Конспект организованной образовательной деятельность с детьми и родителями.
план-конспект занятия

Мокрова Анна Александровна

Цель:

1.         Приобщение к истокам русской народной культуры.

2.         Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Задачи.

1. Архитектура.

•          Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.

•          Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).

2. Литейное искусство. Колокола.

Дать понятие о литейном искусстве на Руси:

- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;

- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;

- дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;

- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;

- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);

- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

3. Духовно-нравственное воспитание.

•          Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

•          Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

•          Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)

4. Самостоятельная художественная деятельность детей.

•          Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

•          Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

•          Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.

5. Развитие речевых навыков детей.

Развивать интерес к речи как особому объекту познания:

- учить определять родственные слова:

колокол – колокольня, колокольный;

звон – звонарь, звонница, звонить;

- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;

- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.

Развивать связную речь:

- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).

Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopiya_pril.ppt1.89 МБ
Файл o_chem_poyut_kolokola.docx504.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Царский серебряный колокол

Слайд 3

Колокольня «Иван великий»

Слайд 4

Ростовские звонницы

Слайд 9

Твой черед настал, Молодой звонарь, Пробуди простор, Посильней ударь!

Слайд 10

Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить. Д.Белухин

Слайд 11

Сведения об авторе Ганшу Татьяна Викторовна и Морова Анна Александровна– воспитатели МДОУ д/с «Солнышко» П.Савинский

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

 О чем поют колокола?

 Конспект организованной образовательной деятельность с детьми и родителями.

 Мокрова Анна Александровна

01.01.2015


Цель:

1.        Приобщение к истокам русской народной культуры.

2.        Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Задачи.

1. Архитектура.

•        Дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.

•        Познакомить со старинными известными архитектурными сооружениями (Храм Василия Блаженного в Москве, Московский кремль, Церковь Рождества Богородицы).

2. Литейное искусство. Колокола.

Дать понятие о литейном искусстве на Руси:

- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;

- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;

- дать понятие о памятнике литейного искусства - “Царь-колокол”, об индивидуальной манере и роли династии в мастерстве;

- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;

- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);

- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

3. Духовно-нравственное воспитание.

•        Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

•        Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

•        Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)

4. Самостоятельная художественная деятельность детей.

•        Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

•        Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

•        Учить осваивать новые способы работы с разноцветной, блестящей гелевой краской.

5. Развитие речевых навыков детей.

Развивать интерес к речи как особому объекту познания:

- учить определять родственные слова:

колокол – колокольня, колокольный;

звон – звонарь, звонница, звонить;

- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;

- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.

Развивать связную речь:

- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).

Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Предварительная работа.

•        Лепка колокольчиков из соленого теста.

•        Оформление презентации.

•        Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

•        Оформление выставки “Москва златоглавая”.

•        Экскурсия на выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).

•        Экскурсия по Москве (с использование презентации для старших дошкольников).

•        Заучивание стихотворений А.С. Пушкина,

Материал к занятию.

•        Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

•        Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).

•        Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"

•        Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).

•        Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).

•        Заготовки колокольчиков из соленого теста, гель для рисования, салфетки.

Организация.

Дети сидят полукругом на стульчиках.(Родители рядом)

Воспитатель:

- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!

- Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).

- Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? (Предложить подумать и объяснить:1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “колокольчик”).  

- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).

- Предлагаю повторить скороговорку (по частям – по 2 строки):

Сшит колпак, вязан колпак,  

Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, 

Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать,

Да перевыколоколовать

- Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).

Слайд 1

- Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.

Слайд 2

- Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.

Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.

- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).

- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).

Слайд 3                                                      SAM_0499.JPG

- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

- А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).

Слайд 4

- Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").

- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. (Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко…).

Знакомство с "Царь-колоколом"

- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).

Слайд 5

- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).

- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).                                     SAM_0501.JPG

Физминутка.

Музыкальная игра с колокольчиком

В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.

- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).

Слайд 6, 7.

Обратить внимание детей на выставку “Колокольчики”.

- Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).

- Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.

- Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.

В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

- Красивая легенда, правда?

Устройство колокола

- Хотите узнать, как устроен колокол?

Слайд 8.

- На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).

- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.

- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).

Слайд 9 (зачитать стих).

Легенды колоколов

- О колоколах сложилось много легенд.

* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение?). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).

О церковном звоне "Благовест"

- Самый главный из церковных звонов - "Благовест".

Слайд 10 (Слушание пасхального звона).

- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам…, к нам…, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".

(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).

- Хорошие у нас звонари! А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Жмурки с колокольчиком”

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "Жмурку", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "Жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.

Педагог:

- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: “Москва златоглавая, звон колоколов…” (Предложить послушать фрагмент песни “Москва златоглавая” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо”).

- Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

А. С. Пушкин

Отрывок из стихотворения "Бесы"

1826-1830                                                         SAM_7230.JPG

- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1.      Тема: ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»

Образовательные области:       Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникатив­ное развитие, речевое развитие, физическое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...