«Хлеб – наше богатство».
план-конспект занятия (средняя группа)

Якуба Рина Ивановна

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_nashe_bogatstvo.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы

Тема «Хлеб – наше богатство».
Интеграция образовательных областей: коммуникация (развитие речи), познание, социализация.
Цель:

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

Образовательные:

*дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

*познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

*расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,

Развивающие:

*совершенствовать навыки связного высказывания

*развивать умения анализировать, сравнивать

*развивать воображение

Воспитывающие:

*воспитывать бережное отношение к хлебу,

*воспитывать бережное отношение к труду.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе; заучивание

пословиц и поговорок о хлебе, стихи о хлебе.

Словарь: хлебороб, комбайн, мукомольный завод, пекарня, пекарь.

Материал к занятию:
1. Колосья пшеницы.
2. Зёрна пшеницы.
3. Мука, хлеб разного вида.
4. Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
5. Сюжетные картинки:
- трактор с плугом (пахота)
- трактор с сеялкой (сев пшеницы)
- колосящееся поле
- комбайн жнёт пшеницу
- мукомольный завод
- хлебозавод, пекарня
- магазин «Хлеб».
6. Стаканчики с землёй

Ход занятия
Воспитатель - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! А как встречают гостей? (Дети здороваются.) Мы рады гостям, добро пожаловать! А как в старину на Руси встречали гостей?
Дети - Хлебом, солью.
(Входит 2-ой воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель - Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар. Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каравай – это круглый цельный хлеб.

Воспитатель - А знаете чем пахнет хлеб? Ну, конечно, прежде всего, он пахнет вкусным хлебом. Запах хлеба – один из самых богатых и сложных по составу. Возникает этот запах при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Каждая краюшка хлеба – это огромный труд большого количества людей разных профессий.
 К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Послушайте стихотворение:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Воспитатель – Ребята, а как вы думаете, кто такой хлебороб ( хлебороб - это тот, кто работает, робит и выращивает хлеб).
О хлебе русский народ сложил много пословиц и поговорок.
Давайте вспомним некоторые из них (дети говорят):
Хлеб - наше богатство.
Хлеб - всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
А будет хлеб – будет и песня.

Воспитатель - Давайте сыграем в игру. Вы будете передавать друг другу каравай и называть какой бывает хлеб

Игра «Каким бывает хлеб?»

Дети стоят в кругу, передают каравай на подносе по кругу и называют

прилагательные к существительному «хлеб» (хлеб душистый, пахучий,

вкусный, мягкий, свежий, ароматный, тёплый, красивый, ржаной, белый и т.д.).


Воспитатель – Давайте вспомним о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол. Я приготовила для вас картинки и мы сейчас составим рассказ по ним. Я буду приглашать вас по одному, вам нужно будет брать по одной картинке по порядку т.е. что сначала? что потом? (Воспитатель приглашает детей по одному к столу с сюжетными картинками. Дети берут по картинке и рассказывают, что на картинке у каждого, стараясь быть последовательными: что сначала? что потом? Картинки прикрепляются на доске магнитами.)
Предполагаемая беседа:
1-я картинка: пахота.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? А кто управляет трактором?

Дети: Трактор. Тракторист

Воспитатель: Правильно, тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который вспахивает землю, делая её мягкой, рыхлой.

Отгадайте загадку:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)
2-я картинка: сев зерна трактором.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке?
- Я вижу трактор с сеялкой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки, которые ровными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
3-я картинка: колосящееся поле.
Воспитатель: А что ты видишь на этой картинке?
- Это поле, на котором выросли колосья.

Воспитатель: Все лето растет пшеница на полях, и вот уже колосья стали не зелеными, а золотыми. Когда зерно созрело, начинается жатва.

Жатва — время уборки хлебных растений: пшеницы, ржи, овса, ячменя  (Дети повторяют слово хором индивидуально).
4-я картинка: уборка урожая.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?

- На этой картинке идёт уборка зерна. Это комбайн. А управляет комбайном комбайнёр. Комбайн срезает колосья, обмолачивает – отделяет зёрна от колосьев. Затем эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на мукомольный завод.

Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)
5-я картинка: мукомольный завод.
Воспитатель: Посмотри какая интересная у тебя картинка. Что же это?
- Это мукомольный завод. Сюда привозят (очищенное зерно, его измельчают (мелют) и получают муку (показать муку).
Отгадайте загадку:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)
6-я картинка: хлебозавод.
Воспитатель: А на этой картинке что ты видишь?
- Это хлебозавод, пекарня. В пекарне работают 
пекари. Они пекут не только хлеб, но и различные хлебобулочные изделия.

Воспитатель – Ребята послушайте стихотворение

Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.
А потом его - в машины
И развозят в магазины.
ВОТ ОТКУДА К НАМ НА СТОЛ
ТЁПЛЫЙ, ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ПРИШЁЛ!

Воспитатель- А теперь давайте отдохнём, выходите ко мне.
Физкультминутка:
Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку

С ветерком оно играет

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

 ( Дети садятся на свои места).

Воспитатель - Давайте поиграем:
Ребята, а как мы назовём хлеб ласково? (ХЛЕБУШЕК)
Как называется завод, где выпекают хлеб? (ХЛЕБОЗАВОД)
Человек, который работает на тракторе? (ТРАКТОРИСТ)
Человек, который работает на комбайне? (КОМБАЙНЁР)
А человек, который выращивает, робит хлеб? ( ХЛЕБОРОБ)
А кто-же выпекает для нас вкусный хлеб? (ПЕКАРЬ)
А что пекут для нас мамы и бабушки? (ПИРОЖКИ)


Воспитатель - Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол. Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом (чтобы не делать ему больно). Хлеб разламывают руками или преломляют. В старину не было машин и люди всё делали вручную, а это тяжелая работа. Сейчас людям помогают машины, но работать им приходится также много.
Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудится, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете с большим уважением относится к хлебу.
*А сейчас, ребята, мы посадим свои зёрнышки пшеницы и будем ждать, когда они прорастут. Мы с вами увидим с чего начинается путь хлебушка на наш стол.
Каждый из вас посадит зёрнышки пшеницы в свой стаканчик, в котором насыпана земля.
(Всё заранее приготовлено и в каждый отдельный стаканчик дети сажают зёрна пшеницы. Стаканчики подписаны.)

Воспитатель – Молодцы, ребята! Ответили на все мои вопросы, много нового и интересного узнали сегодня на занятии.

Занятие закончено, теперь поставим наши стаканчики на подоконник и будем ждать, когда взойдёт наш урожай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"

конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Хлеб - наше богатство.

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...