«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Васильевна Савина

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 2021__ - 2022уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Красящие вещества продуктов».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

2. «Где прячутся детки?».

Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян.

3. «Красящие вещества ягод».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.

4. «Как листики летают по ветру».

Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме.

1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

2. «У воды нет вкуса и запаха».

Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха.

3. «Песок и глина. Сыпучесть».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.

4. «Песок и глина. Рыхлость».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.

1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Что в коробке?».

Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

2. «Горячо – тепло».

Цель: умение определять температурные качества веществ и предметов.

3. «Бумага: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4. «Дерево: его качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

2. «Украсим елочку».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.

3. «Легкий – тяжелый».

Цель: показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Умение определять вес предметов и группировать предметы по весу.

4. «Горячо – холодно».

Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ.

1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Наши помощники».

Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств.

2. «Ткань: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи и ткани, определять ее качества и свойства.

3. «Нарисуем свой портрет».

Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Надувание мыльных пузырей».

Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».

Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух.

3. «Что звучит?».

Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку.

4. «Музыка или шум?».

Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Солнечные зайчики».

Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

2. «Игры с цветными стеклышками».

Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения.

3. «Подуй на свечу».

Цель: показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.

4. «Что горит?».

Цель: уточнение знаний детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Как очаровать червя?».

Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука.

3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...