Проект "В мире профессий"
проект (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем .Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_professiy._starshaya_gruppa.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Анжеро-Судженского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 23»

ПРОЕКТ

по ранней профориентации

дошкольников

«В мире профессий»

Старшая группа

                     

Воспитатель: Недведская Ирина Викторовна

2021–2022 гг

Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников

в старшей группе.

Тема: В мире профессий.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: коллективный.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников (законные представители).

Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи проекта:

  • формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;
  • использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий;
  • привлечь родителей к проектной деятельности.

Актуальность проекта: Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем .Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.

Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.

Материально-технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.

Методическое обеспечение проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.

Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители (законные представители).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.

II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки.

III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта.

Ожидаемые результаты для детей и родителей: В процессе тематической деятельности детей расширят свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; будут  выражают желание, кем они захотят хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У родителей воспитанников появится  твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста.

Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования. Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.

Литература:

Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».

Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».

Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».

Е. А. Алябьева «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».

Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru.

Примерный тематический план проекта

Месяц

Модули проекта

Задачи

Формы проведения

Материалы, оборудование

Сентябрь

Диагностика знаний детей о профессиях

Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.

Беседа, обсуждение, опрос и т.п.

Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.

«Профессии в детском саду»

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов.

Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме.

Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям и др..

Мультимедийное оборудование, презентации, иллюстрации.

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др.

Октябрь

«Профессии моих родителей»

Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей.

Подготовка детьми и родителями презентации или альбомов с фотографиями о работе родителей.

Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др.

Ноябрь

«Врач»

Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод и др.

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др.

Тематические презентации, иллюстрации и др.

«Фармацевт»

Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседы, обсуждения, экскурсия в аптеку.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека».

Тематические презентации, иллюстрации и др.

Декабрь

«Почтальон»

Знакомить детей с городской почтой, её назначением, расширять знания о работниках почты. Воспитывать навыки поведения в общественных местах.

Экскурсия на городскую почту.

Сюжетно-ролевая игра «На почте».

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта».

Тематические презентации, иллюстрации и др.

«Строитель»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим строительных специальностей.

НОД, экскурсии на стройку (рядом со стройкой), беседы, обсуждения, сюжетно-ролевые игры и др.

Основные понятия: каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, цемент, щебень и др.

Тематические презентации, иллюстрации разновидностей домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.

Атрибуты для сюжетной игры «На стройке» и др.

Январь

«Кто работает в банке?»

Формировать представления детей о профессиях банковских служащих.

Какое учреждение называется банком? Банковские работники: экономисты, кассиры, кредитный консультант.

Это учреждение, где производят действия с деньгами, а так же их хранение.

Беседы, моделирование сюжетно-ролевой игры.

Основные понятия: сценарий, подготовка  атрибутов.

Атрибуты для моделирования сюжетно-ролевой игры «Банк»:

Банкомат, банковские карты, купюры.

Февраль

«Пожарная часть»

Познакомить с профессиональной деятельностью пожарных.

Беседы, экскурсия в пожарную часть, сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть».

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, пожарный рукав.

Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара и др.

«Профессия военный»

Знакомить детей с профессиями военнослужащих. Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными).

НОД, беседы, подготовка выставки и др.

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, сапёры, пограничники, героизм, патриотизм и др.

Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.

Март

«Домохозяйка»

Познакомить детей с особенностями труда домохозяйки. Воспитывать уважение к труду домохозяйки.

Презентации «Моя мама домохозяйка», беседы, встречи с мамами-домохозяйками, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая и др.

Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.

Атрибуты для сюжетной игры «Домохозяйка».

«Парикмахер», «Косметолог»

Знакомить с особенностями профессий парикмахера и косметолога.

Беседы, обсуждения, экскурсии в салон красоты, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: ножницы, фен, лак, расчёска, стрижка, причёска, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и др.

Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина».

Апрель

«Отдел полиции»

Формировать представление о профессиональной деятельности полицейских.

НОД, беседы, обсуждения, встреча с полицейским, сюжетно-ролевая игра, выставка рисунков и поделок и др.

Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, следователь, криминалист, улика, фоторобот и др.

Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.

Атрибуты для сюжетной игры «Отдел полиции» и др.

«Лесник»

Познакомить детей с профессией лесник. Воспитывать уважение к труду лесника.

Основные понятия: заповедник, животные и растения «Красной книги».

Мультимедийное оборудование, презентация, фотографии, иллюстрации.

Май

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Закрепить представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать уважение и любовь к труду взрослых.

Игровая программа.

Музыка, эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация.

Атрибуты для разных профессий.

Диагностика знаний детей о профессиях

Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.

Беседа, обсуждение, опрос и т.п.

Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.

Работа с родителями: Анкетирование родителей по теме «Что знают дети о профессиях своих родителей?»

Консультации для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.

Совместное изготовление с родителями альбома «Профессии родителей».

Участие родителей в мероприятиях, занятиях, акции «Дом профессий».

Результат: Обсуждение итогов, игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; акция «Дом профессий»; альбом «Профессии родителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

"В мире профессий. Профессии города и деревни"

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....