Презентация "Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ивашкина Оксана Викторовна

Выступление на городском МО "Лого-математическое развитие дошкольников". Рассматривается взаимосвязь математики и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_femp_i_muzyka.pptx1.43 МБ
Файл tekst_k_prezetatsii_femp_i_muzyka.docx21.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности. Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУДС №11 Ивашкина Оксана Викторовна

Слайд 2

Выдающийся пианист и педагог прожил интересную, насыщенную музыкой жизнь. Он сделал многое, чтобы потомки и сегодня помнили, кто такой Генрих Нейгауз. Представитель какой фортепианной школы может похвастаться, что соединил в себе русскую, венскую и немецкую техники и стал основоположником собственной школы и продолжателем семейной династии? Все это соединилось в одном человеке, который не напрасно получил прозвище Генрих Великий . Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964)

Слайд 8

Слушание

Слайд 9

Пение

Слайд 10

РАСПЕВКА: Я шагаю вверх, я шагаю вниз

Слайд 11

Музыкально – дидактические игры

Слайд 12

Музыкально – ритмические движения

Слайд 13

Игра на детских музыкальных инструментах



Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности.

«Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и, что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства»                              Генрих Нейгауз

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пифагор, один из самых первых установил связь между музыкой и математикой. Он создал учение о звуке, изучал философскую математическую стороны звука, даже пытался связать музыку с астрономией. Используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками. Пифагор развил учение о врачевании болезней при помощи музыки. Он считал, что определенные мелодии могут избавить человека от зависти, ревности, гордыни и других пороков.

Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта – «Трактат о музыке»; первая крупная работа Леонарда Эйлера – «Диссертация о звуке».

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число  более «полезных» наук.

Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.

Реализация основ математики на музыкальных занятиях позволяет ребёнку, не только получать и закреплять определённые представления, овладевать умениями и навыками, но и понять красоту математической науки, поддержать интерес к ней.

Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания, в различных аспектах воздействует на ход образовательного процесса.

Во-первых, она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для ребёнка.

Во-вторых, восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

В-третьих, как образец художественного творчества, музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников.

В-четвёртых, музыка во взаимодействии с различными видами деятельности: познавательной и речевой, изобразительной и театрализованной деятельностью, развитием движений, делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

В-пятых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребёнка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредствам использования в образовательном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию.

В-шестых, музыкальная форма, в которую обличено математическое или другое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, непременно способствует проявлению интереса к данной деятельности.

Разные виды музыкальной деятельности оказывают существенное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

«Слушание»

Слушая музыкальные произведения, дети учатся разбираться в его структуре. Отвечая на вопросы педагога, обобщают и сравнивают: определяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй.

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы типа «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени?»

В этом разделе музыкального воспитания есть и произведения, работая с которыми уточняется представление о времени суток. Это пьесы «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С.Прокофьева (старшая группа). Дети среднего звена слушают произведения из сборника Н.Ветлугиной «Утро». «День», «Ночь», рассказывают, что делают днём или вечером.

«Пение»

Математическое содержание имеют некоторые песни, которые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Это песенки-считалки, содержащие количественный счёт: «Бука», Зайка» «Вышли пальчики гулять» (вторая младшая, средняя группа); песни с порядковым счётом: «Весёлые пальчики»; песни, содержащие понятия высокий-низкий, справа – слева: р.н.п. «Теремок» (старшая, подготовительная группа) и другие.

При разучивании небольших попевок на одном звуке дети учатся различать длительность. Узнают, что звуки бывают долгие и короткие на примере песенок «Небо синее» (старшая группа), «Мы идём с флажками» (средняя группа). Долгие звуки условно обозначают слогом «та» и показывают широким плавным движением руки, а короткие звуки – слогом «ти», и рука при этом делает более короткое движение. После этого дети поют песню словами, одновременно отхлопывают ритм, соблюдая длительность каждого звука.

Дети учатся также отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука) в попевках «Лиса по лесу ходила» (подготовительная группа), «Солнышко-вёдрышко» (старшая); знакомятся с понятиями «высокий звук» и «низкий звук» в песенках «Качели», «Колыбельная» (подготовительная); учатся различать движение мелодий, звучащих в восходящем или нисходящем движении, сверху вниз или снизу вверх, в упражнениях «Лесенка», «Горошина», «Скок-скок-поскок».

«Музыкально-дидактические игры»

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Птички и птенчики», «Три медведя») Подвижная музыкальная игра «Найди свою пару» способствует закреплению знания цвета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Веселый круг», игра-танец «Если нравится тебе» и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества («Веселый счет»).

 «Музыкально-ритмические движения»

Музыкально-ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Формирование пространственных отношений проходит успешно, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя, например хоровод, дети двигаются в заданном направлении: Вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. Дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры. Разучивая движение, объясняем детям: «На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг», «внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Небольшие песенки дети учатся исполнять на музыкальных инструментах. Мелодия в этих упражнениях на одном-трёх звуках, либо в поступательном движении вверх или вниз. Поэтому предварительная работа по анализу звуков, различных по длительности и высоте, соответствует приёмам, изложенным выше, в разделе «Музыкально-дидактические игры». Здесь же можно совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник, называя при этом  музыкальные инструменты данной формы.

Таким образом, развитие элементарных математических представлений реализуется во всех разделах музыкального воспитания, в различных видах музыкальной деятельности. При этом музыкально-математические средства одновременно выполняют и заинтересовывающую, и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставляет дошкольникам удовольствие, обогащает их музыкальные впечатления, формирует разнообразные эмоции и чувства, а кроме того, закрепляет математические представления.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».   

Источники информации:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/ob-integraci-muzyki-i-matematiki.html 
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-pedsovete-primenenie-matematiki-v-dosugah-razvlechenijah-na-muzykalnyh-zanjatijah-v-teatralnoi-dejatelnosti.html 
  3. https://znanio.ru/media/metodicheskaya-razrabotka-vneurochnogo-meropriyatiya-muzykalnye-sekrety-matematiki-2686219 
  4. https://dankonoy.com/ege/ege11/archives/6197 

Подготовила: музыкальный руководитель

                                        МБДОУДС №11 г. Сасово

                                                 Ивашкина Оксана Викторовна

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений дошкольников

Советы родителям и воспитателям по формированию элементарных математических представлений ребенка до 7 лет....

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (...

Эксперементальная деятельность «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр и игровых упражнений»

Для умственного развития детей им важно усвоить математические понятия, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Приобретенные знани...