Эсследовательско-экспериментальная деятельность с водой
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Дермелева Оксана Викторовна

Ребята  узнали о суойствах вода ,путем исследования и проведения опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_voda.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности

Тема занятия: «Волшебница вода» (средняя группа)

Автор: Дермелева Оксана Викторовна, воспитатель  МБДОУ «детский сад общеразвивающего вида №67» г.Воронеж

Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов  живой и не живой природы»

Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Цели:  

  • Познакомить детей со свойствами воды
  • Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
  • Активизировать и обогатить словарь детей
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: Дети, воспитатель, гостья «капелька».

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Материал: одноразовые шапочки на голову, фартуки, вода, кусочки льда ,картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, яблочный сок, трубочки, молоко, пластиковые стаканчики, пластиковые тарелки и ложки разноцветные пуговицы, соль, сахар, лимон, поднос, мольберт, Пена для опытов, пипетки, цветная бумага, пищевые красители, живые цветы, ваза для цветов, бумажные полотенце и салфетки

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

Дети: Доброе утро!

«Утренний круг»

 Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

-Я хочу, чтобы такое хорошее настроение у нас с вами было целый день!

Воспитатель:

Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (выход «капельки» под музыку)

«Капелька»:

Вот любуюсь свысока,

Нравится мне ваша Земля, голубая и большая,

Красками всегда играет,

Расскажите почему, ведь сама я не пойму!

Воспитатель: Давайте расскажем Капельке, почему наша планета Земля такая красивая?

Дети: Да. Давайте!

Воспитатель: Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше,чем суши! (показ слайдов «Планеты Земля»)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить (показ на проекторе слайдов ,соответсвующие  словам текста)

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?

Дети:

Животным, растениям,насекомым, человеку

Воспитатель:- правильно, молодцы

Молодцы, ребята, спасибо! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды.

Капелька очень рада, что вы так много знаете про воду, что вы добрые и бережливые дети. Вот только она не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим «Капельку» с водичкой. Вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Дети: Да!

Тогда прошу за столы!

2.Исследовательско-экспериментальная деятельность «Волшебница вода»

Воспитатель:

-ребята приглашаю Вас, отправиться в лабораторию и как настоящие ученые провести опыты и узнать о свойствах  чудесного вещества- воды. Но для этого нам нужно переодеться в лаборантов! (одеваем детям шапочки и фартуки)

В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

  • Внимательно слушать воспитателя
  • Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
  • Не забывать после каждого опыта делать выводы

Воспитатель: Один, два, три покружись, в лаборантов превратись!

А сейчас проходите в лабораторию, вставайте вокруг стола, напротив каждого стаканчика.  

Для начала давайте послушаем песенку воды (аудиозапись журчания воды)

Слышите? Что это? Вода льется, и мы слышим ее.

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?

Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2

Воспитатель

- чтобы приступить к следующему опыту пройдем к следующему столу

-ребята посмотри, что перед вами на столе в тарелочках  

Дети

-лёд

Воспитатель

-возьмите его в руки. Какой лёд?

Дети

-холодный

Воспитатель:

Что еще можно сказать про лёд. Лёд твёрдый?

Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему

- посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?

Дети:

- в воду.

Воспитатель:

Сделаем вывод: лёд – это точно вода. Мы узнали ещё одно свойство воды -  она может быть не только в жидком, но и в твёрдом  состоянии, когда замерзает, превращается в лёд. Показ символа (вывешивается на доске)

Мы провели два опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды, перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.

Воспитатель: Ребята, а давайте узнаем какого цвета вода?

-посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (белого)

- а что  вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого  цвета вода? Закройте глаза. Я Опыт № 3

опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила

- открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком , вы можете сказать (нет) Почему? (ответ детей) теперь предлагаю вытащить  пуговицы из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета пуговица(да)

Почему ? потому что  вода - прозрачная) Показ символа(вывешивается на доске).

-ребята вы молоды. Сделаем вывод: вода не имеет цвета.

Опыт № 4

Воспитатель:

-ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запас у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт

Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый)

Как вы догадались, что сок апельсиновый  ( пахнет апельсином)

А теперь возьмите  стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха)

- так есть ли запах у воды??

Дети: -Нет!

Воспитатель: -какой  Вывод  можно сделать: У воды нет запаха! Показ символа (вывешивается на доске)

Опыт № 5

Воспитатель

-ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус? (кислый)

- а конфета (сладкая)

-интересно, а есть ли вкус у воды?  Возьмите стакан с яблочного сока, попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (вкус яблока)

-а теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (без вкуса)

Так есть ли вкус у воды? (нет)

ВыводУ воды нет вкуса!

Воспитатель

- вы правы ребята, у воды нет в вкуса.Показ символа(вывешивается на доске)

Опыт № 6

Воспитатель: - и последнее свойство, которое мы узнаем! Есть ли у воды форма?

- Давайте  выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей)  Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод :вода не имеет формы! Показ символа(вывешивается на доске).

Физминутка «Дождик»

Капля раз, капля два (прыжки на носочках руки на пояс)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли (согнуть руки, над головой)

Воспитатель подводит детей к доске. Ребята давайте, еще раз напомним нашей гостье, свойства воды по схеме (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии)

«Капелька»:

-Спасибо ребята, я узнала много нового! У меня для вас есть тоже сюрприз!

Проводит опыты с водой (раздает детям цветы из бумаги, опускает в воду и они раскрываются)

«Капелька»: -Прощайте ребята! Уходит

Воспитатель: -а теперь ребята, главный ученый покажет вам несколько опытов и докажет, что вода «волшебная»

3.Показ опытов воспитателем.

  1. Опыт «Карандаши в пакете»
  2. Опыт «Дождь в стакане»
  3. Опыт «Растения пьют цветную воду»

Вывод общий: вода - чудесное вещество, она нужна не только человеку, но и растениям, животным для жизни. Без воды нет жизни на земле.

Воспитатель:

- вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что тебе понравилось делать (вопрос адресуется к каждому ребенку) что нового узнали о свойствах воды?

 Воспитатель: -а теперь ребята давайте возвращаться обратно в сад! Раз, два, три покружись,обратно в садик возвратись!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?

Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....