Проект «Калейдоскоп профессий»
проект (старшая группа)

Айдакова Александра Васильевна

      Дошкольный возраст детей является более благополучным периодом для развития любознательности, что позволяет сформировать у детей потребность в самостоятельной деятельности с учетом их желаний и интересов.  Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. В детском саду дети знакомятся с многообразием профессий, с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в сельском поселении (районе, регионе).  А перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. В настоящее время нужно ориентироваться на способность находить информацию, разбираться в ней, и по-иному мыслить, отсеивать ее и вычленять самое важное. Возможно, у ребенка есть предрасположенность именно к творческой работе, но в связи с тем, что он не имеет знаний о возможностях их применения, выбирает профессию, с которой его ранее познакомили. Конечно, творческое мышление в той или иной степени присутствует в каждом деле, и следственно, в каждой профессии. Однако существуют так называемые творческие профессии, где вся работа строится именно на создании чего-либо нового, и творческое мышление является обязательным элементом. Особенностью людей творческих профессий является не только наличие знаний в той или иной области, но и умение творить, созидать, воплощать художественные образы.

       В связи с тем, что работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на раннюю профориентацию, на требования современного рынка труда, на рейтинг популярных современных, творческих профессий натолкнула на разработку инновационного проекта «Калейдоскоп профессий», направленного на ознакомление дошкольников с творческими профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_rannyaya_proekt.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Северяночка» с. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО

                                                                                               

                                                                                                                                                       

                                                                                               

Проект

«Калейдоскоп профессий»

Вид проекта: познавательно-игровой, творческий

Авторы проекта

Мадеева Н.Б., Айдакова А.В., Филиппова Т.В., Кауфман А.Н., Печоркина Т.В., Михайлова А.А.

2020г.

Краткая аннотация проекта
«Калейдоскоп профессий» для детей 5-7 лет

Проект «Калейдоскоп профессий» направлен на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста. Проект знакомит: с трудом взрослых творческих профессий; формирует представления о различных сторонах трудовой деятельности; воспитывает уважение к людям труда.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект «Калейдоскоп профессий»

Авторы проекта

Мадеева Н.Б., Филиппова Т.В., Айдакова А.В., Кауфман А.Н., Печоркина Т.В., Михайлова А.А.

Исполнители проекта

Коллектив МБДОУ «Детский сад «Северяночка», дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

Паспортная информация

Юридическое наименование организации (полное)

МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА»

Юридический адрес/фактический адрес (если отличается)

Мира ул., д.1А, с. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО 629644

Ф.И.О. руководителя (полностью)

Зайцева Светлана Викторовна

Телефон, факс, e-mail учреждения

Телефон (34994)6-13-03, 6-15-03, тел.\факс (34994) 6-15-03 severjnochka74@mail.ru

Адрес сайта учреждения

горки-северяночка. рф  

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, и актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,

Автомеханик, финансист и менеджер и визажист…

И ты скорее подрастай, профессией овладевай,

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

Блок целеполагания инновационного проекта

     

     В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения.  Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно уже в дошкольном детстве.

        В рамках преемственности детский сад является первой и важной ступенью трудового воспитания подрастающего поколения в единой непрерывной системе образования. К сожалению, нет преемственности в работе по ранней профориентации детского сада и учебных заведений. В дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания проблеме профориентации. Причина этому, отсутствие в программах ДОО направления работы по профориентации дошкольников.

      Дошкольный возраст детей является более благополучным периодом для развития любознательности, что позволяет сформировать у детей потребность в самостоятельной деятельности с учетом их желаний и интересов.  Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. В детском саду дети знакомятся с многообразием профессий, с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в сельском поселении (районе, регионе).  А перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. В настоящее время нужно ориентироваться на способность находить информацию, разбираться в ней, и по-иному мыслить, отсеивать ее и вычленять самое важное. Возможно, у ребенка есть предрасположенность именно к творческой работе, но в связи с тем, что он не имеет знаний о возможностях их применения, выбирает профессию, с которой его ранее познакомили. Конечно, творческое мышление в той или иной степени присутствует в каждом деле, и следственно, в каждой профессии. Однако существуют так называемые творческие профессии, где вся работа строится именно на создании чего-либо нового, и творческое мышление является обязательным элементом. Особенностью людей творческих профессий является не только наличие знаний в той или иной области, но и умение творить, созидать, воплощать художественные образы. 

       В связи с тем, что работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на раннюю профориентацию, на требования современного рынка труда, на рейтинг популярных современных, творческих профессий натолкнула на разработку инновационного проекта «Калейдоскоп профессий», направленного на ознакомление дошкольников с творческими профессиями.

          Актуальность данного проекта подтверждается материалами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей. Без уважения к людям труда нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе.   

        В Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1 «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» дается определение «Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

        Важность и необходимость ранней профориентации отмечено на 13 традиционной пресс-конференции президентом РФ В.В. Путиным: «Лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии…». Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» предусмотрено «..развитие механизмов ранней профессиональной ориентации ребенка и формирование индивидуального учебного плана…..». Проект рассматривает раннюю профориентацию как систему мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию детей, в том числе детей младшего школьного и дошкольного возраста, и навигацию по существующим профессиям и профессиональным областям, подготовку к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей экономики в кадрах).

     В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяются приоритеты государственной политики в области воспитания: «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности…».

   В результате реализации инновационного проекта «Калейдоскоп профессий» будут созданы:

  • Модель ранней профориентации дошкольников ДОУ на творческие профессии;
  • Студии, представляющие собой специальную среду с учётом специфики творческих профессий и созданы условия для игрового сюжета.
  • Викторина – игра «В мире творческих профессий» (как итоговая диагностика)

           Ранняя профориентация является опережающей формой воспитательно-образовательной работы в дошкольных организациях России. Разработанная практико-ориентированная модель ранней профориентации воспитанников ДОУ на творческие профессии является инновационной, так как в педагогической науке и практике не описаны подобные модели, недостаточно разработаны механизмы и технологии организации данного процесса. Надеемся, профориентационная работа будет продолжена с воспитанниками в начальном звене школы.

           Инновационный проект объединяет педагогов, детей, родителей, открывает возможности работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребёнок, участвуя в проектной деятельности, может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, проявить уверенность в своих силах. В профессиональной ориентации детей дошкольного возраста технология проектной деятельности предоставляет возможность детям быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности. Она формирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых. Участие в проекте открывает перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, радости творчества и созидания. Создавая своими руками, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Наименование проекта: «Калейдоскоп профессий»

Заинтересованные стороны:

  • Воспитанники ДОУ и их родители (законные представители);
  • Педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения,

Новизна проекта заключается:

  • в разработке модели современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, неразрывно связанной с позитивной социализацией, продиктованной и обусловленной потребностью в образовательной сфере, сопровождающейся запросами современного общества, помогающей детям осознать важность, необходимость, оригинальность каждой творческой профессии;
  • формировании развивающей предметно-пространственной среды путем создания студий (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в играх, в выборе деятельности);
  • социального партнерства детей и взрослых.

Ожидаемые продукты:

  • Модель ранней профориентации дошкольников ДОУ на творческие профессии;
  • Студии, представляющие собой специальную среду с учётом специфики творческих профессий и созданы условия для игрового сюжета;
  • Викторина – игра «В мире творческих профессий» как итоговая диагностика.

Ожидаемые результаты: 

  • разработан и реализован долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с творческими профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
  • создание обновленной развивающей предметно-пространственной среды- студий;
  • разработаны критерии и показатели эффективности системы ранней профориентации дошкольного возраста (Викторина – игра «В мире творческих профессий»);
  • сформированы у детей представления и интерес к творческим профессиям взрослых, умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • осознана важность, необходимость, оригинальность каждой профессии;
  • развиты познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей, самостоятельность, активность;
  • активное участие родителей в образовательной деятельности.

Ожидаемые внешние эффекты:

  • разработанная модель ранней профориентации приведет к положительным изменениям в формировании и развитии социокультурных и профориентационных понятий дошкольников и будет востребована другими образовательными учреждениями района;
  • получит распространение практический опыт;
  •  изменится отношение родителей к процессу раннего профориентационного воспитания детей и образовательному процессу в дошкольном учреждении;
  • повысится статус образовательного учреждения в глазах родительской

          общественности;

  • будет обеспечено равенство возможностей для каждого ребенка (в том числе для детей с трудностями в обучении и ОВЗ).

Цель проекта: Создание модели образовательной системы, обеспечивающей раннюю профориентацию в современных условиях дошкольного образования, направленной на формирование представлений о специфике творческих профессий, осознания важности, необходимости, оригинальности каждой творческой профессии через организацию развивающей среды - студий и включение детей в совместную с педагогом и самостоятельную деятельность.

Задачи:

  • разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с творческими профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
  • создать развивающую профессионально-ориентированную среду- студии, способствующую формированию у детей дошкольного возраста представления о мире творческих профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;
  • разработать критерии и показатели эффективности системы ранней профориентации дошкольного возраста;
  • формировать у детей представления и интерес к современным творческим профессиям и истории их возникновения, умение отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • помочь осознать важность, необходимость, оригинальность каждой профессии;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей, самостоятельность, активность;
  • организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о творческих профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

Длительность проекта: 2 года

Алгоритм реализации:

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап. (сентябрь)
  2. Этап практической реализации проекта (октябрь-апрель)
  3. Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее (май)

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание групп с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а также создать необходимую среду.

«План мероприятий подготовительного этапа работы»:

МЕРОПРИЯТИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Изучение педагогической и методической  литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет

Повышение уровня  профессиональных знаний и умений.

2.

Изучение методической литературы по созданию среды для трудового воспитания старших дошкольников

Повышение уровня  профессиональных знаний и умений.

3.

Проведение опроса среди детей старшего возраста: Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

Справка по итогам опроса о представлениях детей о творческих профессиях взрослых, социальной значимости труда.

4.

Разработка Плана проекта практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».

5.

Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.

Протокол родительского собрания

6.

Приобретение оборудования и материалов, которые требуются для создания студий по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

Расходные материалы

Мобильные модули

Контейнеры для сюжетно-ролевых игр

7.

Создание студий по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

Предметно-развивающие зоны по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

Предметно-развивающие студии по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

           Согласно профессионального стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию инновационного проекта, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. В связи с этим обозначены студии, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Студия представляет собой специальную среду с учётом специфики творческих профессий и создаёт условия для игрового сюжета. Студия предполагает познакомить детей с многообразием творческих профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Название студии

Содержание студии

1

Студия «Мастерская чудес»

Творческие художественные профессии: художник, дизайнер, флорист

представлена игровым центром «Художественная студия», стенд с образцами архитектурного, интерьерного, графического, транспортного, компьютерного (реклама, сайт) дизайна; витриной с цветочными композициями;  огородом на подоконнике, окне детского сада, различными мозаиками, конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания, дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольно-печатными играми

2

Студия «Модный стиль»

Творческие профессии мира моды: стилист, визажист, модельер

представлена игровым центром «Студия моды», стендом с  фотографиями работ стилиста-модельера, стилиста-парикмахера, стилиста-имиджмейкера, стилиста-визажиста, с манекенами, журналами мод, иллюстрациями, картинками, вырезками, каталогами, дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольно-печатными играми, различными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания

3

Студия «Овация»

Творческие кинематографические профессии: режиссер, актер, иллюстратор

представлена игровым центром «Студия кинематографии»; стендом с фотографиями актеров, альбом с работами художников – иллюстраторов,  театральной ширмой, занавесом, костюмами,  куклами для кукольного и пальчикового театра, дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольно-печатными играми, различными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания

4.

Студия «Лакомка»

Творческие профессии:

Повар, кондитер, пекарь, автор предсказаний для печенья

представлена игровым центром «Студия кулинара»; витрина с кондитерскими изделиями, иллюстрированные книги кулинаров, дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольно-печатными играми, различными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания

II. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

        На данном этапе работы происходит реализация мероприятий проекта. А также проводится просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения художественной литературы. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

План проекта практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

направления

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

1.

Совместная образовательная деятельность с детьми в рамках

инновационного проекта  

Разработка, подготовка, проведение конспектов интегрированных занятий, тематических и виртуальных экскурсий, бесед, сценариев праздников и досугов, выставок творческих работ, викторин, презентаций и проектов просмотр видеофильмов.

Создание банка авторских разработок, презентационных материалов по реализации  инновационного проекта

2.

Просветительская и консультативная работа с педагогами

Проведение семинара- практикум для  

воспитателей ДОУ «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Заседание методического совета педагогов по работе над проектом

Опыт создания развивающей предметно- пространственной среды по теме инновационного проекта.

Рассмотрение вопросов по ходу реализации аспектов данного направления работы, изучение имеющегося опыта работы.

3.

Работа с родителями

Специализированные интерактивные занятия в рамках инновационного проекта

Организация целевых экскурсий

Повышение компетентности в вопросах ранней профориентации и мотивационной готовности родителей к работе по проекту.

III этап – заключительный

Содержание деятельности

1.

Викторина – игра «В мире творческих профессий» (как итоговая диагностика)

Выявление представлений у детей о творческих профессиях. Аналитическая справка по мониторингу

2.

Обобщение опыта работы по проекту, коррекция затруднений в реализации проекта, определение перспектив развития.

Оценка эффективности модели ранней профориентации детей дошкольного возраста.

3.

Распространение опыта работы по проекту в средствах массовой информации. Участие в профессиональных конкурсах  

Повышение имиджа, открытости образовательной

        организации         в глазах родительской и педагогической общественности,

4.

Презентация проекта «Калейдоскоп профессий»

Отчет   по реализации  инновационного в рамках сетевого взаимодействия по ранней профориентации и трудового воспитания  в условиях  реализации  ФГОС ДО.

5.

Создание газеты «В мире творческих профессий»

Перспективы развития проекта: 

  • Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью;
  • Повышение имиджа, открытости образовательного учреждения.

Способы апробации и диссеминации результатов: 

  • Проведение мероприятий по распространению и внедрению опыта работы в рамках инновационного проекта;
  • Обобщение и распространение опыта в рамках научно-практических конференций;
  • Публикации опыта работы по проекту в средствах массовой информации;
  • Участие в профессиональных конкурсах.

Риски и пути их преодоления:

Риски

Пути их преодоления

1.

Отказ ребенка от активного участия в занятии (стеснение, отсутствие доводов, отсутствие подготовленного материала...)

Таким детям нужно позволить быть слушателями, не принуждать к высказыванию. Как показывает опыт, в дальнейшем такие дети могут стать наиболее активными участниками образовательного процесса.

2.

Возможно, нежелание родителей принимать участие в совместном творчестве с ребенком и деятельности по проекту

Занятия выстраиваются так, чтобы такие дети, так же имели возможности для активного участие в совместной деятельности. Занятия и работа по ознакомлению детей с профессиями предполагает участие детей, не требующее подготовки.

3.

Дополнительная нагрузка на воспитанников

Корректировка расписания в пределах разумной нагрузки

Механизм самооценки: 

1.Диагностика уровня знаний детьми творческих профессий: Викторина – игра «В мире творческих профессий»

Диагностическое задание N1 «Назови профессию»

Цель: выявление уровня знаний названий творческих профессий.

Оборудование: 5 картинок людей разной профессии

Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением: «Посмотри внимательно и назови профессию этого человека».

Диагностическое задание N2 «Назови предметы-помощники»

Цель: выявление уровня знаний названий орудий труда.

Оборудование: 5 картинок людей разной профессии

Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением: «Подумай и назови 5 предметов-помощников, которые потребуются художнику (кулинару и т.д.) в его работе».

 Например: Парикмахер – ножницы, расческа, машинка для стрижки волос, фен, бигуди.

 Повар – кастрюля, половник, сковорода, нож, разделочная доска.

Диагностическое задание N3 «Кто что делает?»

Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных действий.

Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и назови 5 слов-действий, которые выполняет художник» и т.д.

 Например: Парикмахер – стрижет, моет, сушит, причесывает, накручивает.

  Повар – режет, варит, жарит, печет, готовит.

Диагностическое задание N4 «Подбери слово».

Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных качеств.

Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и скажи, каким должен быть художник?»

Например:

 Парикмахер – вежливый, добрый, умелый, внимательный, талантливый.

 Повар – добрый, умный, умелый, талантливый, внимательный.

Данные критерии оценки разработаны для всего диагностического комплекса «Мир профессий».

 4 балла – точное выполнение задания;

 3 балла – допускаются негрубые ошибки;

 2 балла – выполнил с помощью взрослого;

 1 балл – задания выполнены неверно.

5-8 баллов – низкий уровень;

9-12 баллов – средний уровень;

13-16 баллов – высокий уровень.

Заключение.

        Разработка проекта, целенаправленная, систематическая деятельность позволит расширить представления детей о творческих профессиях, поспособствует развитию коммуникативных навыков в совместной деятельности детей со взрослыми, поможет привлечь родителей к общественной жизни детского сада.

       Результаты работы по ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о творческих профессиях. Эти результаты простимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.

         Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного возраста, то, возможно, наши дети будут с гордостью рассказывать о том, что папа работает компьютерщиком или фотографом, а мама шьет модные костюмы или изготавливает вкусные торты. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

        Будущее детей дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Надеемся, что в результате многоплановой работы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

       Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессий! Следовательно, задача знакомства детей с творческими профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь. В детском учреждении происходит, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.

        Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

        Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от этого, зависит будущее благополучие всей нашей страны.

Список использованной литературы.

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  3.  Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
  5. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Приложение №1

Подраздел

Цель

Представления о труде

«В гости в «Модную студию»

Студия «Модный стиль»

Формирование представлений детей о творческих профессиях мира моды: модельер, стилист, визажист.

Развивать интерес к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей одежды, причесок, макияжа.

 Соблюдать правила безопасного обращения с ножницами, косметикой.

Упражнять детей в умении образовывать относительные прилагательные применимые к профессии «модельер», «визажист», «стилист», (внимательный, вежливый, ответственный, исполнительный и т.д.), а также словами-действиями.

Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, уважение к труду.

Воспитывать настойчивость, выдержку, умение доводить начатое дело до конца

           Представления детей о профессии «модельер» (дизайнер одежды): направления профессии, назначение профессии, инструменты профессии. Профессия отличается новаторством, обладает хорошим вкусом и пространственным творческим мышлением. Кроме того, он хорошо разбирается в тканях, их сочетании и применяет все приобретенные знания для пошива одежды. Чтобы добиться успеха в карьере модельера, необходимы творческое начало, креативность и умение рисовать — ведь любую рожденную вашим талантом идею нужно визуализировать для дальнейшего ее воплощения. Внутренний мир человека уникален и дизайнеры должны учесть вкусы каждого. Поэтому они постоянно занимаются разработкой новых моделей одежды, которые смогут удовлетворить требования всех клиентов.

       Что может быть интереснее для творческого человека, чем делать людей вокруг себя красивыми? Именно с такой задачей ежедневно сталкиваются стилист, визажист, помогая клиенту создавать идеальный образ. Творческая составляющая профессий — в способности гармонично сочетать мельчайшие черты, чтобы скрыть недостатки внешности и выгодно подчеркнуть достоинства. Необходимые для таких профессий качества — коммуникабельность, хороший вкус, чувство меры и умение отлично выглядеть в любой ситуации. Внешний вид специалиста важен, так как является визитной карточкой мастера — без слов красноречиво рассказывает о таланте и уровне профессиональной подготовки.

«Кто такой художник?»

Студия «Мастерская чудес»

Формирование представлений детей о творческих художественных профессиях: художник, дизайнер, флориста, раскрыть смысл их деятельности. Ввести в активный словарь термины: флорист, аранжировщик, фитодизайнер.

Соблюдать правила безопасного обращения с растениями, садовыми инструментами, почвой; красками.

Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Развивать интерес к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности.

Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей интерьера, мебели, рекламы, сайта, ландшафта.

 Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения.

       Профессия дизайнера интересная, творческая и креативная. Дизайнер разрабатывает интерьер, мебель, рекламу, сайт для окружающей действительности. Работает за компьютером, должен много знать, только самые умные люди становятся дизайнерами, это профессия будущего. Дизайнер имеет неограниченное поле деятельности для своей фантазии. Дизайнер должен обладать настойчивостью и трудолюбием, уметь принять чужую точку зрения, пойти на компромисс со своими убеждениями, а в некоторых случаях – настоять на своем и убедить клиента.

        Профессия флориста (дизайнер ландшафта) пришла на смену профессии садовода. Ландшафтный дизайнер  является флористом, ботаником и почвоведом одновременно. Кроме того, он представляет собой архитектора и художника. Такой специалист сможет грамотно оформить ваш сад или приусадебный участок и облагородить его. Он грамотно подберет и сочетает растения, которые хорошо будут себя чувствовать в сложившихся условиях и, по желанию, украсит участок различными скульптурами

«Кто работает в кондитерской?»

Студия «Лакомка»

Развивать познавательный интерес дошкольников к миру профессий через расширение представлений и знаний о профессиональной деятельности кондитера, повара, пекаря, о важности и значимости их труда. 

Познакомить с новой оригинальной профессией: автор предсказаний для печенья.

Развивать творческие способности, воображение, дружеские взаимоотношения, умение решать проблемную ситуацию

Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной игровой и образовательной деятельности.

Содействовать развитию ранней профориентации дошкольников.

        Какое учреждение называется кондитерской?  Это учреждение, где изготавливают кондитерские изделия: конфеты, различные виды выпечки, торты, пирожные и многое другое. Творческая составляющая - неотъемлемая часть работы повара, пекаря и кондитера. Ведь можно готовить по рецепту, а можно и без него - экспериментировать, изобретать новые, оригинальные сочетания вкусов. Причем важно не просто вкусно приготовить, но и красиво оформить блюдо или десерт, подать его. Поэтому повара и кондитеры - специалисты с богатой фантазией, обладающие даром импровизации и тонким вкусом. Кондитер, повар, пекарь – это творческая профессия, требующая от её представителей физической выносливости, кропотливости и специальных навыков, хорошую память и творческий склад ума. При этом неизменный стандарт по профессии повар-кондитер – умение создать неповторимый, эксклюзивный десерт. Аккуратность, соблюдение правил личной гигиены – неукоснительные требования для кондитера.

          Рассказать о новой оригинальной профессии: автор предсказаний для печенья. Во многих ресторанных заведениях посетителям предлагают взять печенье с предсказаниями – это интересный способ развлечь себя и своих друзей. Но для кого-то это еще и способ заработать. 

Автору предсказаний нужно обладать не только идеальной грамматикой и пунктуацией, но и иметь хорошее творческое воображение.

«Браво! Браво! Браво!»

Студия «Овация»

Формирование представлений детей о творческих кинематографических профессиях: режиссер, актер, иллюстратор; раскрыть

гибкие навыки - это "нетехнические" навыки, которые нужны для работы в команде, личной эффективности и профессионального развития. Примеры soft skills - критическое мышление, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки коммуникации (убеждение, проведение презентаций, умение вести переговоры и т.п.). Гибкие навыки полезны в любой профессии не только взрослым, но даже школьникам. Полезно уже с детства прививать их ребёнку наравне с уважением к труду, упорством и аккуратностью.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о профессиях людей, связанных с кинематографическим творчеством;

Обогащать речь детей словами: грим, мимика, жесты и т.д.;

Развивать любознательность, воображение, умение взаимодействовать со сверстниками;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Познакомить с профессиями, которые связанны с творчеством. Люди этих профессий очень талантливы, не зря плодами их труда мы можем наслаждаться, получая удовольствие от услышанного или увиденного. В каждом городе есть Дворец искусств, различные театры, где музыканты, танцоры, певцы, актеры, композиторы занимаются искусством, творчеством и радуют нас своими выступлениями.

Начнём с профессии артист- актер. знаменитых артистов знают много людей, ими восхищаются, им хотят подражать. Но это только одна сторона жизни, которая на виду у всех, есть и другая, скрытая от глаз зрителя, наполненная тяжёлым трудом, многочисленными репетициями, ежедневными спектаклями. В чём же состоит профессия артиста? Её основа в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы казалось, будто перед глазами происходит самая настоящая жизнь. Артист во время спектакля, кино должен уметь перевоплощаться в другого человека. У него изменяется голос, походка, манера держать себя. Артист должен обладать великолепной памятью, чтобы запомнить текст, реплики.

Особенности творчества актёров кукольного тетра состоит в том, что сам он на сцене не появляется, но на сцене действует, двигается кукла им направленная. Самое главное у артиста-кукольника – это его руки. Они должны быть пластичными, гибкими, работа с куклой требует ловкости, силы рук.

При ознакомлении с профессией артиста предшествует посещение театра, цирка. В группе дети ставят мини спектакли, показывают различные театры, используют игры драматизации. Дети учатся перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям. В основу этому лежит театрализованная деятельность, где активность и творчество детей может проявляться в трёх аспектах:

1) Создание драматического содержания (заданный литературный сюжет или сочинение собственного сюжета)

2) Исполнение собственного замысла (умение воплощать образ с помощью разных средств выразительности (мимики, интонации…) использование профессий - актёр, режиссёр, сценарист.

3) В оформлении спектакля (декорации, костюмы, афиши, программки (возможны в использовании профессий – оформитель, костюмер)

Следующая творческая профессия – художник. Художник – человек который создаёт красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. При ознакомлении с профессией художника ставится несколько задач: дать представление об условиях в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), изобразительных материалов (акварель, гуашь, масляные краски, холст, кисти, мольберт, палитра). Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение. Знакомство с профессией художника происходит с помощью рассматривания иллюстраций, слайдов, чтении стихов, слушаньем музыки, наблюдением в природе. Важным этапом в знакомстве с художником в узнавании жанров живописи. В младшей группе рассматривая иллюстрации необходимо произносить слова «портрет», «натюрморт», «пейзаж». В старшем возрасте необходимо проводить тематические экскурсии, игры «Мы идём в музей», где дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

При ознакомлении детей с творчеством художников иллюстраторов рекомендуется организовать выставку книг с картинками и без, тем самым подвести детей к пониманию значимости этой профессии. Предложите детям рассмотреть иллюстрации двух – трёх художников к одной и той же сказки. Обратите внимание детей на то, что по-разному художники изображают одних и тех же героев. Попытайтесь подвести детей к пониманию того что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица, но и цветом, колоритом, где можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущения счастья. Особое внимание уделяйте контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных деревьев, и этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Дать представление о том, сто создавая иллюстрацию, художник учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение, потешка) и использует разные средства выразительности. Предложите детям самим создать иллюстрации к произведениям и рассмотрите их многообразие и красоту.

Издание газеты «В мире творческих профессий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Калейдоскоп профессий"

У ребят не достаточно знаний о профессиях их родителей:экономист, бухгалтер, менеджер, банковский работник и др. Реализация этого проекта пополнит знания детей....

проект "Калейдоскоп профессий"

Согласно теории психолога Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошколят с профе...

Проект "Калейдоскоп профессий" Кафе "Царская жизнь"

Презентация проекта "Калейдоскоп профессий" Кафе "Царская жизнь"...

Педагогический проект "Калейдоскоп профессий"

Педагогический проект "Калейдоскоп профессий"...

Творческая презентация по итогам реализации проекта "Калейдоскоп профессий" в младшей группе

Творческая презентация по итогам реализации проекта "Калейдоскоп профессий" в младшей группе...

Проект "Калейдоскоп профессий"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад р.п. Свободный Базарно –Карабулакского муниципального  района Саратовской области »...

Мой успешный проект "Калейдоскоп профессий"

Отчет о реализации педагогического проекта в младшей группе "Калейдоскоп профессий"...