Особенности сенсорного восприятия при аутизме
материал

Нечипоренко Мария Александровна

Особенности сенсорного восприятия при аутизме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного восприятия при аутизме

На данный момент диагностика аутизма основывается на поведении. К особенностям поведения, указывающим на аутизм, относятся нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ригидность мыслей и действий. Это то, что мы видим. Однако можем ли мы полагаться на анализ поведения при развитии программ помощи для людей с аутизмом? Возьмем такой пример: ребенок входит в комнату и прикасается к стенам, мебели и различным предметам, затем он берет предмет со стола и нюхает его.

Как нам следует анализировать такое поведение? Нужно ли посчитать, как часто этот ребенок нюхает вещи и людей, трогает предметы, касается мебели и т. д., и затем построить замысловатые графики, таблицы и статистические диаграммы, чтобы объяснить это поведение? Или нам стоит найти причину этих действий?

Если мы обнаружим, что этот ребенок слепой, нам не понадобится статистика его «странного поведения», чтобы понять его проблемы (и его поведение). Именно это и происходит в области исследования аутизма. Мы изучаем, анализируем и измеряем «нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ригидность», а затем строим теории, чтобы объяснить их. Однако прорыв произошел публикациями статей и презентаций высокофункциональных аутистов. Их описания собственных ощущений (хотя они могут отличаться друг от друга) способны указать исследователям нужное направление.

Трудно переоценить важность необходимости слушать тех, кто испытывает отклонения в восприятии окружающего мира. Если мы узнаем, что происходит, мы сможем изучить причины, вызывающие эти отклонения (включая изучение структуры и функций мозга, биохимию, а также когнитивное, языковое, эмоциональное и социальное развитие). Прежде всего, вместо того чтобы спрашивать, почему они это делают, следует спросить: как они воспринимают окружающий мир?

Необычная реакция на сенсорные стимулы была замечена в самом начале «официальной истории» аутизма. Как Каннер (1943), так и Аспергер (1944) описали странные реакции их пациентов на звуки, прикосновения, вкусы и запахи. Крик (1961) включил отклонения в сенсорном восприятии в список основных симптомов аутизма. Римланд (1964) подчеркнул важность исследования способности к восприятию у аутичных детей. Орниц (1969;1989) описал нарушения восприятия, свойственные аутизму, и расширил понятие о нарушениях сенсорной обработки до понятия об обработке сенсорной информации. Делакато (1974) предположил, что аутизм вызывается повреждениями мозга, которые затрагивают один или несколько сенсорных каналов, поэтому мозг аутичных детей воспринимает сигналы внешнего мира иначе, чем здоровый мозг. Предполагалось, что необычные сенсорные ощущения являются главной особенностью аутизма, которая отвечает за основные симптомы данного расстройства и играет большую роль в построении современных диагностических классификаций. Таким образом, аномалии восприятия могут вызывать сильное беспокойство, которое, в свою очередь, влечет за собой обсессивное или компульсивное поведение, а также социальные и коммуникативные проблемы – побочные проблемы развития, которые являются более распространенным критерием аутизма (Delacato 1974).

Эта новаторская работа была долгие годы обделена вниманием, ведь «необычные реакции на сенсорные стимулы» не входили в официальные диагностические описания аутизма. В лучшем случае они были упомянуты как «вторичные характеристики, типичные, но не существенные для диагноза».

Хотя синдром аутизма — слишком сложный феномен, чтобы объяснить его отклонениями сенсорных ощущений, проблемы сенсорного восприятия играют важную роль в аутизме, и теория сенсорного восприятия заслуживает дальнейшего исследования. Орниц (1969; 1974) предположил, что аутизм у маленьких детей можно определить, обратив внимание на очень своеобразное и легко описываемое поведение, вызванное необычными  реакциями на сенсорные стимулы. Он заметил, что в возрасте младше шести лет эти формы поведения наблюдаются почти с такой же частотой, как и поведения, связанного с социальными и коммуникативными нарушениями (Ornitz 1983; Volkmar et al. 1986). Поскольку формы поведения, связанные с нарушениями сенсорного восприятия («сенсоризмы»), не включены в диагностическую классификацию, некоторые эмпирические исследования сенсорных нарушений у маленьких детей с аутизмом еще не проведены. Однако данные недавних исследований показывают, что отклонения сенсорного восприятия могут быть среди первых симптомов аутизма у маленьких детей.

Десять лет назад любую статью о сенсорных нарушениях при аутизме можно было начать со слов «отклонения сенсорного восприятия людей с аутизмом были проигнорированы…». Однако на данный момент наблюдается бурный рост количества статей, книг и презентаций, посвященных этой проблеме. «Сенсорное восприятие при аутизме» вновь стало популярным предметом для изучения, а теория сенсорного восприятия начинает «приобретать свои очертания», используя результаты исследований

из смежных областей и создавая основу для изучения отклонений сенсорного восприятия при аутизме и их влияния не только на поведение, но и на язык, познание и социальное взаимодействие людей с РАС.

Однако этому развитию мешает чрезмерное упрощение проблем сенсорного восприятия некоторыми исследователями, которые сводят их к простой гиперчувствительности. Если всё так просто, значит ли это, что если мы определим гиперчувствительность каждого человека и адаптируем окружающую среду или снизим его чувствительность к беспокоящим его стимулам, то мы решим все проблемы? Ответ – нет. Гиперчувствительность может быть всего лишь следствием других отклонений сенсорного восприятия, которые могут включать в себя невозможность фильтрации сенсорной информации, монопроцессинг, замедленную обработку информации и другие.

Эта теория получила поддержку многих людей с аутизмом, желающих в своих работах поделиться собственным опытом и проблемами. Таким образом, особенности аутизма, считающиеся вторичными в ведущих исследованиях, являются главными для многих людей с аутизмом. Такие свойства, как, например, необычная реакция на сенсорные стимулы, часто встречаются в качестве основной характеристики аутизма. Кроме того, с точки зрения аутичных людей эти реакции вполне нормальные (не необычные или странные), так как они вызваны различиями в обработке сенсорной информации.

Многие авторы с аутизмом главным образом расценивают его как состояние, связанное с обработкой сенсорной информации (например, Gerland 1997; Grandin 1996; Hale 1998; O’Neill 1999; Williams 1992) и предполагают, что истинная причина всех социальных и коммуникативных проблем связана с сенсорным восприятием (например, VanDalen 1995; Morris 1999). Они определяют испытываемые ими проблемы как отклонения/нарушения в их сенсорном восприятии и обработке информации. Тэмпл Грандин (1996) выдвинула гипотезу о том, что большинство аутичных людей непрерывно испытывают проблемы с обработкой сенсорной информации, начиная от небольших аномалий и заканчивая разрозненными и несвязными образами. Однако не все аутичные люди считают проблемы сенсорного восприятия краеугольным камнем аутизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования сенсорного восприятия у детей с ДЦП в раннем возрасте. Приемы развития и коррекции

Тематика данной программы направлена на одно из важный направлений в работе с детьми с ДЦП , такое как развитие сенсорного восприятия. Данный курс направлен на формирование у детей сенсорных эта...

Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)

Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ I год...

Проект на тему «Особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте»

Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Специалисты утверждают, что ребенок, появившись на свет, уже ...

«Особенности развития восприятия с помощью игровой системы сенсорного обучения»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познае...

Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста

Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"Стать...

«Особенности развития сенсорного восприятия детей с ОИН»

Сенсорное воспитание тесно связано с понятием «сенсорное развитие», которое, по определению Л.А. Венгера, представляет собой работу по развитию восприятия ребенка с целью сформировать пред...

Особенности развития восприятия с помощью игровой системы сенсорного обучения»

  Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. ...