Конспект мастер-класса для педагог-психологов в ДОУ
материал

Гулецкая Марина Сергеевна

Конспект мастер-класса "Применение метода "флештренинг"в работе педагога-психолога в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс84.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 6 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Конспект мастер-класса

для педагогов-псиxологов ДОУ

на тему:

 «Применение псиxологического метода «флештренинг»

 в работе педагога-псиxолога»

C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

Подготовила: М.С.Гулецкая

педагог-психолог

Донецк 2020

Цель: ознакомление педагогов-психологов с психологическим методом «флештренинг», формирование мотивации на самопознание.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием, концептуальными идеями, функциями , а также технологией применения психологического метода «Флэштренинг» в практической работе педагога-психолога ДОУ;

- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, гармонизации внутреннего состояния.

Ход выступления:

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, так и при работе с родителями, с педагогами.

        Сегодня я хочу познакомить вас с инновационным психологическим методом «Флештренинг». Метод разработан Самсоновой Олесей Владимировной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории СШ №499 г. Москва в 2001 году.

Вот как она сама обьясняет появление флештренинга:

«Психологический метод "Флэштренинг" был посвящен одной из наименее затронутых проблем в методике работы педагога-психолога с учителями школ и родителями учащихся. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые фильтры нашего сознания. Материал флэштренинга используется как средство выявления в человеке скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Позже метод "Флэштренинг" я стала применять и в работе с детьми.»

Определение понятия «Флэштренинг»

Название «флэштренинг» -это синтез компьютерной и психологической терминологии, происходит от двух понятий – «флэш» и «тренинг» (от англ. flash – вспышка, инсайт, яркий свет, краткое сообщение и training – обучение, тренировка) – инновационное направление в практической психологии, стоящее на стыке арттерапии, артпедагогики, сказкотерапии, искусства фотографии и компьютерных технологий (программ) и обеспечивающее за счет их синтеза достижение положительных изменений в личностном (включая многообразные аспекты, в том числе когнитивный и эмоциональный) и социальном развитии человека. Это просмотр музыкального видеоряда определенной тематики (флешки) в течение 5 -10 минут с последующим обсуждением в группе или индивидуально.

Это метод, использующий возможности изобразительного искусства, сказки, художественных произведений, притч, отрывков из мультипликационных фильмов, художественных и документальных фильмов, фотографии и компьютерных технологий для выявления в человеке "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность и позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем.

Флэштренинг – очень гуманный, один из наименее травмоопасных и безболезненных методов практической психологии. Флэштренинг – современное и доступное средство развития личности. Это тренажер, позволяющий безопасно приобретать и накапливать практический опыт и расширять диапазон способов решения своих проблем. Понимание содержания видеоролика позволяет человеку лучше осознать свой внутренний мир, расширить его границы, наполнить новым смыслом и содержанием свою жизнь.

Хорошо известно, что за счет приобретаемых человеком многочисленных стереотипов и установок восприятие им окружающей действительности может сильно искажаться, поэтому материал флэштренинга может использоваться и как средство их выявления, и как средство их осознания и коррекции с целью нахождения негативного и позитивного смысла.

Концептуальные идеи флэштренинга

Поскольку флэштренинг представляет интеграционное направление в психологии, то и многие теоретические аспекты граничащих с ним направлений вполне способны стать теоретической платформой для самого флэштренинга. Концептуальные идеи, на которых построена артпедагогика, вполне уместны и для флэштренинга.

  1. Идея гуманизации. Предполагается обращение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом работы психолога вне зависимости от особенностей человека (ребенка, родителя, педагога), с которым работает психолог.
  2. Идея креативности. П.Торренс: творчество бесконечно, оно вовлекает каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества.

Четыре аспекта креативности:

  • креативная среда;
  • креативная личность;
  • креативный продукт;
  • креативный процесс.

Креативная среда, прежде всего, должна быть безопасной. Это обеспечивается:

  • принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться;
  • атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка. Это раскрепощает, ибо внешняя оценка обязывает защищаться;
  • эмпатийное понимание.

Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.

Креативный продукт – каждый флэштренинг; проживание, прочувствование, осмысление по-новому жизни, в новом аспекте своих взглядов, мыслей, чувств.

Креативный процесс – это стимул становления и развития человека.

Видеоролик, который предлагает для просмотра психолог, не дает конкретных решений, но расширяет пространство воображения участников образовательного процесса (учащегося, родителя, педагога), учит прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

  1. Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи.

Сферы существования рефлексии: мышление (переосмысление своих действий); деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку); общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого); самосознание (самоопределение); разграничение «Я» и «Не-Я».

  1. Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной деятельности человека. Опыт складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

Содержание флэштренинга должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Функции флэштренинга

Истории, которые берутся для создания флэштренинга (сказки, притчи, легенды, мифы, сказания и др.) с психологической стороны призваны помочь человеку справиться с эмоционально трудными для него ситуациями, ведь через символизм поучительной истории легче отреагировать свои проблемы, проще принять свое «Я» через проекции, которыми наполнены показываемые истории. Поэтому, говоря о функциях флэштренинга, справедливо опереться на функции сказок в терапевтическом и коррекционном процессе, описанные Н. Пезешкианом и применить их к самому флэштренингу.

  1. Функция зеркала. Через содержание видеоролика преломляется, отражается как в зеркале внутренний мир человека, тем самым облегчается идентификация человека с ним.
  2. Функция опосредования. Флэштренинг используется как посредник между человеком и специалистом (психологом), тем самым снижается сопротивление, человеку самому предоставляется возможность определить значение просмотренного материала и извлечь собственный смысл из него.
  3. Функция изменения позиции. Флэштренинг вызывает новое переживание, в его сознании происходит изменение или формирование новой позиции, мнения.

4.Функция ненавязчивой альтернативы. Флэштренинг предлагает взглянуть на свою проблемную ситуацию не в общепринятом, заранее заданном направлении, а с другой стороны, которую можно либо принять, либо отвергнуть.

    5.Функция динамичности. Флэштренинг позволяет экономить время, затрачиваемое на   проработку проблем, т.к. позволяет быстрее продвигаться в осознании своих затруднений через обращение к языку точно подобранных метафор, иносказаний, переданных через содержание флэштренинга.

6.Функция развития творческих способностей. Благодаря флэштренингу можно окунуться в мир фантазии, образного мышления, интуиции, удивления и изумления. Флэштренинг способствует развитию творческих способностей в самом психологе, создающем видеоролики к флэштренингу, позволяя искать новые нестандартные приемы и подходы в работе.

Возможности применения флэштренинга:

  • Возможность использования метода флэштренинг как в индивидуальной, групповой работе, так и дистанционно;
  • В консультативной, психокоррекционной практике;
  • В психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса;
  • Для использования  на просветительских мероприятиях, педагогических советах, родительских собраниях и т.п.;Алгоритм создания видеоролика к флэштренингу и его практическое применение

Алгоритм создания видеоролика к флэштренингу:

  1. Мониторинг, с целью выявления проблем и вопросов, с которыми наиболее часто обращаются участники образовательного процесса к педагогу-психологу (например, большинство родителей волнует вопрос «отцов и детей»; педагогов беспокоит мотивация учащихся; учащимся интересен вопрос взаимоотношений с противоположным полом).
  2. Формулирование цели по выявленной проблеме.
  3. Определяются выразительные средства:
  • Выбор художественного произведения (сказка, притча, история и т.п.), в которой раскрывается рассматриваемая проблема;
  • Выбор программы для работы с видео:

Microsoft Office PowerPoint лучше подойдет для историй с поучительным (статичным) содержанием – где больше мыслей, рассуждений, нравоучений.

Movie Maker – для историй с динамичной сюжетной линией – тех, где прослеживается движение, перемещение, развитие событий (например, герой или героиня пришли, ушли, улетели, уехали, пропали). Эффекты анимации этой программы обеспечивают хорошую передачу движения, что усиливает визуальное впечатление от просматриваемой «флэшки».

Adobe Flash – очень мощная программа для создания мультипликации, так как в основе анимации во Flash лежит векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Это позволяет делать сложные мультипликационные сцены, задавая лишь несколько ключевых кадров.

Есть много других подобных программ, с еще большими графическими возможностями, которые также помогут в создании видеороликов. В принципе, для достижения поставленных целей этих ресурсов вполне достаточно;

  • Подбор и монтаж визуального ряда (картинки, фотографии, рисунки, фрагменты мультфильмов, фильмов, передач и т.п.);
  • Подбор музыкального ряда (подбираем музыку, которая сможет дополнить видеоряд и помочь в раскрытии поставленной цели).

  1. Создание видеоролика к флэштренингу имеет и чисто технический характер, умение работать в программах для создания видео.

Алгоритм проведения флэштренинга:

  1. Групповой флэштренинг
  • педагог-психолог формирует группу (5-10 человек) со сходной проблемой.
  • участники смотрят видеоролик;
  • участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные        затронувшими эпизодами ролика;
  • педагог-психолог помогает проанализировать жизненные ситуации, осознать собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
  • участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
  • участники имеют возможность высказать свое мнение по поводу увиденного видеоролика и услышать мнение других;
  • рефлексия, участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.

  1. Индивидуальный флэштренинг

  • сбор информации о целях и задачах участника образовательного процесса (родителя, учителя, ребенка) пришедшего за помощью, которые необходимо решить во время флэштренинга. Оценка задач. Возможно необходимы другие методы работы;
  • подбор видеоролика (или его создание) для решения конкретной проблемы;
  • просмотр видеоролика;
  • высказывание мыслей и чувств, вызванных затронувшими эпизодами ролика;
  • педагог-психолог помогает проанализировать жизненные ситуации, осознать собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
  • человек осознает связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
  • рефлексия.

Ведущий (педагог-психолог):

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию флештренинг, который был подготовлен мною для нашей сегодняшней встречи. Название его «Привычка искать».

Просмотр флештренинга. Обсуждение

- От себя хочу предложить другой вариант окончания притчи:

Когда нищий приехал к морю, увидел его восхитительную синеву, вдохнул его соленый воздух, коснулся его мягких волн, ощутил на своей коже капельки его пены - и понял, что это именно то, о чем он всю жизнь мечтал.

Упражнение «Горячий камень»

Цель: формирование мотивации на самопознание, поиск ресурса.

Ведущий (педагог-психолог):

- Сейчас пришло ваше время собирать камни. Подумайте, пожалуйста, что вы ищете? В жизни, в себе, в своей судьбе. Достаньте из этого мешочка по одному камню и представьте, что то, что вы искали, у вас в руках. Как изменилась бы ваша жизнь?

/Каждый участник выбирает свой камень и озвучивает (или не озвучивает) свой выбор/

- Оставьте камни у себя, и пусть они станут вашими счастливыми талисманами.

-Я благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и...

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...