Рисование "Гжельская роспись"
план-конспект занятия (старшая группа)

Опарина Любахон Яркунбаевна

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование)

«Гжелькая роспись» старшая группа

 

Цель: познакомить с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи:

Образовательная:

познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (презентация), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); альбомные листы с заготовкой в виде тарелочки размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка, ножницы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование)

«Гжелькая роспись» старшая группа

Цель: познакомить с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи:

Образовательная:

познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (презентация), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); альбомные листы с заготовкой в виде тарелочки размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка, ножницы.

Ход НОД:

Встурительная часть:

Доброе утро, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край - Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Как называется наша родина? (Россия).

Основная часть:

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам Гжельской росписи. В 60 километрах от Москвы на берегу реки Гжелки стоит село Гжель. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

«Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.

Вот Гжель - старинное село, на берегу реки стоит оно,

А речку - Гжелкою все называют,

и глину белую здесь люди добывают.

Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице козлика, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу - думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

А в речку Гжелку окунулись небесные просторы,

и в этой синеве рождаются узоры!

То «капельки», то «сеточки», то «дуги», «завитки»…

Как будто волны синие у Гжелочки - реки.

Воспитатель показывает детям простейшие элементы из которых состоит гжельская роспись, спрашивает детей, как по их мнению тот или иной элемент можно нарисовать ( дидактическая картинка изображающая элементы гжельской росписи).

А какие элементы росписи использует художник? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.

Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

Практическая часть: А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам стать Гжельскими мастерами, будем расписывать вазу. Мастера расписывают фарфоровые предметы мягкой кистью, кобальтовой (синей) краской. Но мы мастера начинающие, поэтому кое-где воспользуемся штампами.

Напомните мне, что нужно сделать, что бы получить голубой цвет? (ответы детей). Сейчас мы на палитре смешаем белую краску с каплей синей (дети смешивают).

Теперь обмакнем в краску большой штамп и отпечатаем в центре нашей вазы три круга (показ, дети работают).

Возьмем маленький штамп, обмакнем в синюю краску и отпечатаем маленькие синие круги в центре больших голубых (показ, дети работают).

Маленькие синие круги можно отпечатать и по верху вазы (показ, дети работают).

И пока наши круги подсыхают для дальнейшей росписи, мы с вами тоже подготовимся к работе и сделаем небольшую разминку.

Физминутка.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай , Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка - Вот зарядка для цветка.(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Вот теперь мы можем продолжить наше занятие.

Возьмем кисточку, обмакнем в синюю краску так, что бы краска покрывала весь ворс и, прикладывая кисточку от синих кругов в центре голубых будем рисовать ромашку. Один раз приложили кисточку - получили один лепесток (показ, дети работают).

Цветы у нас получились красивые, надо нарисовать листики. Листочки тоже будем рисовать, прикладывая кисточку (показ, дети работают).

Дети по желанию дополняют узорами свой рисунок.

Заключительная часть:

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет - синий.

В конце занятия из детских работ оформляется выставка «Гжель». Дети рассматривают работы, сравнивают их с предметами гжельского промысла.

На фоне белоснежном

Узоры нежно - синие,

Как будто очи яркие

моей родной России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по соли (практическое занятие)

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью; с...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)

Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...