План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
материал (младшая группа)

Кандалинцева Юлия Леонидовна

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_1.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                         План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 2022- 2023 уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Красящие вещества продуктов».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

2. «Где прячутся детки?».

Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян.

3. «Красящие вещества ягод».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.

4. «Как листики летают по ветру».

Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме.

1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

2. «У воды нет вкуса и запаха».

Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха.

3. «Песок и глина. Сыпучесть».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.

4. «Песок и глина. Рыхлость».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.

1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Что в коробке?».

Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

2. «Горячо – тепло».

Цель: умение определять температурные качества веществ и предметов.

3. «Бумага: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4. «Дерево: его качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

2. «Украсим елочку».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.

3. «Легкий – тяжелый».

Цель: показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Умение определять вес предметов и группировать предметы по весу.

4. «Горячо – холодно».

Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ.

1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Наши помощники».

Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств.

2. «Ткань: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи и ткани, определять ее качества и свойства.

3. «Нарисуем свой портрет».

Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Надувание мыльных пузырей».

Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».

Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух.

3. «Что звучит?».

Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку.

4. «Музыка или шум?».

Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Солнечные зайчики».

Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

2. «Игры с цветными стеклышками».

Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения.

3. «Подуй на свечу».

Цель: показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.

4. «Что горит?».

Цель: уточнение знаний детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Как очаровать червя?».

Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука.

3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах сост. Н. В. Нищева
  6. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни авт. -сост. Л. А. Королева.
  7. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева.
  8. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...