ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
материал


Предварительный просмотр:

Анкета-знакомство

1. Фамилия, имя, дата рождения ребенка________________________________

__________________________________________________________________

2. Домашний адрес, телефон (домашний, рабочий)_______________________

__________________________________________________________________

3. Мама (Ф.И.О., профессия, образование)______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Папа (Ф.И.О., профессия, образование)______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Еще проживающие в семье (бабушка, дедушка, сестра и др.) ____________

__________________________________________________________________

6. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?_____________________

7. Как засыпает?____________________________________________________

8. Как называют ребенка дома?_______________________________________

9. Навыки самообслуживания_________________________________________

10. Умеет ли ребенок играть сам?______________________________________

11. Его любимые игры и игрушки?_____________________________________

12. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками?________________________________________________________

13. Каковы любимые занятия дома? Вне дома?__________________________

__________________________________________________________________

14. Хочет ли посещать детский сад?___________________________________

15. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?_____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

  1.  МЫШЛЕНИЕ.
  • Доска Сегена – соотнесение формы предмета к форме отверстия. Пособие типа «почтового ящика». На крыше ящика расположены следующие 3 фигуры:

1 вариант – полукруг, треугольник, крест;

2 вариант – ромб, треугольник, круг;

3 вариант – четырехугольник, эллипс, звезда.

Ребенок должен вложить в отверстие соответствующие фигуры. Дети 4-5 лет предварительно прикладывают фигуру к прорези, старше 5 лет пользуются больше зрительным соотнесением.

Умственно отсталые дети используют метод проб и ошибок вплоть до 7-8 лет.

  • Разрезные картинки (выявляется переход в развитии от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению).

4 года. Ребенку показывается фигура разрезной картинки, состоящей из 3-х частей (коши, собаки, курицы). Затем части картинки раскладываются на столе в разных положениях. Ребенку предлагается сложить вновь.

5 лет. Ребенку предлагается сложить картинку из 4-х частей, разрез по диагонали.

Олигофрены, дебилы составляют на 2-3 года позже.

  • Кубик Косса (субтест2.10 методики Векслера).

Используются только белые и красные стороны кубиков.

4 года. Фигура «А» – ребенку показывается рисунок, где изображены кубики: 2 белых вверху и 2 красных внизу.

Предлагается по рисунку сложить фигуру (при затруднении рисунок убрать, образец показать на фигурах).

5 лет. Фигура «В» - рисунок с изображением 2 белых и 2 красных кубиков, расположенных по диагонали.

6 лет. Фигура «75, 75», где используются четвертинки фигур: 1 белая, 3 красных, 2 белых и 2 красных.

 При этом выявляется сообразительность, развитие внимания конструктивной деятельности.

Олигофрены выполняют только фигуру 1, дети с задержкой с помощью – 1,2,3 фигуры, шизофреники – не выполняют задания.

  • Классификация предметов (формирование логического мышления).

4 года. Перед ребенком раскладываются 4 картинки, при этом 3 относится к одной группе предметов, 1 – к другой. Группы предметов должны быть контрастны. Например, трамвай, автобус, троллейбус, чашка. Ребенку предлагается убрать картинку, которая попала не сюда, лишняя. Чаще всего дети правильно убирают лишнюю картинку, но объяснить своих действий не могут.

5-6 лет. Картинки более близкие и более трудные для группировки. Например, транспорт (все, что едет) и лошадка; петух, курица, цыпленок, яйцо и пр.; вещи для шитья и очки; домашние и дикие животные. Дети, имеющие задержку в развитии справляются лишь с первым заданием в 5-6 лет, не объясняя своих действий.

  • Сходство и различие (по методике Векслера, субтест №4)

Выявляет способность к логическому обобщению, абстрагированию, классификации.

5-6 лет. Ребенку говорят: «Я сейчас буду говорить, а ты продолжай»:

  • Лимон кислый, а сахар…
  • Ты ходишь ногами, а бросаешь…
  • Мальчик вырастет мужчиной, а девочка…
  • Нож и кусок стекла…
  • Слива и персик…
  • Кошка, мышь…
  • Пианино, скрипка…

Выделение сходства и различия в таких понятиях как «волк – собака», «вода – лед», «зима – лето», «День – ночь».

  • Решение логических задач

6 лет. Выявляем развитие логического мышления, наличие смекалки. Детям предлагается выбрать (или назвать) недостающий предмет в ряду. Например, на рисунке 3 ряда с изображением 3-х флажков, которые отличаются цветом и формой. В последнем 3-м ряду не хватает одного флажка. Ребенок должен из образца флажков выбрать недостающий.

  • Тест Векслера (субтест 3.2.)

6-7 лет. «Понятливость».

Готовность к умственной деятельности, социальная зрелость.

Например,

- Что ты будешь делать, если порежешь палец? (помажу йодом, скажу маме, буду плакать);

- Что будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дал друг? (куплю новый, отдам свой и извинюсь, скажу маме, что потерял, буду плакать, буду искать);

- Что будешь делать, если придешь в магазин, а хлеба нет? (пойду в другой, куплю булку, спрошу у мамы, пойду домой, отдам деньги).

  • Лабиринты (субтест Векслера №12)

6 лет. Выявляет аналитико-синтетические способности, последовательно решает задачи в рамках, указанных ограничением.

Ребенок должен не отрывая карандаша (пальчика) пройти по объекту там, где не закрыто. Ошибка в том, что отрывает палец и попадает не туда, куда указано.

  1.  РЕЧЬ

4 года. Сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом. Ребенок отвечает на вопрос взрослого. Выявляется умение понимать смысл картинки, формирование сложных предложений. Например, дети бегут в беседку, потому что идет дождь. Девочка отстраняет тарелку, которую держит бабушка.

Вопросы: - Что здесь нарисовано?

- Что делают дети?

- Почему они бегут?

 - Что делает девочка?

- Она хочет кушать?

5 лет. Рассказ по картинке с явным и скрытым смыслом. Выявление умения понять смысл картинки. Развитие связной речи.

Предлагается картинка «Футболист» (скрытый смысл): 2 картинки, связанные одним сюжетом.

6 лет. 3-4 картинки, связанные одним сюжетом. Ребенок должен их правильно разложить и рассказать содержание картинки. Картинки с более сложным скрытым смыслом, например, «Ледоход».

ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ.

4 года.

  • Методика Россолимо. Исследуется понимание сюжета происходящего, воспоминание о собственном опыте, внимание.

Ребенку предлагается последовательно несколько картинок с изображением следующих ситуаций:

- мальчик ложится в кроватку, где отсутствует подушка, при этом спрашивают: «Посмотри, чего в кроватке не хватает?».

- мальчик стоит перед дверью, на которой висит замок. Спрашивают: «Что нужно мальчику, чтобы он вошел в дом?».

- девочка не может достать яблоко с полки. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы достать яблоко?».

- девочка держит в руках бутылку с молоком. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы дать кошке молоко?».

На отдельной картинке изображены предметы, которых не хватает: ключ, подушка, скамейка, блюдце и 1-2 предмета, не относящиеся к картинкам. Эта картинка применяется в том случае, если ребенок сам затрудняется решить задачу.

  • 3-4 года. Использование дидактических игр «Чего не стало», «Что изменилось»

Перед ребенком раскладываются 4 игрушки. Дается установка внимательно посмотреть и запомнить их. Затем игрушки закрываются и одна из них убирается (или переставляется). Ребенок должен вспомнить, чего не хватает, или где стояла игрушка.

4-5 лет. «Чего не стало» - задание такого же типа, но изображено на 2-х картинках: полной и измененной.

  • 4-6 лет «Нелепицы» - восприятие и понимание картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом. Детям предъявляется картинка и предлагается найти такое, чего в жизни не бывает. Постепенно картинки усложняются по содержанию.

4 года. Изображены – петух с хвостом кота, кот с хвостом петуха, корова с ногами кота.

5-6 лет. Картинка с изображением более сложных сюжетов. Например, изображение парохода, идущего по рельсам, поезда, плывущего по воде, ворону, привязанную к собачьей будке.

С помощью этих картинок выявляется не только внимание и память, но и опыт ребенка, его смекалка, наличие чувства юмора.

Умственно отсталые дети могут справиться с этим заданием гораздо позже, глубокоумственно-отсталые – не справляются, нелепости картинок не воспринимают.

  • 6 лет. Методика Л. В. Занкова.

С помощью этой методики исследуется память. Выявление возможности произвольного запоминания с помощью установления ассоциативных связей.

Ребенку предлагается запомнить 5 слов: свет, обед, лес, игра, учеба. К каждому слову даются картинки: лампа, хлеб, дерево, кукла, книга, которые даны для запоминания слов. При этом дана одна лишняя картинка «корова». Ребенку говорят, что ты должен запомнить эти слова, которые я тебе скажу, а чтобы легче запомнить, к каждому слову подбери картинку. Например, к слову игра – кукла. В дальнейшем спросить, как он установил связь между словом и картинкой.

6-7 лет. Методика Леонтьева А.И. (дается задание такого же типа, как предыдущее):

Ряд картинок: молоток, полотенце, солнце, стакан, окно, кровать, телеграфный столб, рубашка. Ребенку предлагается запомнить 5 слов: дорога, день, дорога, праздник, работа, молоко.

7 лет. Векслер (Субтест №6)

Ребенку предлагается запомнить прямой и обратный счет цифр: 3-8-6, 6-1-2;

- какая цифра будет следующей: 2-4-6…;

Недостающая деталь. Векслер (субтест №7)

«Сейчас я покажу тебе картинку, на которой не хватает чего-то (расческа – зубчик, стол – ножка, собака – ухо).

Исследование внимания.

Перед ребенком раскладывают картинку и просят назвать предметы. Затем предъявляют другую и просят сказать, чем она отличается от предыдущей.

МОТОРИКА.

Социальные контакты.

6 лет.

  • Рисунок семьи. (Хоментаускас Г.)

Ребенку предлагается нарисовать свою семью. Даются цветные карандаши, лист бумаги. В рисунке фиксируется:

- последовательность изображения;

- паузы;

- комментарии ребенка;

- эмоциональная реакция, связь с изображаемым.

После выполнения задания получаются вербальные ответы:

 - Скажи, что нарисовал?

- Где они находятся?

- Что делают?

- Весело им или скучно?

- Кто из них самый счастливый?

- Кто самый несчастливый? Почему?

Наиболее существенные показатели анализа рисунка:

Структура рисунка:

Рисунок

Интерпретация

Полная семья

Эмоциональное благополучие

Изображает людей или только чужих

Семья – травмирующий фактор

Забывает кого-то нарисовать

Конфликтные отношения с этим членом семьи

Не рисует братьев, сестер

Конкуренция с ними

Не рисует себя

Отвержение, непринятие ребенка в семье

Дополнение семьи другими лицами

Неудовлетворенные психологические потребности в семье

Расположение фигур

Интерпретация

Сплоченность фигур

Психологическое благополучие

Рисует себя отдельно

Чувство отчуждения

Особенности нарисованных фигур

Интерпретация

Очень маленькие фигуры

Тревожность

Отсутствие деталей лица

Нарушение в сфере общения

Поднятые руки, растопыренные пальцы

Агрессивность к окружающим

Прорисовка зубов

Склонность к кусанию

Процесс рисования

Интерпретация

Рисуется первым

Значимость в семье

Пауза перед рисованием

Негативное отношение к человеку

  • Выявление взаимоотношений в семье через следующие вопросы:

 - Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь для куклы платье). Кого ты позовешь на помощь?

- Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?

 - Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и кто-то с ним должен остаться дома. Кто он?

- Ты имеешь… билетов в кино (на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

- Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

  • Методика «Лесенка» (модификация В.Г. Щур) – выявляется самооценка ребенка в оценке окружающих.

«Лесенка» состоит из 7 ступеней, 4-я ступень шире. Ребенку предлагается поставить на верхнюю ступень самых лучших (людей, друзей, знакомых), на нижнюю – худших. Затем спросить, на какую ступень он поставит себя. Спросить, как он это объясняет.

  • Цветовой тест Люшера М.

Выявляет отношение к окружающим, собственное состояние, возможный стресс.

Материал: квадраты следующих цветов – синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Серый (0) – нейтральный, обозначает границу. Обычное место – 5-7, если впереди последующие цвета отвергаются.

Синий (1) – полное спокойствие, умиротворение, желание покоя.

Зеленый (2) – желание признания.

Красный (3) – влечение к активной деятельности, энергия.

Желтый (4) – творчество, стремление к новому, освобождение от проблем. При отвержении его – разочарование, смятение.

Фиолетовый (5) – высокая степень чувствительности, интимность, нереальность желаний.

Коричневый (6) – чувство комфорта (физического). Обычное место 7-8. Слабость, которую нужно преодолеть.

Черный (7) – отказ, неприятие чего-либо, протест. Обычное место 8.

  1. Перед ребенком раскладывается материал и предлагается подобрать цвет к членам семьи, друзьям и т.д.
  2. Предложить разложить квадратики с цветом от самого приятного к самому неприятному, но при этом не задумываться и отбирать тот цвет, на который падает его взгляд.

Примерная схема беседы с ребенком 4-6 лет для определения уровня развития ребенка.

  1. Общий уровень развития.
  1. Имя, фамилия.
  2. Возраст
  3. Как зовут (маму, папу, бабушку)?
  4. Город, улица, № телефона.
  5. Ориентировка в пространстве (где живешь – близко или далеко).
  6. Время года.
  7. Ориентировка во времени (сегодня, завтра, утро, вечер, ночь).
  8. Растения, животные, птицы.
  9. Профессия (мамы, папы).
  10. Музыка, стихи, книги (какие тебе нравятся, что тебе читали)?
  11. Взаимоотношения с окружающими (друзья, воспитатели). Оценка их.
  12. Во что любишь играть, чем заниматься?
  1. Диагностика психического развития.
  1. Мышление, речь.
  2. Внимание, память.
  3. Движение.
  4. Социальные связи.
  1. Оценка поведения с 4-6 лет.
  1. Вегетативный статус (сон, аппетит, боли, потливость).
  2. Эмоциональный статус (настроение, изменение окраски кожи лица, страхи).
  3. Психоэмоциональная стабильность (энурез, двигательная расторможенность, отрицательные привычки, тики, онанизм).
  1. Оценка школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.
  2. Умственная работоспособность.
  3. Определение моторной асимметрии.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций.

Он заключает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и ориентирование точек в определенном пространственном положении.

Первое задание дает возможность выявить ориентировочную оценку общего умственного развития. Выполнение второго и третьего задания связано с уровнем развития способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. При выполнении первого задания ребенку предлагается нарисовать «дядю», «рисуй, как ты умеешь». Ребенка можно подбодрить, помощь не допускается.

При выполнении второго задания ребенку предлагается внимательно посмотреть на образец записи и рядом написать то же самое, «срисовать запись».

В третьем задании ребенку предлагают нарисовать точки, такие, как нарисованы на образце.

Оценка результатов. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).

Задание 1. Рисование мужской фигуры:

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. На голове волосы (возможно шапка), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан синтетическим способом, т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

2 балла – выполнение всех требований, кроме синтетического способа изображения. Возможны отсутствующие части тела – шея, волосы, 1 палец руки.

3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности изображены прямой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста.

1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут быть больше. Образует три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, их прямота не обязательная.

3 балла – буквы разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцами схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3. Срисовка групп точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки строя. Уменьшение точек может быть не более, чем в 1,5 раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки. 0,5 ширина пробела между точками.

3 балла – общее впечатление похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза. Точек должно быть не больше, чем 20 и не меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки сделан из точек.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных данных.

«Школьно-зрелые» считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий 3-5 баллов. «Средне-зрелые» - 6-9 баллов. «Незрелые» - 10 и более баллов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ.

Важным показателем готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой и правой рук. Асимметрия развивается в онтогенезе и критическим возрастом является 5-7 лет. Леворукость не является показателем низкого уровня развития движений. Переучивать левшу на пользование правой рукой не следует. Это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание.

Для определения предпочитаемой руки во время деятельности ребенка предлагается упрощенный вариант батареи тестов (разработано в НИИ физиологии детей и подростков АНИ СССР).

1 задание – рисование.

2 задание – открывание небольшой коробки (из-под спичек).

3 задание – колодец из палочек (спичек).

4 задание – игра в мяч.

5 задание – вырезание ножницами.

6 задание – нанизывание (пуговиц, бисера, бус на иголку с ниткой).

7 задание – вращательные движения (открыть и закрыть пузырек с завинчивающимися крышками).

8 задание – развязывание узелков.

9 задание – дом из кубиков.

По мере выполнения заполнить протокол следующей формы:

Тест

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1

+

2

+

3

+

При этом важно выяснить, имеются ли у ребенка родственники левши. При наличии семейной леворукости заносится в протокол знак «+» в графу «левая рука».

Оценка результатов.

Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «+» в каждой графе. При равенстве «плюсов» или большем их количестве в графе «обе руки» можно сделать вывод о недостаточной сформированности асимметрии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» является представление об умственной работоспособности детей.

Дети при этом пользуются фигурными таблицами по методике, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков. Детям дается указание: «Просматривайте внимательно фигуры и отыскивайте в них треугольник, кружок и флажок. Ставьте в треугольник черточки (-), в кружочки крестик (+), во флажок – точку (.). через 2 минуты задание останавливается.

Оценка результатов: по формулам:

Например, ребенок просмотрел 60 фигур, из которых допустил 7 ошибок, то подставляем в формулу: Х = (7*100) / 60 – это оценка качества работы.

Помимо этого рассчитываем коэффициент продуктивности умственной работоспособности Q по формуле: Q= C/ (C+M,  Где С – количество просмотренных строчек, М – количество ошибок.

Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строчек, но считается за одну пропущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок. Для оценки уровня умственной работоспособности индивидуальные показатели следует сопоставлять со средними значениями, полученными при обследовании данного количества.

Средними являются показатели М+- 28, высокими – М+28; низкими – М-28.

Приводим пример:

Вера, 6 лет, посещает детский сад.

  1. Количественная оценка – 33 количество фигур;
  2. Качество работы Х=(1*100)/33=3,3
  3. Коэффициент умственной работоспособности Q= C/ (C+M)=16/(4+1)=3,2

Средний коэффициент работоспособности в группе 2,8, у Веры – 3,2. Можно сказать, что у нее средняя работоспособность.



Предварительный просмотр:

Диагностические задания для подготовительной группы

1. Групповой этап: Тест Керна-Йирасека

2. Индивидуальное обследование

  • Тестовая беседа

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через 2?

6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, книга?

11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок и парта?

16. Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ты нечаянно сломаешь чужую вещь?

  • Зрительное восприятие

Показ табличек с изображением предметов, далее инструкция: Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

+ избирательность внимания: «Найди только круг (треугольник)»

  • Слуховое восприятие

Ребенку диктуется предложение: «Мальчик встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого спросить о порядке действий мальчика.

  • Последовательные картинки

Положить перед ребенком несколько конвертов с картинками (от 2 до 7).

Инструкция: «Выбери конвертик с картинками и расположи картинки в порядке действий, а затем составь рассказ».

  • Кратковременная слуховая память

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе слова, а ты после этого должен назвать те слова, которые запомнил. Можно в любой последовательности»

Слова: СТОЛ, КАЛИНА, МЕЛ, СЛОН, ПАРК, НОГИ, РУКА, КАЛИТКА, ОКНО, БАК.

Норма: 5-6 слов после 1 воспроизведения, повторить 2 раза.

  • Смысловая память:

Инструкция: «А сейчас запомни пары слов: ШУМ – ВОДА; СЛОН – ОБЕД; МОСТ – РЕКА; РУБЛЬ – КОПЕЙКА; ЛЕС – МЕДВЕДЬ»

Затем зачитывать первое слово из пары, а ребенок называет второе.

Норма – все слова.

  • Зрительная память

Картинки: МЯЧ, ЯБЛОКО, ГРИБ, МОРКОВЬ, ШАПКА, БАБОЧКА, МАТРЕШКА, ЦЫПЛЕНОК, МАК, ГРУЗОВИК.



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

  1.  МЫШЛЕНИЕ.
  • Доска Сегена – соотнесение формы предмета к форме отверстия. Пособие типа «почтового ящика». На крыше ящика расположены следующие 3 фигуры:

1 вариант – полукруг, треугольник, крест;

2 вариант – ромб, треугольник, круг;

3 вариант – четырехугольник, эллипс, звезда.

Ребенок должен вложить в отверстие соответствующие фигуры. Дети 4-5 лет предварительно прикладывают фигуру к прорези, старше 5 лет пользуются больше зрительным соотнесением.

Умственно отсталые дети используют метод проб и ошибок вплоть до 7-8 лет.

  • Разрезные картинки (выявляется переход в развитии от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению).

4 года. Ребенку показывается фигура разрезной картинки, состоящей из 3-х частей (коши, собаки, курицы). Затем части картинки раскладываются на столе в разных положениях. Ребенку предлагается сложить вновь.

5 лет. Ребенку предлагается сложить картинку из 4-х частей, разрез по диагонали.

Олигофрены, дебилы составляют на 2-3 года позже.

  • Кубик Косса (субтест2.10 методики Векслера).

Используются только белые и красные стороны кубиков.

4 года. Фигура «А» – ребенку показывается рисунок, где изображены кубики: 2 белых вверху и 2 красных внизу.

Предлагается по рисунку сложить фигуру (при затруднении рисунок убрать, образец показать на фигурах).

5 лет. Фигура «В» - рисунок с изображением 2 белых и 2 красных кубиков, расположенных по диагонали.

6 лет. Фигура «75, 75», где используются четвертинки фигур: 1 белая, 3 красных, 2 белых и 2 красных.

 При этом выявляется сообразительность, развитие внимания конструктивной деятельности.

Олигофрены выполняют только фигуру 1, дети с задержкой с помощью – 1,2,3 фигуры, шизофреники – не выполняют задания.

  • Классификация предметов (формирование логического мышления).

4 года. Перед ребенком раскладываются 4 картинки, при этом 3 относится к одной группе предметов, 1 – к другой. Группы предметов должны быть контрастны. Например, трамвай, автобус, троллейбус, чашка. Ребенку предлагается убрать картинку, которая попала не сюда, лишняя. Чаще всего дети правильно убирают лишнюю картинку, но объяснить своих действий не могут.

5-6 лет. Картинки более близкие и более трудные для группировки. Например, транспорт (все, что едет) и лошадка; петух, курица, цыпленок, яйцо и пр.; вещи для шитья и очки; домашние и дикие животные. Дети, имеющие задержку в развитии справляются лишь с первым заданием в 5-6 лет, не объясняя своих действий.

  • Сходство и различие (по методике Векслера, субтест №4)

Выявляет способность к логическому обобщению, абстрагированию, классификации.

5-6 лет. Ребенку говорят: «Я сейчас буду говорить, а ты продолжай»:

  • Лимон кислый, а сахар…
  • Ты ходишь ногами, а бросаешь…
  • Мальчик вырастет мужчиной, а девочка…
  • Нож и кусок стекла…
  • Слива и персик…
  • Кошка, мышь…
  • Пианино, скрипка…

Выделение сходства и различия в таких понятиях как «волк – собака», «вода – лед», «зима – лето», «День – ночь».

  • Решение логических задач

6 лет. Выявляем развитие логического мышления, наличие смекалки. Детям предлагается выбрать (или назвать) недостающий предмет в ряду. Например, на рисунке 3 ряда с изображением 3-х флажков, которые отличаются цветом и формой. В последнем 3-м ряду не хватает одного флажка. Ребенок должен из образца флажков выбрать недостающий.

  • Тест Векслера (субтест 3.2.)

6-7 лет. «Понятливость».

Готовность к умственной деятельности, социальная зрелость.

Например,

- Что ты будешь делать, если порежешь палец? (помажу йодом, скажу маме, буду плакать);

- Что будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дал друг? (куплю новый, отдам свой и извинюсь, скажу маме, что потерял, буду плакать, буду искать);

- Что будешь делать, если придешь в магазин, а хлеба нет? (пойду в другой, куплю булку, спрошу у мамы, пойду домой, отдам деньги).

  • Лабиринты (субтест Векслера №12)

6 лет. Выявляет аналитико-синтетические способности, последовательно решает задачи в рамках, указанных ограничением.

Ребенок должен не отрывая карандаша (пальчика) пройти по объекту там, где не закрыто. Ошибка в том, что отрывает палец и попадает не туда, куда указано.

  1.  РЕЧЬ

4 года. Сюжетные картинки с явным и скрытым смыслом. Ребенок отвечает на вопрос взрослого. Выявляется умение понимать смысл картинки, формирование сложных предложений. Например, дети бегут в беседку, потому что идет дождь. Девочка отстраняет тарелку, которую держит бабушка.

Вопросы: - Что здесь нарисовано?

- Что делают дети?

- Почему они бегут?

 - Что делает девочка?

- Она хочет кушать?

5 лет. Рассказ по картинке с явным и скрытым смыслом. Выявление умения понять смысл картинки. Развитие связной речи.

Предлагается картинка «Футболист» (скрытый смысл): 2 картинки, связанные одним сюжетом.

6 лет. 3-4 картинки, связанные одним сюжетом. Ребенок должен их правильно разложить и рассказать содержание картинки. Картинки с более сложным скрытым смыслом, например, «Ледоход».

ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ.

4 года.

  • Методика Россолимо. Исследуется понимание сюжета происходящего, воспоминание о собственном опыте, внимание.

Ребенку предлагается последовательно несколько картинок с изображением следующих ситуаций:

- мальчик ложится в кроватку, где отсутствует подушка, при этом спрашивают: «Посмотри, чего в кроватке не хватает?».

- мальчик стоит перед дверью, на которой висит замок. Спрашивают: «Что нужно мальчику, чтобы он вошел в дом?».

- девочка не может достать яблоко с полки. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы достать яблоко?».

- девочка держит в руках бутылку с молоком. Спрашивают: «Что нужно девочке, чтобы дать кошке молоко?».

На отдельной картинке изображены предметы, которых не хватает: ключ, подушка, скамейка, блюдце и 1-2 предмета, не относящиеся к картинкам. Эта картинка применяется в том случае, если ребенок сам затрудняется решить задачу.

  • 3-4 года. Использование дидактических игр «Чего не стало», «Что изменилось»

Перед ребенком раскладываются 4 игрушки. Дается установка внимательно посмотреть и запомнить их. Затем игрушки закрываются и одна из них убирается (или переставляется). Ребенок должен вспомнить, чего не хватает, или где стояла игрушка.

4-5 лет. «Чего не стало» - задание такого же типа, но изображено на 2-х картинках: полной и измененной.

  • 4-6 лет «Нелепицы» - восприятие и понимание картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом. Детям предъявляется картинка и предлагается найти такое, чего в жизни не бывает. Постепенно картинки усложняются по содержанию.

4 года. Изображены – петух с хвостом кота, кот с хвостом петуха, корова с ногами кота.

5-6 лет. Картинка с изображением более сложных сюжетов. Например, изображение парохода, идущего по рельсам, поезда, плывущего по воде, ворону, привязанную к собачьей будке.

С помощью этих картинок выявляется не только внимание и память, но и опыт ребенка, его смекалка, наличие чувства юмора.

Умственно отсталые дети могут справиться с этим заданием гораздо позже, глубокоумственно-отсталые – не справляются, нелепости картинок не воспринимают.

  • 6 лет. Методика Л. В. Занкова.

С помощью этой методики исследуется память. Выявление возможности произвольного запоминания с помощью установления ассоциативных связей.

Ребенку предлагается запомнить 5 слов: свет, обед, лес, игра, учеба. К каждому слову даются картинки: лампа, хлеб, дерево, кукла, книга, которые даны для запоминания слов. При этом дана одна лишняя картинка «корова». Ребенку говорят, что ты должен запомнить эти слова, которые я тебе скажу, а чтобы легче запомнить, к каждому слову подбери картинку. Например, к слову игра – кукла. В дальнейшем спросить, как он установил связь между словом и картинкой.

6-7 лет. Методика Леонтьева А.И. (дается задание такого же типа, как предыдущее):

Ряд картинок: молоток, полотенце, солнце, стакан, окно, кровать, телеграфный столб, рубашка. Ребенку предлагается запомнить 5 слов: дорога, день, дорога, праздник, работа, молоко.

7 лет. Векслер (Субтест №6)

Ребенку предлагается запомнить прямой и обратный счет цифр: 3-8-6, 6-1-2;

- какая цифра будет следующей: 2-4-6…;

Недостающая деталь. Векслер (субтест №7)

«Сейчас я покажу тебе картинку, на которой не хватает чего-то (расческа – зубчик, стол – ножка, собака – ухо).

Исследование внимания.

Перед ребенком раскладывают картинку и просят назвать предметы. Затем предъявляют другую и просят сказать, чем она отличается от предыдущей.

МОТОРИКА.

Социальные контакты.

6 лет.

  • Рисунок семьи. (Хоментаускас Г.)

Ребенку предлагается нарисовать свою семью. Даются цветные карандаши, лист бумаги. В рисунке фиксируется:

- последовательность изображения;

- паузы;

- комментарии ребенка;

- эмоциональная реакция, связь с изображаемым.

После выполнения задания получаются вербальные ответы:

 - Скажи, что нарисовал?

- Где они находятся?

- Что делают?

- Весело им или скучно?

- Кто из них самый счастливый?

- Кто самый несчастливый? Почему?

Наиболее существенные показатели анализа рисунка:

Структура рисунка:

Рисунок

Интерпретация

Полная семья

Эмоциональное благополучие

Изображает людей или только чужих

Семья – травмирующий фактор

Забывает кого-то нарисовать

Конфликтные отношения с этим членом семьи

Не рисует братьев, сестер

Конкуренция с ними

Не рисует себя

Отвержение, непринятие ребенка в семье

Дополнение семьи другими лицами

Неудовлетворенные психологические потребности в семье

Расположение фигур

Интерпретация

Сплоченность фигур

Психологическое благополучие

Рисует себя отдельно

Чувство отчуждения

Особенности нарисованных фигур

Интерпретация

Очень маленькие фигуры

Тревожность

Отсутствие деталей лица

Нарушение в сфере общения

Поднятые руки, растопыренные пальцы

Агрессивность к окружающим

Прорисовка зубов

Склонность к кусанию

Процесс рисования

Интерпретация

Рисуется первым

Значимость в семье

Пауза перед рисованием

Негативное отношение к человеку

  • Выявление взаимоотношений в семье через следующие вопросы:

 - Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь для куклы платье). Кого ты позовешь на помощь?

- Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?

 - Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и кто-то с ним должен остаться дома. Кто он?

- Ты имеешь… билетов в кино (на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

- Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

  • Методика «Лесенка» (модификация В.Г. Щур) – выявляется самооценка ребенка в оценке окружающих.

«Лесенка» состоит из 7 ступеней, 4-я ступень шире. Ребенку предлагается поставить на верхнюю ступень самых лучших (людей, друзей, знакомых), на нижнюю – худших. Затем спросить, на какую ступень он поставит себя. Спросить, как он это объясняет.

  • Цветовой тест Люшера М.

Выявляет отношение к окружающим, собственное состояние, возможный стресс.

Материал: квадраты следующих цветов – синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Серый (0) – нейтральный, обозначает границу. Обычное место – 5-7, если впереди последующие цвета отвергаются.

Синий (1) – полное спокойствие, умиротворение, желание покоя.

Зеленый (2) – желание признания.

Красный (3) – влечение к активной деятельности, энергия.

Желтый (4) – творчество, стремление к новому, освобождение от проблем. При отвержении его – разочарование, смятение.

Фиолетовый (5) – высокая степень чувствительности, интимность, нереальность желаний.

Коричневый (6) – чувство комфорта (физического). Обычное место 7-8. Слабость, которую нужно преодолеть.

Черный (7) – отказ, неприятие чего-либо, протест. Обычное место 8.

  1. Перед ребенком раскладывается материал и предлагается подобрать цвет к членам семьи, друзьям и т.д.
  2. Предложить разложить квадратики с цветом от самого приятного к самому неприятному, но при этом не задумываться и отбирать тот цвет, на который падает его взгляд.

Примерная схема беседы с ребенком 4-6 лет для определения уровня развития ребенка.

  1. Общий уровень развития.
  1. Имя, фамилия.
  2. Возраст
  3. Как зовут (маму, папу, бабушку)?
  4. Город, улица, № телефона.
  5. Ориентировка в пространстве (где живешь – близко или далеко).
  6. Время года.
  7. Ориентировка во времени (сегодня, завтра, утро, вечер, ночь).
  8. Растения, животные, птицы.
  9. Профессия (мамы, папы).
  10. Музыка, стихи, книги (какие тебе нравятся, что тебе читали)?
  11. Взаимоотношения с окружающими (друзья, воспитатели). Оценка их.
  12. Во что любишь играть, чем заниматься?
  1. Диагностика психического развития.
  1. Мышление, речь.
  2. Внимание, память.
  3. Движение.
  4. Социальные связи.
  1. Оценка поведения с 4-6 лет.
  1. Вегетативный статус (сон, аппетит, боли, потливость).
  2. Эмоциональный статус (настроение, изменение окраски кожи лица, страхи).
  3. Психоэмоциональная стабильность (энурез, двигательная расторможенность, отрицательные привычки, тики, онанизм).
  1. Оценка школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.
  2. Умственная работоспособность.
  3. Определение моторной асимметрии.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций.

Он заключает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и ориентирование точек в определенном пространственном положении.

Первое задание дает возможность выявить ориентировочную оценку общего умственного развития. Выполнение второго и третьего задания связано с уровнем развития способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. При выполнении первого задания ребенку предлагается нарисовать «дядю», «рисуй, как ты умеешь». Ребенка можно подбодрить, помощь не допускается.

При выполнении второго задания ребенку предлагается внимательно посмотреть на образец записи и рядом написать то же самое, «срисовать запись».

В третьем задании ребенку предлагают нарисовать точки, такие, как нарисованы на образце.

Оценка результатов. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).

Задание 1. Рисование мужской фигуры:

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. На голове волосы (возможно шапка), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан синтетическим способом, т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

2 балла – выполнение всех требований, кроме синтетического способа изображения. Возможны отсутствующие части тела – шея, волосы, 1 палец руки.

3 балла – у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности изображены прямой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста.

1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут быть больше. Образует три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, их прямота не обязательная.

3 балла – буквы разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцами схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3. Срисовка групп точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки строя. Уменьшение точек может быть не более, чем в 1,5 раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки. 0,5 ширина пробела между точками.

3 балла – общее впечатление похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза. Точек должно быть не больше, чем 20 и не меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки сделан из точек.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных данных.

«Школьно-зрелые» считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий 3-5 баллов. «Средне-зрелые» - 6-9 баллов. «Незрелые» - 10 и более баллов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ.

Важным показателем готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой и правой рук. Асимметрия развивается в онтогенезе и критическим возрастом является 5-7 лет. Леворукость не является показателем низкого уровня развития движений. Переучивать левшу на пользование правой рукой не следует. Это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание.

Для определения предпочитаемой руки во время деятельности ребенка предлагается упрощенный вариант батареи тестов (разработано в НИИ физиологии детей и подростков АНИ СССР).

1 задание – рисование.

2 задание – открывание небольшой коробки (из-под спичек).

3 задание – колодец из палочек (спичек).

4 задание – игра в мяч.

5 задание – вырезание ножницами.

6 задание – нанизывание (пуговиц, бисера, бус на иголку с ниткой).

7 задание – вращательные движения (открыть и закрыть пузырек с завинчивающимися крышками).

8 задание – развязывание узелков.

9 задание – дом из кубиков.

По мере выполнения заполнить протокол следующей формы:

Тест

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1

+

2

+

3

+

При этом важно выяснить, имеются ли у ребенка родственники левши. При наличии семейной леворукости заносится в протокол знак «+» в графу «левая рука».

Оценка результатов.

Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «+» в каждой графе. При равенстве «плюсов» или большем их количестве в графе «обе руки» можно сделать вывод о недостаточной сформированности асимметрии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Важным дополнением к сведениям о «школьной зрелости» является представление об умственной работоспособности детей.

Дети при этом пользуются фигурными таблицами по методике, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков. Детям дается указание: «Просматривайте внимательно фигуры и отыскивайте в них треугольник, кружок и флажок. Ставьте в треугольник черточки (-), в кружочки крестик (+), во флажок – точку (.). через 2 минуты задание останавливается.

Оценка результатов: по формулам:

Например, ребенок просмотрел 60 фигур, из которых допустил 7 ошибок, то подставляем в формулу: Х = (7*100) / 60 – это оценка качества работы.

Помимо этого рассчитываем коэффициент продуктивности умственной работоспособности Q по формуле: Q= C/ (C+M,  Где С – количество просмотренных строчек, М – количество ошибок.

Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строчек, но считается за одну пропущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок. Для оценки уровня умственной работоспособности индивидуальные показатели следует сопоставлять со средними значениями, полученными при обследовании данного количества.

Средними являются показатели М+- 28, высокими – М+28; низкими – М-28.

Приводим пример:

Вера, 6 лет, посещает детский сад.

  1. Количественная оценка – 33 количество фигур;
  2. Качество работы Х=(1*100)/33=3,3
  3. Коэффициент умственной работоспособности Q= C/ (C+M)=16/(4+1)=3,2

Средний коэффициент работоспособности в группе 2,8, у Веры – 3,2. Можно сказать, что у нее средняя работоспособность.



Предварительный просмотр:

Диагностические задания для подготовительной группы

1. Групповой этап: Тест Керна-Йирасека

2. Индивидуальное обследование

  • Тестовая беседа

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через 2?

6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, книга?

11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок и парта?

16. Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ты нечаянно сломаешь чужую вещь?

  • Зрительное восприятие

Показ табличек с изображением предметов, далее инструкция: Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

+ избирательность внимания: «Найди только круг (треугольник)»

  • Слуховое восприятие

Ребенку диктуется предложение: «Мальчик встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого спросить о порядке действий мальчика.

  • Последовательные картинки

Положить перед ребенком несколько конвертов с картинками (от 2 до 7).

Инструкция: «Выбери конвертик с картинками и расположи картинки в порядке действий, а затем составь рассказ».

  • Кратковременная слуховая память

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе слова, а ты после этого должен назвать те слова, которые запомнил. Можно в любой последовательности»

Слова: СТОЛ, КАЛИНА, МЕЛ, СЛОН, ПАРК, НОГИ, РУКА, КАЛИТКА, ОКНО, БАК.

Норма: 5-6 слов после 1 воспроизведения, повторить 2 раза.

  • Смысловая память:

Инструкция: «А сейчас запомни пары слов: ШУМ – ВОДА; СЛОН – ОБЕД; МОСТ – РЕКА; РУБЛЬ – КОПЕЙКА; ЛЕС – МЕДВЕДЬ»

Затем зачитывать первое слово из пары, а ребенок называет второе.

Норма – все слова.

  • Зрительная память

Картинки: МЯЧ, ЯБЛОКО, ГРИБ, МОРКОВЬ, ШАПКА, БАБОЧКА, МАТРЕШКА, ЦЫПЛЕНОК, МАК, ГРУЗОВИК.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА "БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (НЕЖНОВА Т. А.)

Диагностические возможности: выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 6–7-летним ребенком возрастного статуса.

    Материал: Ѕ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур.

Процедура проведения.

     Инструкция экспериментатору к фронтальной беседе с детьми.

Мотивационный этап: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия стран?» (называют). Экспериментатор оценивает общую активность детей, форму привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки и др.); выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерян.

Ориентировочный этап:

     Задачи этапа:

а) означивание школ с помощью геометрических фигур;

б) усвоение способов выделения понравившихся школ).

«Вы  назвали много разных стран, они такие разные, там живут самые разные дети. Но в одном эти страны похожи друг на друга – везде есть школы, в которых учатся дети. Но школы эти также разные. Вот, например, в Англии есть две школы (показывает два одинаковых круга на листе бумаги или рисуя на доске). «В этой школе (показывает на круг слева) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой (показывает на круг справа) дети рисуют карандашами, фломастерами, красками. Как вы думаете, в какой школе лучше?». Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга, обозначающего школу, которая, по мнению ребенка, лучше. Затем данная процедура повторяется с использованием следующего содержания: «В Японии есть две школы (Экспериментатор показывает или рисует два эллипса). В этой школе (слева) на каждой перемене детям дают лимонад, а в этой школе (справа), – капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете, в какой школе лучше?»

Исполнительский этап.

«Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так: положите перед собой (психолог раздает стимульный материал в виде бланков с геометрическими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите карандаши или ручки. Я буду рассказывать какие еще бывают школы, а каждый из вас будет отмечать крестиком ту школу, которая ему нравится».

Школа «А»

Школа «Б»

Уроки чтения, письма, математики – каждый день, а рисование, физкультура, музыка, труд – один раз в неделю

Рисование, физкультура, музыка, труд – каждый день, а чтение, письмо, математика – один раз в неделю

Дети должны вести себя по определенным правилам и не нарушать их

Нет специальных правил поведения: каждый поступает так, как ему хочется

Дети приходят в школу, садятся в классы все вместе, учитель их учит

К каждому ребенку отдельный учитель ходит домой и учит его одного всему, чему положено в школе

Детей учит учитель

Детей учат мамы учеников по очереди

За хорошую учебу ставят отметки 4, 5, а за плохую – 2

За хорошую учебу дают игрушки и сладости, а за плохую – ничего

В конце работы детей просят подписать, кто сможет, свои работы.

Интерпретационный (аналитический) этап.

     Количественный анализ. Баллы начисляют за выборы школ группы «А». Максимальный суммарный балл (СБ) – 5 баллов.

Качественный анализ. В соответствии с количеством полученных баллов, делают вывод об уровне (этапе) становления «внутренней позиции школьника» (ВПШ) на седьмом году жизни ребенка (по Т. А. Нежновой):

I этап: (0-1 балл): наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).

     II этап: (2-3 балла): ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

     III этап: (4-5 баллов): «ВПШ» полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.



Предварительный просмотр:

Методика «Четвертый лишний»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.

Учитывается время и точность. На примере 1 карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция.

Обработка результатов. Оценка: А=В+Т, где В – оценка успешности, Т – оценка времени.

 

 

В

Время(с)

Т

 

I карта

1.бурав
2.шуруп
3.пила
4.топор

1
9
1
5

6
6-60
6-120
120

+1
0
-1
-2

А1=В1+Т1

II карта

1.карандаш
2.авторучка
3.ученич.перо
4.тетрадь

1
1
5
9

3
3-40
40-60
60

+1
0
-1
-2

А2=В2+Т2

III карта

1.часы
2.очки
3.весы
4.термометр

1
9
1
1

3
3-40
40-60
60

+1
0
-1
-2

А3=В3+Т3

IV карта

1.шкаф
2.кровать
3.комод
4.этажерка

1
9
1
5

3
3-40
40-60
60

+1
0
-1
-2

А4=В4+Т4

V карта

1.пуговица
2.катушка
3.пряжа
4.крючок

1
9
1
1

3
3-40
40-60
60

+1
0
-1
-2

А5=В5+Т5

Общая оценка в баллах складывается из оценок показателей успешности по всем картам, кроме А1, которая рассматривается как тренировочный этап.

А=А2+А3+А4+А5

В зависимости от полученных баллов уровень развития мышления оценивается как: средний -20-36 баллов, выше среднего -37-40 баллов, ниже среднего 20 баллов

          

 

              

                  

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ И УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет Под редакцией академика РАО М. М. Безруких Москва 2006 г.

Диагностика на конечном этапе (перед школой) обеспечит определение «готовности» к школьному обучению и выбор оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования). Комплексная диагностика ...

«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»

методические рекомендации в помощь педагогам. воспитателям...

Справка по проверке диагностических материалов ДОУ.

Содержит аналитический материал на соответствие предъявляемым требованиям. Может использоваться в контролирующей деятельности старшего воспитателя, методиста ДОУ....

Диагностические материалы

Материалы для диагностики детей-дошкольников...

Диагностические материалы для обследования речевых функций ребенка

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и ст...

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Диагностические материалы по овладению ИКТ педагогами в ДОУ

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий.Диагностическая карта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе»...