Статья "Научная игрушка"
статья (подготовительная группа)

Соплина Наталья Владимировна

В данной статье отражен опыт организации деятельности по созданию научной игрушки в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nauchnaya_igrushka.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Соплина Наталья Владимировна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 15 «Ромашка»

п. Пижма Тоншаевского р-на Нижегородской обл.

E-mail: soplina.natali@mail.ru

Из опыта организации деятельности по созданию научной игрушки в ДОУ

Аннотация. В данной статье отражен опыт организации деятельности по созданию научной игрушки в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: научная игрушка, игрушка-манипулятор, телескопический механизм, кривошипный механизм, кулачковый механизм, гидравлический привод, пневматика, реактивное движение, фрикционный механизм, инженерные способности.

Современные условия социально-экономического развития страны диктуют необходимость опережающего развития научных направлений, исследований и технико-технологических разработок. Стратегическая цель развития инженерного образования в России состоит в создании адаптивной, непрерывной системы опережающего научно-технического образования на основе личностно-ориентированной направленности образовательного процесса.

Деятельность по созданию научной игрушки направлена на раннее развитие у детей инженерного и научного мышления, реализацию их творческих, познавательных, исследовательских и коммуникативных потребностей.

Научная игрушка – это игрушка, демонстрирующая законы естествознания в выпуклой, занимательной, необычной, парадоксальной форме. Для того чтобы ребенок мог оценить красоту такого изделия, он должен обладать не только естественным для указанного возраста любопытством и жаждой знаний, но и некоторым опытом и зрелостью, позволяющими отличить оригинальное от тривиального.

Данное направление нашей работы дает возможность подготовить ребенка к опережающему восприятию физики как науки в понятной и доступной форме. В ходе обучения дети вовлекаются в процесс трудовой деятельности, близкой по характеру к труду взрослых, что позволяет им получить удовлетворение процессом и результатами своей работы.

В нашей деятельности усилен проблемный и творческий компонент образовательного процесса за счет включения игрового и поискового элементов в обучение. Мы не разъясняем принцип действия технической игрушки до мельчайших подробностей, т. к. ребенок еще не располагает необходимым понятийным аппаратом, а организуем получение знаний на основе знакомства с явлениями опытным путем. Это является отличной основой для последующего изучения физики и получения дополнительного образования в объединениях технической направленности.

В образовательном процессе реализуются следующие педагогические принципы:

  • посильности обучения, т. е. соответствия предлагаемого содержания и форм обучения особенностям, возможностям, интересам детей;
  • обучения от простого к сложному;
  • единства теории и практики, опоры на наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;
  • обучения в игре: игра делает процесс познания легким и понятным для ребенка, создает радостный эмоциональный фон занятия;
  • самостоятельности, т. е. максимально возможной на данном этапе обучения организации тех видов работы, которые ребенок может выполнить сам.

Деятельность по созданию научной игрушки направлена на:

  • формирование системы первичных естественнонаучных знаний, умений, навыков и способов практической деятельности;
  • повышение уверенности в своих научных и творческих способностях.

Деятельность по созданию научной игрушки позволяет последовательно и с развивающимся усложнением представить учащимся различные виды научно-технических игрушек и вместе с тем систематизированно продемонстрировать детям основные физические закономерности.

В нашей работе мы опираемся на разработки Галатоновой Т.Е. и Невидимовой Т.И. Нами изготавливаются научные игрушки с телескопическими («Лягушка-квакушка», «Телескопический зоопарк»), кривошипными («Кривошипный театр», «Кривошипная ящерка», «Топотун»), кулачковыми, фрикционными («Карусель с фрикционными механизмом») механизмами, гидравлическим приводом («Скачущий кенгуру», «Кран с гидроприводом», «Гидравлический лыжник»), пневматикой («Пневморакета») и реактивным движением («Реактивная вертушка»), а также игрушки-манипуляторы («Манипулятор-рука», «Пантограф-манипулятор», «Кран-манипулятор»).

Основными формами проведения занятий являются:

  • игровое занятие (форма учебной деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры),
  • творческая мастерская (форма обучения, которая создает условия для подхода каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия),
  • мастер-класс (интерактивное занятие, которое проводится педагогом).

Применяемые формы занятий носят развивающий характер и направлены на формирование опыта детей, развитие их творческих навыков; стимулируют интерес воспитанников к естественным наукам. Сочетание данных форм занятий обусловливает низкий порог вхождения, делает образовательный процесс доступным и понятным, создает положительный эмоциональный фон восприятия учебного материала, что поддерживает мотивированность детей.

На наших занятиях работа ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Материально-техническим оснащением обучения созданию научной игрушки являются шаблоны (схемы) игрушек для бумажного конструирования, инструменты (ножницы для разных материалов, степлеры со скобками, термоклей, шило, линейки, канцелярский нож, циркуль, булавки, дыроколы (пробойники), расходные материалы (канцтовары, хозяйственные материалы, строительные товары, товары для творчества).

В нашей деятельности мы используем следующие методы работы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый.

При обучении изготовлению научной игрушки мы применяем такие современные педагогические технологии как игра, диалоговые технологии и технология проблемного обучения.

Деятельностью по созданию научной игрушки мы занимаемся уже год. Данная деятельность отличалась от всех остальных и сразу привлекла внимание как детей, так и их родителей. Несмотря на такой короткий срок уже видны результаты. У воспитанников появился интерес к инженерии, стали развиваться инженерные способности, любознательность. Как было сказано выше, данная деятельность заинтересовала родителей воспитанников. Они во всем помогают детям, воспроизводят дома такие же игрушки, которые изготавливались на занятиях в ДОУ.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем совершенствоваться и создавать новые научные игрушки, пробуждая у детей интерес к естествознанию.

Библиографический список:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
  2. Галатонова, Т.Е. Стань инженером [Текст] / Т.Е. Галатонова. – М.: КТК «Галактика», 2020. – 120 с.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей̆. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  4. Невидимова, Т.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Научная игрушка» [Текст] / Т.И. Невидимова. – СПб.: ГБОУ ДО ЦДТТ «СТАРТ+», 2017. – 28 с.
  5. Сообщество «Научная игрушка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/kids_kits

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...