Статья на тему "Сюрпризный момент как один из компонентов результативной и увлекательной для воспитанников непосредственно-образовательной деятельности"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Содержание статьи коротко и доступно расскажет о том, что такое сюрпризный момент, для чего он необходим в непосредственно-образовательной деятельности, на каких её этап и с какими целями он может применяться. А так же ответит на вопросы о том, какими бывают сюрпризные моменты и какие критерии следует учесть при их выборе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюрпризный момент как один из компонентов результативной и увлекательной для воспитанников непосредственно-образовательной деятельности.

«Пусть удачи, неудачи,

Пусть полёт и вверх, и вниз,

Только так, а не иначе.

Да здравствует сюрприз!»

«Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость», то есть сюрпризный момент - это появление чего-то нового, неожиданного.

Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у воспитанников много положительных эмоций и взрыв интереса. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны и неожиданности, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Они помогают удовлетворить жажду открытий в воспитаннике.

Сюрпризные моменты могут быть использованы во всех областях образовательной деятельности (физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие), а так же в досуговой деятельности и праздничных сценариях.

Содержание сюрпризного момента определяется частью занятия или праздника. Например, в начале занятия – это может быть письмо или таинственный предмет, появление персонажа (взрослый, ребёнок, члены персонала, кукла, игрушки, куклы би-ба-бо). Персонаж может появляться как единично, так и на пример, появляться на занятии по какой-либо из образовательной областей периодически. Только в случае, если персонаж появляется на занятии постоянно, появление быть сюрпризным моментом перестаёт. В этом случае, чтобы не утратился элемент новизны, необходимо, чтобы между визитами персонажа проходило время достаточное для того, чтобы воспитанники про него немного успели позабыть, соскучились по нему. В начале непосредственно-образовательной деятельности сюрпризный момент служит для сосредоточения внимания воспитанников на занятии, создания положительной эмоциональной атмосферы и повышения мотивации дошкольников к выполнению заданий.

В середине занятия (основной части) – сюрпризом является появление персонажей, с которыми воспитанники путешествуют, выполняя различные поручения, или неожиданное событие.  В этой же части активно используются различные инсценировки, подготовленные детьми в индивидуальной работе, игры, танцы и т.д. В этой части непосредственно-образовательной деятельности сюрпризный момент помогает удержать внимание дошкольников на занятии, помочь вновь его сосредоточить.

В конце непосредственно-образовательной деятельности сюрпризный момент, как правило, связан с раздачей воспитанникам подарков, поощрительных картинок, наклеек и т.п., что служит вознаграждением за проделанную работу. Сюрпризный момент на данном этапе занятия служит поощрением и положительным подкреплением, помогает закончить занятие на позитивной ноте.

Учитывая особенности и их интересы дошкольников конкретной группы, необходимо заранее продумать в какой части занятия сюрпризный момент будет наиболее педагогически необходим и эффективен.

В качестве сюрпризного момента на всех этапах занятия или утренника могут быть использованы волшебные предметы (волшебная палочка, ковёр, фонарик и т.п.), различные эксперименты и опыты (подобные сюрпризные моменты прекрасно подойдут и для проведения на прогулке). Кроме них могут быть использованы маски и костюмы различных героев или животных (в зависимости от цели и темы занятия, времени года и возраста воспитанников). Например, появление снеговика на новогоднем утреннике или Незнайки на занятии по ПДД. Эффективными сюрпризными моментами способны быть волшебные слова, различные дидактические игры («Волшебный мешочек», игры с доской Сегена и другие), содержащие в себе возможность появления чего-то неожиданного.

В качестве сюрпризного элемента по художественно-эстетическому развитию прекрасно срабатывает использование нетрадиционных материалов и техник исполнения. Например, в зависимости от возраста и готовности группы можно использовать рисование пальчиками (начиная с ясельной группы), рисование солью, рисование нитью, оттисками листьев, лепку из солёного теста. Положительно, как правило, дошкольники реагируют на использование в досуговой и образовательной деятельности заданий и игр со столом с песком.

К сюрпризным моментам также относятся световые и звуковые эффекты, которые сопровождают весь ход занятия или праздничного мероприятия. При их использовании важно соблюдать принцип умеренности, не перегружая зрительный и звуковой анализатор ребёнка в частности, и всю нервную систему в целом.

При использовании любого сюрпризного момента необходимо заранее продумать процесс его реализации, чтобы он был безопасен, обоснован, эстетичен и эмоционально положителен.

Давайте коротко обобщим всё выше сказанное. Для того, чтобы сюрпризный момент прошел удачно необходимо:

  • Его заранее спланировать и тщательно отрепетировать.
  • Сюрпризный момент должен быть по своему смыслу и содержанию связан с темой занятия
  • Чётко продумать использование световых и звуковых эффектов, чтобы не вызвать чувство переутомления у воспитанников и не вызвать перевозбуждения.
  • Учесть возрастные особенности дошкольников, а также индивидуальную картину группы и особенности конкретного конспекта или сценария.
  • Продумать материал, из которого будут изготовлены атрибуты к сюрпризному моменту, а так же условия их дальнейшего хранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

Статья: "Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающей технологии"

Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающей технологии Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, ...