Проект "Чудесный мир звуков"
проект (старшая группа)

Цель: развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021g._proekt_chudesnyy_mir_zvukov.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад «Родничок» комбинированного вида

ПРОЕКТ «ЧУДЕСНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Разработала:

музыкальный руководитель

Чернова Т.Е.

2020г.

Актуальность проекта

Актуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром; развития инициативности, самостоятельности ребенка, его потребности в самовыражении и формирования предпосылок учебной деятельности.

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Развитие слуха является очень важным аспектом, так как умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом. Работу по развитию слухового восприятия и памяти ребенка начинают с момента его рождения. 

Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слуховая память – это речевые и неречевые звучания (шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей), музыкальная память. По этим направлениям ведется работа описанная в проекте. Проект «Чудесный мир звуков» направлен на развитие умения детей старшего дошкольного возраста слушать и слышать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки.

Гипотеза:

Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия и слухового внимания, то это будет способствовать:

- у детей – развитию слухового восприятия, что влияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие предпосылок успешной социальной адаптации;

- у родителей – созданию условий в семье для развития совместного творчества и развитию коммуникативных навыков в процессе общения с детьми;

-у педагогов- повышению заинтересованности и активности в совместной продуктивной (изготовление шумовых инструментов) и творческой (сочинение и исполнение историй и сказок) деятельности.

Паспорт проекта

Образовательный проект - творческое название «Чудесный мир звуков» по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста и их влияние на развитие музыкальных способностей.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта: долгосрочный

Интеграция образовательных областей: «Познавательно - речевое», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».

 Сроки реализации: октябрь 2020г. -  май 2021 г.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старших групп.

Руководитель проекта: Музыкальный руководитель Чернова Т.Е.

Итоговый продукт:  исполнение сказки- шумелки «Пых». Фотоотчет.

Цель: развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки

Задачи:

- расширять кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, знакомство с музыкальными инструментами;

-развивать умение придумывать свои собственные небольшие сказки и озвучивать их игрой на муз. инструментах;

-воспитывать любознательную, активную творческую личность, коммуникативные качества в процессе взаимодействия взрослых и детей при реализации проекта.

Основные принципы:

-принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности);

-принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);

-принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу);

-принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

Этапы реализации проекта

1 этап.   - постановка цели, выбор методов и приемов реализации проекта

2 этап. Организационно-подготовительный (октябрь):

- анализ и подбор музыкально-педагогической литературы по проблеме развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста.

- беседа    с воспитателями   о   целях и задачах   проекта, привлечение их  к сотрудничеству.

-консультация для воспитателей

3 этап. Основной - реализация проекта (ноябрь-апрель)

Познавательное развитие.

Беседы: «Что такое  звуки?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Звуки вокруг нас», «Звучащие жесты», «Как можно передать настроение?»

Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты», «Тихие и громкие «шумелки».

Презентация: «Музыкальные шумовые инструменты», «Музыкальные сказки –шумелки»

Дидактические игры: "Скажи, что ты слышишь?", «Где позвонили?», "Жмурки с колокольчиком", "Наседка и цыплята", "Шумящие коробочки", "Найди игрушку", "Часовой", "Ветер и птицы", "Узнай по звуку", "Улиточка", "Лягушка", "Улавливай шепот", "Кто летит?";

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

Речевое развитие.

Заучивание стихотворений к дидактическим играм: "Комары и мошки", "Капель" Ю. Полякова, "Апрель" С. Маршака, "Снежный оркестр", "Зимнее рондо", "Теремок", "Тук, тук, деревянный это стук".

Загадывание загадок.

Чтение сказок: «Заяц в лесу», «Мышиная история», «Зима в лесу», «Глупая лисичка», «Страшный пых», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке»

Художественно-эстетическое развитие.

- Знакомство детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах.

- Знакомство с шумовыми инструментами, освоение приёмов игры,

- Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию;

- Совместный подбор шумовых инструментов;

- Подбор нужного приёма игры;

Музыкальные игры: «Играем и молчим», игра -импровизация «Сыграй сам», «Разговор двух инструментов», «Снеговик и Снежинки», «Снежинки, летайте», "Щенок и бабочки",

"Угадай-ка, что звучит?".

Звучащие жесты:

игра "Тутти-фрутти", Игра: «Хлоп-пауза, шлеп-пауза», «Сыграй как я», «Сыграй сам», игра по показу "Пудель и птича".

4 этап. Итоговый. (май)

Ожидаемый результат:

-повышение уровня развития слухового восприятия и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста;

- активность детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития слухового восприятия и слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста;

- внедрение новых технологий в воспитательно - образовательный процесс учреждения;

- создание картотеки игр по развитию слухового внимания и слухового восприятия.

Итоговый продукт:  развлечение «Карнавал у Бумажного короля».

Литература:

1.Т.Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, М, 2006 год.

2.«Этот удивительный ритм» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.: Композитор 2007г.

3.Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.

4.Буренина А.И.Театр всевозможного: От игры до спектакля, 2002.

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...