Проект "Зимующие птицы-наши друзья"
проект (подготовительная группа)

Дроботова Елена Борисовна

В проекте рассказано о формах работы с детьми в рамках проекта, о схеме осуществления проекта в разных видах деятельности (развитие речи, игровая деятельность, чтение произведений художественной литературы, продуктивных видах деятельности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы – наши друзья».

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

Автор проекта: Дроботова Елена Борисовна.

Вид проекта:

По составу участников - групповой; участники проекта- дети подготовительной группы, родители.

По целевой установке - информационно-практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

По срокам реализации – краткосрочный (1 месяц).

Адресация проекта: проект предназначен воспитателям и педагогам, работающим в подготовительной к школе группе.

Срок проекта: краткосрочный, один месяц с 18.01.21 г. по 12.02.21 г.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение произведений художественной литературы, продуктивные виды деятельности.

Установочные цели:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формирование таких качеств, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

4. Формирование самооценки своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Формы проведения: Беседы, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, чтение произведений художественной литературы, пальчиковая гимнастика, продуктивные виды деятельности.

Схема осуществления проекта «Зимующие птицы – наши друзья».

Развитие речи

• «Беседа о птицах». Цель: рассказать детям о птицах, как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полным ответом, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

• Беседа «Жалобная книга природы». Цель: повторить основные правила поведения в природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой». Цель: обобщить знания детей, полученные во время наблюдений за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

• Чтение и обсуждение информации, полученной из книг, произведений художественной литературы о каждой из зимующих птиц, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

• Беседа «Кто заботится о птицах» Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

• Заучивание скороговорок о зимующих птицах.

• Заучивание дразнилок о птицах.

• Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет.

Игровая деятельность.

• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят). Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».

• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать голоса птиц.

• Дидактическая игра «Один-много»: упражнять детей в образовании множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

• Дидактическая игра «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).

• Дидактическая игра «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

• Дидактическая игра «Кто, где живет»: закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.)

• Дидактическая игра «Назови птичку, которой не стало»: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

• Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»: загадывание загадок о птицах, с использованием метода эмпатии.

• Дидактическая игра «Кто больше подберет действий (признаков?)»: закрепить с детьми знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

 Чтение произведений художественной литературы.

• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»,

М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», И. Токмаковой «Сизари», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

Экологическое воспитание

• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей). Наблюдать за поведением птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

 Продуктивные виды деятельности:

 Изодеятельность (рисование, лепка).

• Рисование «Синички»: учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и просохшие части цветными фломастерами.

• Рисование «Совушка-сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал), учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + чёрная капиллярная или гелиевая ручка).

• Рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образе.

• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.

• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.

Ручной труд

• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.

Трудовое воспитание

• Труд в природе – покормить птиц

Наглядная информация.

• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»

• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья»

Работа с родителями Домашние задания:

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Заучивание стихотворений про зимующих птиц

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Используемая литература и другие источники.

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html

6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

7. http://deti-77.3dn.ru/publ/nabljudenija_na_progulke/vtoraja_mladshaja_gruppa/oznakomlenie_detej_s_prirodoj/2-1-0-1

8. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

9. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

10. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Птицы наши верные друзья"

Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...

Конспект интегрированного занятия "Птицы - наши верные друзья"

Очень часто дети небрежно относятся к окружающей среде и животным. Это в первую очередь связано с отсутствием  должных знаний. В детском саду  для каждой возрастной группы разработаны ...

Птицы-наши пернатые друзья

Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах и условиях обитания в холодное время.Задачи: Учить детей по картинкам узнавать и называть зимующих птиц (воробей, синица, ворона, снегирь)....

"Птицы- наши верные друзья"

Конспект занятия- прогулки  для детей старшей группы...

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста

"Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста...