ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.
статья (подготовительная группа)

Рылова Ирина Алексеевна

В статье представлен опыт работы с родителями при проведении групповых праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ГАРМОНИЗАЦИЯ  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Рылова И.А. ,воспитатель высшей категории

                                                                  ГБДОУ № 24 компенсирующего вида администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга  

Развлечения и праздники детей – не только форма отдыха, но и мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются  интересы, потребности, способности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребёнка.  Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Слова, движения, музыка, цвет, оформление стола, костюмы – всё это развивает эстетический вкус. Кроме того, активное участие в играх, соревнованиях раскрепощает ребёнка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды, подарки (его личные достижения) остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Почему мы выбрали такой вид работы, как совместные с родителями праздники?

У детей с нарушением зрения затруднен контакт с другими детьми и взрослыми. Они замкнуты, зажаты, не эмоциональны. Детям трудно рассказывать с выражением стихотворение, передать мимику, жесты героя сказки, им сложно сопереживать другим детям во время соревновательных игр, мало смеются. Все это мы наблюдаем в процессе взаимодействия с детьми с нарушением зрения.

Проведение совместных с родителями праздников решает ряд задач:

  • знакомство детей с различными формами проведения праздников;
  • повышение у родителей педагогической грамотности, знания психологических и возрастных особенностей детей. Родители принимают участие в организации праздника, подбирая, под руководством воспитателя, соответствующие возрасту детей игры и конкурсы, помогают в оформлении помещения и подготовке необходимых для праздника материалов. На празднике родители не только принимают непосредственное участие в играх и соревнованиях, но и могут учиться у воспитателя приёмам организации игры, поощрения и поддержке детей. На праздниках родители имеют возможность в неформальной обстановке наблюдать не только своего ребёнка, но и других детей: то как дети общаются, как себя ведут и пр., что несомненно повышает объективность восприятия собственного ребёнка – его достижений и отставаний, помогает уточнить диапазон возрастных возможностей детей;
  • улучшение социально – психологического климата в группе. Совместные с родителями праздники дают огромный положительный эмоциональный заряд, который и после праздника будет способствовать хорошему микроклимату в группе. Участие в праздниках позволяет родителям лучше узнать друг друга, что снижает формализм в их отношениях и в отношениях между родителями и воспитателями. Всё это даёт возможность корректировать конфликтные отношения между детьми не только на уровне «дети – воспитатель», но и «дети – родители» и «родители – родители», что, несомненно, ведёт к более гармоничным взаимоотношениям в группе;
  • гармонизация детско–родительских отношений. Участие родителей в праздниках, с одной стороны, позволяет взглянуть на собственных детей в необычной ситуации группового праздника. Так родители могут вдруг обнаружить, что их «неумеха» ловчее других может бросать мяч в цель, а маленький «эгоист» дома вдруг превращается в самого внимательного и заботливого хозяина группы, который принимает гостей и старается, чтобы всем было хорошо. С другой стороны, ребёнок так же имеет возможность узнать нечто новое о своих родителях. Оказывается, папа может быть весёлым «зайцем», собирающим «морковки», а не только серьёзным, а к вечеру и усталым начальником, а мама совсем не сердится, когда ты нечаянно растрепал ей волосы, когда «одевал на прогулку». Родители могут увидеть, как ведут себя другие дети, как они общаются с родителями и друг с другом и внести коррективы в построении отношений в собственной семье;
  • совместные праздники позволяют координировать работу воспитателя и родителей, опираясь на анализ поведения ребёнка, которое наблюдали родитель и воспитатель на празднике. Кроме того, подготовительная работа к празднику позволяет создавать на празднике специальные педагогические ситуации, позволяющие выявить те или иные особенности поведения ребёнка, и позволяющие решить педагогические задачи;
  • ещё одной важной задачей, решаемой при проведении совместных праздников. Является знакомство родителей с различными формами организации детских праздников, включая такие важные моменты, как сервировка стола, выбор праздничных блюд, подготовка подарков, проведение весёлых игр, конкурсов, соревнований. Так как ряд праздников проводится в форме чаепития, важным моментом, на который обращается внимание, является выработка правил поведения за праздничным столом – умение поддерживать разговор, правильно обращаться с посудой и столовыми приборами, вежливо обращаться, чтобы передали какое-то блюдо или напиток.

Сначала мы проводили праздники только с детьми. Но постепенно родители стали проявлять интерес. С каждым праздником всё больше родителей приходило к нам, причём приходили целыми семьями. А теперь это уже традиция группы. Родители из наблюдателей превратились в активных участников и помощников.

Работа эта сложная, трудоёмкая, хлопотливая, но испытываешь огромное удовлетворение, когда видишь счастливые лица родителей, сияющие глаза детей, слышишь их звонкий смех. Всё это сближает родителей друг с другом, детей и родителей, педагогов и родителей, детей со своими сверстниками.

В праздниках, которые мы организуем и проводим, принимают самое активное и дети, и родители, и гости. Здесь все на равных. Никто не стесняется, никто не отказывается участвовать в играх, конкурсах.

Как дети, так и взрослые получают огромное удовлетворение, заряд бодрости, оптимизма, отдыхают душой от нашей суетливой жизни, забывают обо всех неприятностях, горестях.

Вот высказывания некоторых родителей:

«Дома мы не отмечаем праздников. Но в группе было так весело, спокойно, интересно! Свою внучку я увидела совсем с другой стороны! Большое спасибо!»

«Я так заинтересовалась конкурсами, что стала их использовать на семейных праздниках, днях рождения дочери и всех членов семьи. У меня теперь целая тетрадь записей. Помогаю учительнице проводить классные мероприятия. А домашние праздники стали веселее, радостнее, не превращаются только в еду и питьё за столом!»

«Получили огромное удовольствие. Отдохнули, повеселились, раскрепостились, попробовали вкусных вещей, вспомнили детство. Это было просто здорово!!!»

Среди проводимых нами праздников в рамках совместного взаимодействия педагогов, родителей и детей с нарушением зрения выделяются:

  • любимый, долгожданный, сказочный и весёлый Новогодний праздник;
  • праздник будущих защитников Отечества. В основном участвуют наши мальчики – они именинники, их поздравляют, о них заботятся, за ними ухаживают. Они демонстрируют свою силу, ловкость, выносливость, внимание, доброту, заботу;
  • праздник весны, женщин, мам, девочек. Здесь всё внимание девочкам, мамам, бабушкам, сотрудникам детского сада;
  • дни рождения (объединяем по сезонам);
  • праздник «До свиданья, детский сад!». Это трогательный, торжественный, прощальный праздник, всегда со слезами.

Принимая детей в детский сад, на первом же родительском собрании, рассказываем о традиции группы проводить праздники, спрашиваем согласия родителей, рассказываем, как проходят праздники, показываем фотографии, слайды, диски. Проводим консультацию о проведении дней рождения.

В статье приводим примерный план консультации.

Вопросы для освещения темы:

Где проводить? Тут всё зависит от образа жизни каждой семьи, времени года, природных условий. Это может быть прогулка в лес, на озеро, поездка на теплоходе и т.п. В других случаях – посещение всей семьёй театра, катка, кафе, цирка, парка. Детский праздник может проходить дома.

– Кого пригласить? Следует избегать в этот день застолья взрослых. Лучше, если придут сверстники.

– Как подготовить комнату? Торжественность праздника подчёркивается всей окружающей обстановкой в доме, подготовкой помещений: квартиру тщательно убирают, украшают. Сейчас можно дать волю любым фантазиям, использовать для украшения шары, цветы, плакаты, фотогазеты. Можно пригласить специалистов по дизайну, флористов и т. п. Во всех хлопотах должны участвовать дети. Внешний вид именинника также важен: его костюм, прическа.

– Как составить меню детского праздника? Обдумывая меню, нужно учитывать не только вкусовые качества и эстетику оформления кушаний, но и время дня, года, уровень сформированности у детей навыков еды.

Как организовать игровую среду праздника? Номера подбирать в зависимости от возраста и возможностей детей с нарушением зрения. Это могут быть песни, стихи, пляски, викторины, спортивные соревнования, лотереи, подвижные игры, инсценировки.

– Какой подарить подарок? Подарок - неотъемлемая часть праздника. Родители учитывают самую заветную мечту ребёнка. Важно относиться к подарку внимательно, учитывая финансовые возможности, возраст и уровень развития ребёнка. Подарок лучше подарить ребенку до прихода гостей, чтобы он мог его рассмотреть и порадоваться.

Конечно, основное внимание в статье мы хотели бы обратить на то, как готовятся и проводятся совместные праздники для детей с нарушением зрения и их родителей в нашей дошкольной организации.

Деятельность детей с нарушением зрения на празднике разнообразна: чтение стихотворений, песни, танцы, участие в конкурсах, играх, аттракционах. Хорошая подготовка, продуманный сценарий, чёткая организация – всё это определяет поведение и настроение каждого участника праздника.

Прежде чем начать проводить такие групповые праздники мы проводим большую подготовительную работу. Она заключается не только и не столько в продумывании конкурсов, размещении гостей, оформлении, но и в подготовке детей с нарушением зрения: формировании у них умений и навыков поведения за столом, развитие взаимодействия друг с другом, подготовке к участию в разнообразных конкурсах.

Поэтому знакомим детей с правилами поведения за столом, учим есть аккуратно, красиво, чисто, ухаживать за столом за соседом, вести спокойную, непринуждённую беседу. Дети знают, что нельзя кричать друг другу, хватать угощения, брать их с другого стола, стремиться участвовать во всех конкурсах, не давая возможности высказаться или участвовать другим и т. п.

С этой целью проводим беседы, читаем книги, например: Л. Васильева – Гангус «Азбука вежливости». Именно это литературное произведение оказало в нашей работе особую помощь.

Дети участвуют в играх по общению, разыгрывают игровые ситуации.     Например, игра «Цветик – семицветик» помогает детям научиться сотрудничать со сверстниками, развивает умение делать правильный выбор. Игра «Ищем клад» способствует развитию доверия, помогает лучше понять друг друга. Игра «Встреча с другом» - уметь выражать радость.

За много веков существования традиций приглашать гостей человечество выработало целый свод правил, которыми должны руководствоваться хозяева и гости. Он предусматривает множество вещей: как приглашать гостей, как следует рассаживать их за столом, как вести себя приглашённым, а как хозяевам. Знание этих правил необходимо, так как позволяет человеку чувствовать себя свободно в любом обществе. Это и стараемся привить детям.

На наших групповых праздниках царит атмосфера доверия, любви, личного контакта, искренности, взаимного понимания, чуткости, заботы друг о друге. Всё это создаёт положительный эмоционально – нравственный микроклимат, укрепляет родительскую любовь, способствует духовному развитию ребёнка, его отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к ближнему и других благородных человеческих качеств.

 Дети становятся более смелыми, уверенными в себе, общительными, эмоциональными, они учатся преодолевать робость, в них раскрываются способности, развивается активность, формируются творческие способности.

Однако не надо забывать, что дети быстро возбуждаются, поэтому не следует допускать безудержного веселья, большого количества конкурсов, номеров и т.п. Материал лучше распределять так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых.

Итак, дети получили знания, умения, научились общаться. Родители проявили интерес. Теперь можно начинать предварительную подготовку к празднику.

 Праздник только тогда станет праздником, когда будет проявлена фантазия, выдумка, изобразительность, креативность и, самое главное, желание взяться за подготовку всем вместе – воспитателям, родителям, детям.

Главное, о чём следует помнить - не переживать, если что-то произойдет не так, как хотелось бы, не обращать на это внимание, но потом сделать выводы. Очень важно, чтобы дети участвовали в подготовке праздника: изготовили приглашения, украсили группу, накрыли стол совместно со взрослыми. Вовлекая детей, мы учим их серьёзному отношению к празднику, заботе друг о друге, а это, в конечном счёте, объединяет группу.

Подготовка включает несколько этапов.

1 этап – определить тему праздника. Это помогает сконцентрировать усилия в определённом направлении. А отсюда появляются идеи о том, какие приготовить приглашения, как украсить группу, какие приготовить угощения. Предварительно обговариваем с родителями наряды детей, угощения и т. п.

2 этап – продумать и составить план: тема праздника; оформление приглашений; украшение группы; украшение, оформление столов; место раздевания и посадки гостей; праздничное меню; подарки, призы; конкурсы и что приготовить для их проведения; музыкальное сопровождение; уборка помещения после праздника [2, 3, 4].

3 этап – изготовление приглашений, оформление группы, столов, посадка за столами с учетом интересов и дружбы детей и родителей, характеров детей, их активность или пассивность и т.п.

Проводя групповые праздники, мы тем самым вносим разрядку в привычную обстановку, переключаем внимание детей с нарушением зрения, создаём весёлое, приподнятое настроение. Систематическое проведение праздников обогащает жизнь детей, способствует более полному их развитию. У детей формируется вкус, умение вести себя непринуждённо и правильно в любом месте, чувство юмора.

Вот некоторые примеры юмористических конкурсов для детей и взрослых: «Найди своего ребёнка по носу или под маской», «Кто быстрее нарядится в юбку и завяжет платок» (для мальчиков), «Как мама крепко любит своего ребёнка», «Завяжи бант сыну» [1].

         Таким образом, проведение совместных с родителями праздников для детей позволяет решить обширный ряд задач – повышения общей культуры детей, психолого–педагогического обучения родителей, улучшения  эмоционально – психологического климата в группе, гармонизации детско–родительских отношений.

Список использованной литературы

  1. Михайлова – Свирская Л.В. «Работа с родителями» Пособие для педагогов ДОО Изд Просвещение 2018
  2. Пашнина В.М. Весело живем. Увлекательные игры на каждый день. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
  3. Шитова Е. А. «Работа с родителями» Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет. Изд. Учитель 2020
  4. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду» . Изд. Учитель 2019
  5. Рябухина Н.В. Готовим детский праздник. От миниатюры до мюзикла на большой сцене.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
  6. Крикленко О.В. «Речевые путешествия». Сценарии праздников и развлечений для детей 5-7 лет. Изд Сфера 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Совместная деятельность с детьми с нарушениями зрения «Здравствуй солнышко осеннее»

Программные задачи:1. Развивать зрительно-моторную  координацию.2. Развивать слуховое восприятие.3. Учить детей собирать предметы по словесной установке педагога.4. Учить ориентироваться в ...

Совместная деятельность с детьми с нарушениями зрения «Осень золотистая в гости к нам пришла»

Программное содержание:1. Продолжать знакомить детей с признаками осенней поры, обобщать знания об овощах.2. Развивать зрительно-моторную  координацию.3. Учить детей собирать предметы по словесно...

Методическая разработка Конспект совместной деятельности с детьми с нарушением зрения "Осенний лес"

методическая разработка. Совместная деятельность воспитателя с детьми с нарушением зрения....

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...