческой деятельности (оценка деятельности);

- планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций.

Наличие предложений по решению выявленной проблемы.

Под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии.

Были выделены четыре группы компетенций, характеризующих руководителя ДОО:

  1. Личностная компетенция, включающая уровень личностного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
  2. Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
  3. Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
  4. Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность руководителя ДОО.

     На основании проведенной классификации можно разработать опросник для родителей воспитанников детского сада и педагогов ДОО, состоящий из четырёх закрытых вопросов и содержащий критерии профессионально значимых компетенций, которыми должен обладать руководитель ДОО. Результаты опроса оформить в виде таблицы.

Компетенция

Вид компетенции

Родители (%)

Педагоги (%)

Личностная компетенция

Проявление лидерства

Ориентация на результат

Стремление к самореализации и личностному развитию

Демонстрация стрессоустойчивости

Социальная компетенция

Управление конфликтами

Эффективная организация взаимодействия с социальными группами внутри ДОО и вне его.

Лояльность

Руководство организацией в конкурентной среде

Отраслевая компетенция

Эффективное управление учебно-воспитательным процессом

Управление административной и финансово-хозяйственной деятельностью

Применение педагогических знаний в практике

Управление инновациями

Управленческая компетенция

Формирование стратегии образовательной организации  и ее реализация

Эффективное управление кадрами в ДОО

Управление информационными потоками

Управление качеством образования современной ОО

       Учитывая полученные данные опроса и изучив профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, можно говорить о профессиональном образе руководителя, который складывается из эффективного руководства кадрами, которые в свою очередь обеспечивают процесс качественного воспитания и обучения (что из данных опроса в полной мере соответствует запросам родителей), и управления финансово-хозяйственной деятельностью, как совокупность важных составляющих эффективного управления в целом учебно-воспитательным процессом современной ДОО.

       Руководитель ДОО должен ориентироваться на высокий конечный результат и быть способным к конкретному взаимодействию с различными социальными группами населения. Полученные результаты не противоречат требованиям профессионального стандарта руководителя образовательной организации, которые разработаны в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [1, c.9].

Список литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. - № 4. – 293с.

2. Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kindlebook.ru/referat/ucheba/professionalnaia-kompetentnost-rukovoditelia-dou-kak-effektivnoe-uslovie-sozdaniia-profe

3. Шубович М.М. Критериальная оценка как фактор формирования социальной активности у подростков в сфере Интернет-технологий/ Шубович М.М., Якутова Ю.А. // Научное мнение. – 2012. - № 12. – с. 111-114.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Деревянкина Анна Викторовна, воспитатель Структурное подразделение «Детский сад Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины, Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления образовательной организацией» Тема: « Сущность и структура профессиональной Компетентности руководителя образовательной организации» время обучения: (14.02. 2022 г – 25.02. 2022 г)

Слайд 2

Центром любого учреждения является его руководитель. Каким должен быть современная руководитель? Какими профессиями и личными качествами должна обладать, чтобы процветал детский сад, комфортно работалось сотрудникам, а родители доверяли ей своих детей?

Слайд 3

РУКОВОДИТЕЛЬ - это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель ДОО - это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.

Слайд 4

Цель Составить некий профессиональный образ современного руководителя ДОО, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций современного руководителя ДОО.

Слайд 5

Задачи Составление единых требований к содержанию и качеству управленческой деятельности (оценка деятельности) Планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций

Слайд 6

Под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии. Были выделены четыре группы компетенций, характеризующих руководителя ДОО.

Слайд 7

Личностные компетенции Проявление лидерства Ориентация на результат Стремление к самореализации и личностному развитию Демонстрация стрессоустойчивости

Слайд 8

Социальные компетенции Эффективное управление конфликтами Эффективная организация взаимодействия с социальными группами внутри/вне ДОО Лояльность Руководство организацией в конкурентной среде

Слайд 9

Отраслевые компетенции Эффективное управление учебно-воспитательным процессом Управление административным и финансово-хозяйственной деятельностью Применение педагогических знаний на практике Управление инновациями

Слайд 10

Управленческие компетенции Формирование стратегии образовательной организации и ее реализация Эффективное управление кадрами в ДОО Управление качеством образования современной ОО Управление информационными потоками

Слайд 11

Современный руководитель: во-первых – это управляющий , облеченный властью, руководящий большим коллективом людей; во-вторых – это лидер , способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции; в-третьих – это дипломат , устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;

Слайд 12

в-четвертых – это воспитатель , обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло; в-пятых – это инноватор , понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение; в-шестых – это просто человек , обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

В статье рассматривается профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Описывается подход к понятию " компетентность" в зарубежной и отечественной литературе. Профессиональная компетентность руков...

Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Пишите на olgashulga.87@mail.ru 1. ФГОС общего образования определяет *  1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе; 2. избыточный уров...

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Информационно-коммуникативная компетентность руководителя Образовательной организации

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать...