Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию "Веселый снеговик"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Курашина Ирина Владимировна

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие -важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Занятие предполагает  развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления  с различными видами рисования.Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника,  осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.

Данный конспект занятия разработан в художественно-эстетической  образовательной области. С этой целью был создана парциальная программа по различным видам рисования "Цветные ладошки".Это и отличает парциальную  программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 (ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)

Выполнила:

Курашина Ирина Владимировна,

Сытина Алена Александровна

Воспитатели МАДОУ «Александровский детский сад «Родничок»

Руководитель:

Колисниченко Татьяна Николаевна старший преподователь,

Гринько Марина Николаевна к.п.н. доцент

Оренбург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

4

1)

организационно-методическая информация;

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

3)

дальнейшая разработка темы;

III.

Список литературы                                                                           11                                                                        

IV

Приложение                                                                                       13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие -важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Занятие предполагает  развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления  с различными видами рисования. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника,  осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном , развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.

Данный конспект занятия разработан в художественно-эстетической  образовательной области. С этой целью был создана парциальная программа по различным видам рисования "Цветные ладошки". Это и отличает парциальную  программу от традиционной программы Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

Деятельности

Веселый снеговик

2.

Доминирующая

образовательная область 

 художественно-эстетическое развитие

2.

Виды деятельности детей

Чтение художественной литературы : стихотворение А. Л. Барто «Не одна»

 Коммуникативная деятельность: развитие навыков общения в процессе игры «На что похож сугроб».

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа: беседа на основе наводящих вопросов об особенностях зимы.

 Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: подготовка к рабочему месту, обсуждение необходимых материалов и правил поведения при коллективном рисовании

Методы стимулирования и мотивации деятельности: активизировать деятельность по созданию образа из кругов различной величины на основе плоскостного конструктора.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Наглядность: сравнение нескольких силуэтов , сделанных из ваты;

Соревнование: отгадай загадку, кто прячется в сугробе;

Упражнение: рисование  пальцем круга в воздухе;

 Косвенное требование : совет- нарисовать снеговику друзей;

Моделирование композиции с использованием элементов заместителей (вата ,снег), моделирование рисунка с использованием различных форматов (2-3 на выбор ребенка).

3.

Интеграция образовательных областей 

Речевое развитие: составление  рассказов  о зиме, снежинках, снеговиках.

Познавательное развитие: умение создавать композицию из кругов различной величины.

Физическое развитие: развитие мелкой моторики  рук в процессе рисования.

Коммуникативная деятельность: взаимодействие детей друг с другом в процессе выполнения заданий.

4.

Возрастная группа

Средний дошкольный возраста (4-5 лет)

5.

Цель

Развитие  умения передавать в рисунке  особенности изображаемого  предмета используя нетрадиционную технику.

6.

Задачи

Планируемые результаты

 

6.1

Формировать представления о различных видах рисования, придавать рисунку смысловое значение, почему снеговик веселый.

 Умеет работать с разнообразными  природными и бросовыми материалами;  владеет разными формами и видами техники рисования.

6.2

Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику  рук, закреплять умения проводить округлые формы пальцем руки.

Самостоятельно  владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов;  выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительными средствами.

6.3

Воспитывать любовь к природе, совершенствовать умение аккуратно выполнять работу, расширять представления детей о  зимних явлениях природы, уточнять и осваивать  нетрадиционную технику рисования манной крупой.

Способность самостоятельно  и аккуратно выполнять работу.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

.

Затруднения

Способы преодоления

Технология построения композиции снеговика : ориентировка на листе бумаги, зрительное внимание, дифференциация (большой - меньше- самый маленький).

Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное).

Дошкольник  с задержкой психического развития:

 Затруднения в пространственном анализе и синтезе ситуаций (установить , тождество отдельных частей, расположить на плоскости, соединить в целое силуэт снеговика)

Предоставление большего количества времени на рассматривание изображения снеговика. Демонстрация изображения при отсутствии лишних объектов в поле зрения ребенка. При самостоятельном составлении композиции индивидуальная помощь.  Методом наложения сравнить величины кругов большой и маленький. Сравнение силуэтов снеговика и помощь в соединение в целое.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд:  А. Л. Барто «Не одна».

Музыкальный ряд: И.П.Чайковский «Времена года».

Материалы и оборудование: синий тонированный лист бумаги (или синий цветной картон) (1/2) с силуэтом снеговика, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

1.Наблюдение на прогулке: наблюдение  за снегопадом, рассматривание снежинок  пойманных на варежку, лепка снеговика на прогулке.

2. Подборка сборников стихов русских поэтов (с участием семьи) о снеговиках.

3. Отгадывание загадок.


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

5 мин

1.1

Введение в тему

Дети входят в группу. На полу имитация сугроба снега, вокруг него вырезанные снежинки. Предлагается посмотреть ,что это такое?  Беседа о зиме, снежинках и сугробах. Игра «На что похож сугроб?»Проблемная ситуация, кто такой снеговик и как его сделать.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель просит детей внимательно слушать, не отвлекаться, а когда они сделают свои работы, мы создадим выставку снеговиков ,чтобы выбрать самого веселого.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Научиться рисовать фигуру снеговика, как можно аккуратнее , при этом узнать о композиции построения снеговика, освоить нетрадиционную технику рисования манной крупой.  

II.

Основная часть:

10мин

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предложить детям  несколько  иллюстраций  по временам года. Разделить  иллюстрации по временам года. Выделить признаки зимы. Разгадывание загадок о зиме. 

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Решение проблемы : составление композиции снеговика для изготовления пригласите  открытки на новогодний утренник.

Экспериментирование: составить снеговика из ваты.

Наблюдение: игра «На что похож сугроб»

Чтение: чтение стихотворений А.Л. Барто «Не одна»

Рисование: в воздухе, способ изображения круглых форм снеговика по контурам. Анализ образца, объекта, персонажа: анализ композиции ,форм снеговика.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Предложить детям самостоятельно создать композицию на тему «Веселый снеговик» с использованием заранее проанализированного детьми и педагогом одной из видов  техник рисования. Реализация замысла  детей в рисунке.

III.

Заключительная часть

5 мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Обобщить знания о временах года, признаках зимы ,правильном построении композиции силуэта снеговика .

 Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства, наличие наглядных пособий, соответствующих проводимому мероприятию. Дети научились работать с разнообразными  природными и бросовыми материалами;  овладели одной из видов  нетрадиционной техники рисования.

Структура занятия выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Предложить детям создать дома  новую композицию друзья снеговика  на  основе изученной техники рисования.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Указывается мероприятие  выставка

По окончанию занятия делаем выставку рисунков в групповой  раздевалке.

В детском саду

1.2

Выставка рисунков детей

Знакомство родителей с выставкой рисунков детей и беседа по выставке.

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Самостоятельное создание  композиции.

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Педагог приглашает нарисовать друзей снеговику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

3.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

Орлова Л. Г.Программа по художественному развитию       «В гостях у кляксы ваксы» нетрадиционные техники рисования.[Электронный ресурс] // Орлова Л. Г. Персональный сайт –Maaam.ru; 27.12. 2012 г.-http://www.maaam.ru/maps/news/6356.html


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А. Л. Барто «Не одна»

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

Снег февральский,

слабый-слабый,

Мялся под рукой,

Но как раз для снежной       бабы

Нужен нам такой.

Нам работать было жарко,

Будто нет зимы,

Будто взял февраль у марта

Тёплый день взаймы.

Улыбаясь, как живая,

В парке, в тишине,

Встала баба снеговая

В белом зипуне.

Но темнеет - вот досада! -

Гаснет свет зари,

По домам ребятам надо,

Что ни говори!

Вдруг нахмурилась Наталка,

Ей всего лет пять,

Говорит: - Мне бабу жалко,

Что ж ей тут стоять? -

Скоро стихнет звон трамвая

И взойдёт луна,

Будет баба снеговая                   Под луной одна?!

Мы столпились возле бабы,

Думали - как быть?

Нам подружку ей хотя бы

Нужно раздобыть.

Мы не ели, мы не пили,

Бабу новую слепили.

Скоро стихнет звон трамвая

И взойдёт луна,

Наша баба снеговая

Будет не одна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Загадки.

Во дворе замерзли лужи,                                                  

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

 

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

 

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

 

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

 

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

 

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

 

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)