"Сенсерное развитие детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Богданова Галина Улифоровна

Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Подготовила: воспитатель Богданова Галина Улифоровна.

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Цель проекта - выявить эффективность использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Проведение дидактических игр, игр - занятий с использованием подготовленных игр, пособий и оборудования на развитие сенсорных навыков.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (констатирующий); 2 этап – практический (формирующий);

3 этап – заключительный (контрольный).

Тип проекта: практико-ориентировочный;

Форма работы: индивидуальная, групповая, подгруппами;

Длительность: 9 месяцев;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители;

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

I этап (сентябрь)


Подготовительный

  • Знакомство с темой проекта;
  • Изучение литературы;
  • Выявление проблемы, цели, задачи;
  • Составление перспективного плана работы;
  • Создание условий для эффективного использования игр;
  • Подбор дидактического материала и игр;
  • Диагностика уровня сформированности представлений о цвете, форме, величине с детьми;
  • Анкетирование родителей по выявлению интересов, знаний о сенсорном развитии.

II этап (октябрь-апрель)

Практический

  • Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;
  • Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  • Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  • Исследовательская деятельность детей.

III этап (май)

Заключительный

  • Диагностика детей;
  • Анкетирование родителей;

  • Проведение родительского собрания на тему проекта;

-Фотовыставка «Учимся играя»;

  • Выступление с темой проекта на педсовете;
  • Самооценка. Выводы.

Подведение итогов проекта.

Проект длился в течение 9 месяцев.

Время проведения: сентябрь 2020 года – май 2021 года.

Подготовительный этап:

- На подготовительном этапе была изучена литература:

  1. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под ред. Л.А. Венгера,- М.: Просвещение,1989г.
  2. Е.А. Никитина «Сенсорные уголки для диагностики» -«Обруч» №2-2006.
  3. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада – М.:

Просвещение. 1983г.

  1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста». Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., Просвещение, АО

«Учебная литература»,1996г.

  1. « Актуальные проблемы педагогики и психологии»/ сборник статей, Орел 2014г.

-Были выявлены задачи, цели проекта (см. выше).

-Был составлен перспективный план, подобраны дидактические игры и материалы (см. приложение).

-Была проведена диагностика уровня сформированности представлений детей о цвете, форме, величине: сентябрь( 4-я неделя).

Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития ниже среднего: 62 % детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

-Было проведено анкетирование родителей ( см. приложение).

Исходя из полученных данных об интересах и знаниях родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников, уровень осведомленности в

данной области довольно низкий. 80% родителей не имеют представление о том, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка, а также о его необходимости в дошкольном возрасте

Практический этап:

Главные принципы, на которые я опиралась в работе:

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Принцип развивающей стимулирующей, познавательную деятельность направленности занятий.

Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Игровая деятельность проводилась один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 10-15 минут.

Начали мы со знакомства и осмотра игр. После знакомства детей с играми перешла к играм и упражнениям, которые строились по принципу « от простого к сложному».

Я знакомила детей с цветом предметов. Через игру «Спрячь мышку» мы формировали у малышей умение находить предметы одного цвета. Детям предлагалось из нескольких

фигур разного цвета, выбрать фигуру определенного цвета, которая будет совпадать с цветом окна. Так же мы находили этот цвет в окружающей обстановке. Познакомившись с тремя основными цветами (желтым, красным, синим), проводила игру «Чудесный мешочек», где предлагалось вытащить блок и назвать его цвет. С называнием цвета у детей возникали трудности. Легче дети справлялись с подбором предметов по цвету без называния.

После знакомства с цветом я перешла к рассмотрению геометрических форм. Начала с изучения круга, так как эта фигура легче воспринимается детьми. Мы ее изучали тактильно, прокатывали по столу, рисовали. Искали, где эта фигура спряталась в окружающей обстановке. Затем знакомились с квадратом, прямоугольником и треугольником. Слова

«прямоугольник» и «треугольник» детям сложно выговорить, поэтому мы заменяли эти слова на «кирпичик» и «крышу» соответственно. На закрепление геометрических форм я использовала игры «Чудесный мешочек», «Сухой бассейн», с помощью которых

формировала умение на ощупь находить фигуру, определять и называть ее цвет и форму.

Через игру «Кому какая форма», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото» формировала у детей умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Это задание вызывало у детей некоторые трудности.

Еще я использовала игры на различение величины предметов.

Для закрепления цвета, формы и величины я использовала следующие игры.

  • Дидактическая игра: «Башня», где закрепилось представление об относительности величины предметов и отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.
  • Дидактическая игра «Что там? », устанавливали отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
  • Дидактическая игра «Сбор фруктов», где основная задача развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Для более успешного обучения детей использовалось художественное слово. Роль

художественного слова в жизни детей особенно раннего возраста очень сложно переоценить. Искусство слово отражает нашу действительность, через художественные образы. Это помогает ребёнку познать окружающий мир, формирует его отношение к нему.

Работа с родителями:

- Консультация « Игры с водой».

  • Консультация « Развиваем тактильные ощущения».
  • Консультация «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать».
  • Памятка для родителей: « Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
  • Индивидуальные беседы о роли развивающих игр для малышей.

Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка в жизни ребенка»).        

-Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:

Мозаика - вкладыши крупная; Мозаика мелкая;

Мозаика – пазлы мелкая;

        

Строительный материал (крупный, мелкий, средний); Пирамидки;

Шнуровка.

В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

«Ежик», «Тучка», «Солнышко», «Цветы», «Елочка»,- игры с прищепками;

«Сенсорный столик»;

«Подбери по цвету»;

«Найди домик для карандашика»;

«Разложи яички в свои домики».

Итогом всей большой работы с детьми и родителями была организация и оформление

фотовыставки для родителей: «Учимся играя», проведение практикума для родителей по теме сенсорного воспитания.

Заключительный этап:Сравнивая данные в начале и в конце проекта видно, что уровень сенсорного развития детей значительно повысился. Из этого можно сделать вывод, что использование дидактических игр эффективно влияет на сенсорное развитие детей раннего возраста.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.

Перспективы развития проекта.

-Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

-Дополнение системы дидактическими играми и материалами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....