Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"
материал (старшая группа)

Поликарпова Тамара Анатольевна

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ребёнка  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 2022 – 2023 уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Наши помощники – глаза».

Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей.

2. «Овощи и фрукты как косметика».

Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.  

3. «Где растут грибы?».

Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов.

4. «Почему осенью листья желтеют?».

Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

1. Консультация «Удивительное рядом».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Помощница – вода».

Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

2. «Пар – тоже вода».

Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком.

3. «Посадим дерево».

Цель: определение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

4. «Как появляются холмы?».

Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов.

1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Уличные тени».

Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

2. «Почему все падает на землю?».

Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения».

3. «Родственники стекла».

Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.

4. «Как измерить стекло?».

Цель: объяснить детям принцип действия термометров.

1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Какие свойства?».

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

2. «Волшебный шарик».

Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

3. «Как легче плавать?».

Цель: установление связей между строением и образом жизни птиц.

4. «Колющие и режущие предметы из разных материалов».

Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены.

1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Разноцветные сосульки».

Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности.

2. «Горнолыжник».

Цель: закрепление умения работать с пластилином, бумагой, ножницами.

3. «Если не видишь».

Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства.

4. «Большой – маленький».

Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Ветер в комнате».

Цель: выяснение, как образуется ветер.

2. Упрямый воздух».

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. Коробочка с секретом».

Цель: выявление причин ослабленного звука.

4. «Где живет эхо?».

Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо.

1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Лупа».

Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

2. «Два магнита».

Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

3. «На орбите».

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.

4. «Темный космос».

Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Кошмарное поведение за столом».

Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности.

2. «Как растения пьют воду?».

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее.

3. «Холодное и теплое помещение для растений».

Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

Приложение

Конспект НОД в старшей группе «Глаза – наши помощники»

Цель: способствовать осознанию детьми важности органов зрения для жизнедеятельности человека.

Задачи: закрепить представления детей о мозге, об органах зрения; уточнить какое значение для человека имеют глаза при восприятии им окружающего мира; помочь понять почему человек имеет два глаза; развивать зрительные ощущения; способствовать развитию уверенности в себе, развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей; воспитывать потребность быть здоровым; воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.

Формы организации совместной деятельности: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, ситуативный разговор, игра.

Предварительная работа: введение термина «органа чувств»; выполнение зрительной гимнастики; дидактические игровые задания «Четвёртый лишний», «Отгадай, кто нарисован»; беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков; чтение художественных произведений, отгадывание загадок.

Материал к НОД: шарф для завязывания глаз, рисунки, таблица «Строение глаза», плакат «Гимнастика для глаз», таблица «Головной мозг», половинка грецкого ореха, фотография кошки с разными глазами, три набора геометрических фигур для игры «Разбей на группы», видео презентация «Зрение у животных».

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках

В: Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадка будет тема нашего сегодняшнего занятия.

Да, сегодня мы поговорим о глазах. Ребята, может быть нам достаточно одних ушей, и глаза нам не нужны? Карина, подойди сюда (Воспитатель завязывает ей глаза). Скажи, что я держу в руках? (Карина не знает). А что я делаю? (Воспитатель бесшумно совершает два-три действия, например, взмахивает рукой, берёт в руку книгу, накидывает на шею косынку. Ребёнок этих движений не видит и ничего сказать о них не может). Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза? (Чтобы видеть всё нас окружающее).

А хотите побольше узнать о глазах? А как вы думаете, где мы сможем больше узнать о глазах? Я предлагаю вам отправиться в «Центр зрения» и побыть в роли учёных.

Посмотрите вокруг. В лаборатории имеются различные таблицы, рисунки (дети рассматривают).

Как вы думаете, кого или что можно назвать командиром? Почему? (Головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Руки, ноги, все органы выполняют команды головного мозга).

Ребята, покажите, где у каждого из нас находится головной мозг.

Мозг надёжно спрятан в черепной коробке. Мозг сложно устроен, но самая главная его часть – это кора головного мозга. На что она похожа? (Дети смотрят на картинку с изображением головного мозга и выбирают из предложенных предметов половинку грецкого ореха без скорлупы).

Кора головного мозга имеет сложный узор – извилистые, спутанные бороздки. У каждого человека извилины разные. Поэтому все люди чувствуют и думают по-разному.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет. Хотите, я вам его открою? (дети садятся на стульчики)

У нашего «командира» - мозга есть память. Мозг может запомнить на долгие, долгие годы множество запахов, картин, вкусов, людей и не забывать их, т.е., запоминать различную информацию. Но одному мозгу не справиться со всей информацией. У него есть верные помощники, с помощью которых он познаёт мир.

Какие? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

Как вы думаете, какой из этих органов является самым главным помощником? (глаза)

Да с помощью глаз человек получает очень много информации. Положите перед собой руки. Сколько пальчиков вы видите? (10) Загните пять пальчиков. Сколько пальчиков осталось? (5) Эту информацию мозг получил с помощью глаз.

Сколько у нас глаз?

Закройте глаза и ощупайте их пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить.

Что вы чувствуете? (глаз круглый и плотный)

Игра «Какие бывают глаза?»

Посмотрите друг на друга в глаза. Какие они красивые! Как можно сказать о глазах, чтобы передать их красоту? (дети перечисляют: ясные, чистые, прекрасные, умные, блестящие и т.д.)

Видите, в глазном яблоке есть глазная оболочка. А середина яблока не белая, а окрашенная. Это радужная оболочка, или радужка. Какого цвета радужка у вашего напарника?

Да, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зелёные, карие, чёрные, серые.

А могут ли быть у человека глаза разного цвета? Очень редко бывают случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой карий.

А теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка. Какого она цвета? Это не точка, а отверстие.

Кто знает, как оно называется? (зрачок) через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал поступает в мозг, а человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Глаз и мозг работает дружно.

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Как защищены глаза? (веки, ресницы, брови). Они не только для красоты, они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить зрение этой защиты недостаточно.

Игра «Полезно-вредно»

Воспитатель предлагает детям некоторые ситуации, а дети поднимают соответствующую карточку (одна карточка с весёлой рожицей – полезно, а вторая карточка с грустной рожицей- вредно)

  1. Ребёнок читает за столом в хорошо освещённой комнате;
  2. Ребёнок читает в транспорте;
  3. Ребёнок трёт глаза грязными руками;
  4. Ребёнок вытирает глаза чистым платком; ребёнок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану;
  5. Ребёнок читает лёжа;
  6. Ребёнок держит ножницы и карандаш остриём вверх.

А ещё у глаз есть мышцы, и их надо тренировать. Гимнастика для глаз. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

Вверх-вниз, вправо-влево, по часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя, руки на поясе, плечи развёрнуты. Плакат находится впереди, вверху.

Скажите, дети, а что ещё умеют различать наши глаза? (перечисляют) Давайте проверим. Посмотрите, на столах лежат конверты. Сколько их? (три стола, на каждом по одному конверту). Сейчас с помощью эксперимента мы выясним, правильно ли мы предположили, что умеют различать глаза.

Игра «Разбей на группы» (первая группа детей разбивает - по величине, вторая - по форме, а третья – по цвету).

Почему вы так разделили? Вывод: с помощью зрения мы различаем величину, форму, цвет, расположение предметов.

А что ещё умеют наши глаза? Посмотрите, что вы увидели на листе бумаги? (написано слово «мама», дети читают). Вывод: глаза умеют читать.

А что вы видите здесь? (точки) Сколько их? (дети считают, точек 7) Вывод: и считать помогают глаза. Вот какие помощники!

Дети, как вы думаете глаза помогают только людям? (все живые существа наделены зрением). Давайте послушаем какое интересное сообщение приготовили ребята.

Презентация ребёнка о зрении у животных.

У всех представителей животного мира есть глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

А как вы думаете видят ли растения? Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья (показ растения).

Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.

Лягушка видит только двигающиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных анкетах – стебельках, выдвигаются далеко вперёд и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у раков есть глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.

А вот у морских звёзд есть по одному глазу на конце каждого луча.

У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же видят они в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте он не видит, как сова. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе - лучше, чем это видно глазом.

- Какое приспособление придумал человек, чтобы ближе видеть то, что не видно глазом? (лупа -увеличительное стекло). Сначала появилась лупа, а затем очки, микроскоп, бинокль, телескоп.

Глаза необходимый орган человеку. Они помогают нам воспринимать окружающий мир. Берегите зрение!

Как вы думаете, дети, а могут ли иногда вместо глаз работать другие органы чувств? Об этом мы поговорим в следующий раз.

Наша экскурсия завершилась. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как у телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии. Скажите, что вы увидели на экране вашего волшебного телевизора?

Так для чего глаза на свете?

Стихотворение (читает ребёнок)

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно

-Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

-Править быстрым самолётом:

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья…

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья

- Всем необходимо зренье!

Предлагаю вам дома составить памятку «Как заботиться о глазах» (знаки, рисунки). Мы повесим её в группах и будем заботиться о зрении.

Конспект игры-экспериментирования

«Почему листья осенью желтеют»

Задачи:

  • Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
  • - Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  • - В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • - Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование: Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья зеленые и других цветов. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы. Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев. Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев. Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка». Листы бумаги зеленого цвета.

Организационный момент: 

 Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада,вот послушайте: " В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака.

Дети поежились и спросили: - Что случилось?

- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала нам воспитательница. - На дворе осень. - А и правда! - расстроено сказал один мальчик.

- Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!" А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Дети читают стихотворение : С. Коган "Листики". Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: " Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Исследование строения листа с помощью лупы/

 Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние» 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели, (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели (Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели. (Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели (Бег с плавными машущими движениями)

И на землю снова сели, (Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?» 

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые. Но вернемся к нашей истории. Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил. А когда ветер успокоился,воскликнул: - Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.  Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик.

- И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь? И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок. А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем) Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Сюрпризный момент Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо - схема.

- Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок? Ответы детей : кружится, летит, падает.

-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей : он плавает.

- Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло? Ответы детей : лист сломался. Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

- И так наш листок как птица, что делает? Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает? Ответы детей - плавает.

- Наш листок как перо, какое оно? Ответы детей - легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно? Ответы детей – хрупкое. - Молодцы! Расшифровали письмо – схему.  

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Помощница вода».

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

- познакомить детей с круговоротом воды в природе, опытным путём показать образование тучи и осадков;

- использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;

Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Оборудование: картинка «Капелька», глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребёнка: фартуки, нарукавники, стеклянные стаканы, наполненные на половину водой, мелкие пластмассовые игрушки, блюдца с подкрашенной синим цветом водой, поролоновые губки.

Предварительная работа: проведение ряда опытов, направленных на выявление свойств воды, чтение произведения Л. Толстой «Хотела Галка пить»,рассматривание книги «Мир вокруг нас» А. Плещаков темы: «Откуда в наш дом приходитвода и куда она уходит?» стр. 44; «Почему идёт дождь?»стр. 92.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети давайте возьмемся за руки и создадим хорошее настроение, вспомним наш девиз:

С голубого ручейка начинается река

А наше занятие начинается - с улыбки!

(Посадить детей на стульчики).

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: А о чём будет сегодняшнее занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?

О чём эта загадка? (ответы детей).

Вода занимает большую часть поверхности Земли. (Рассматривание глобуса).

- Посмотрите, на глобусе можно увидеть все цвета радуги.

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? (леса).Желтым? (пустыня). Коричневым? (горы.) Синим? (моря, океаны, реки).

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше).

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Вода есть и на глубине Земли. Благодаря воде возникла и сохраняется жизнь на нашей планете.

- Сегодня к нам в гости пришла «Капелька»по поручению своих подружек Капелек, которых очень много во всех водоёмах. Капельке интересно узнать, что вы знаете о воде.

(Становимся в круг). Вначале мы расскажем Капельке об удивительных свойствах воды. Будем передавать нашу гостью по кругу, у кого капелька в руках, тот и называет одно из свойств воды: бесцветная, жидкая, не имеет запаха, может растворять вещества, безвкусная, прозрачная.

- Теперь расскажем капельке, как человек использует воду: стирает, купается, готовит пищу, моет посуду, поливает огород, умывается.

- Сегодня, ребята, мы узнаем, какую ещё помощь вода может оказать помощь человеку.

Для этого мы проведём опыт, который называется «Помощница вода».

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Перед детьми ставится задача: достать из стакана предметы, не беря его в руки и, не опуская руку в стакан (вливать воду, пока не поднимется через края). Предлагаю проделать эти действия.

Вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.

(Выйти из-за столов).

Капелька приглашает вас отдохнуть.

Физкультурная минутка.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево — раз, вправо — два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре — (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Воспитатель: Ой! Где же наша Капелька? Да вот она среди 1000 подруг, таких же, как и она, только стала маленькой. Она стала такой потому, что выглянуло солнце. Как вы думаете, почему Капелька уменьшилась в размерах? (солнце её высушило, капля испарилась). Но Капелька не исчезнет совсем, она скоро к нам вернётся. Посмотрите, что с ней произойдёт.

Выглянуло солнце, протянуло свои тёплые лучи к рекам, озёрам, морям и с поверхности воды стал подниматься …. Как вы думаете что? (пар). Пар – это очень маленькие капельки воды. Эти капельки поднимаются высоко в небо и, плотно прижавшись, друг к другу, образуют тучу. Когда капелек становится много, им трудно удержаться вместе, и тогда они отрываются от тучи, падают вниз и на Земле идёт дождь. Капельки возвращаются в реки, озёра, моря, часть воды уходит под землю, и тогда из-под земли «бьют» родники. И всё повторяется с начало. Такое путешествие воды называется «круговорот воды» (хоровое и индивидуальное повторение название процесса).

Закрываем глаза. Появляется Капля.

- Ну что запомнили, как появляются тучи?

Опыт 2.

Теперь проведём опыт: «Образование тучи и осадков».

Задача детям: взять сухую губку, затем опустить её в тарелку с подкрашенной водой и дать напитаться водой. Приподнять губку, если влаги много, то капельки начнут падать на блюдце.

Вывод: туча состоит из капелек воды, которая под своей тяжестью отрываются и падают на землю дождём.

Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Родник иссяк, ручей ослаб,

Вода из крана как - кап-кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет -

И нет водицы, нет, нет, нет.

Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как и все живое на земле! И пусть сегодняшнее занятие пробудит в ваших душах капельку добра!

4. Итог.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить, какие эксперименты мы с вами проводили.

Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз. Спасибо вам, ребята! Вы были очень хорошими исследователями. Капельке было с вами очень интересно!

Памятка

 «Познавательные опыты дома»

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/cornerexperiments/ugolokeksperementirovaniya10.jpg

                                               

Консультация для родителей

«Играя, познаем»,

«Познавательные опыты дома»

         Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. В детском саду мы создали такие условия в виде мини - лаборатории.

        Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

            Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые, они есть в любом доме. В ход могут пойти старые пластиковые бутылки, гвозди, булавки, пуговицы, камешки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор».

            Вот несколько примеров опытов, которые вы, товарищи родители, сможете делать дома вместе с детьми. Самые обычные булавки, когда их бросают в таз с водой, превращаются в утопающих. «Давай, спасать их!» - говорит мама. «А как?». Нужен спасательный круг, корабль. Их вполне может заменить пластиковая крышка от банки, настоящие спасательные круги можно сделать, вырезав из плотного картона маленькие кружочки, и если проткнуть их булавкой - они словно юбочки будут держаться и не утонут. Брошенные в воду в таких юбочках, булавки не просто плавают, а красиво кружатся на поверхности воды, будто танцуют. Самое главное, что требуется от родителей, во-первых, фантазия для поддерживания игры, и во-вторых, чтобы любой необходимый материал для исследований был для детей под рукой. Например, если оборудовать место в ванной комнате для опытов с водой, когда купаете ребенка, вы можете сделать «Мыльные пузыри» (надувать пузыри через трубочку или делать шапку из пены) .

       Можно провести опыт «Тонет не тонет» - мыло утопить в воде и узнать, тонет мыло или нет. Можно сделать «Волшебную воду» (смешивание подкрашенной воды и получение разноцветных «волшебных цветов и оттенков). Цветные капельки (капание из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествием капельки). Если вы ребенку подскажите или покажите какой нибудь опыт или сделаете вместе с ним, ему будет очень интересно. Он пока не знает сам, чего хочет и что вообще может быть интересного, поэтому важно, если вы ему подскажите идею.

 Огромный интерес вызывает у детей опыты по замораживанию воды. Вы наливаете в небольшую пластиковую бутылку воды и убираете в морозильную камеру. На следующий день вода превратится в лед, предложите разморозить бутылку. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как меняется рисунок ледяных кристаллов по мере их таяния, и тут можно пустить в ход краски. Капните в бутылку, где наполовину еще лед, а наполовину вода, немного краски. Заморозьте снова содержимое бутылки. Ребенок удивится какой причудливый узор образовали капли краски в замершей воде. Опыты с замораживание воды - повод для возникновения множества вопросов о ее физических свойствах. Почему в холодильнике вода не мерзнет, а только в морозильной камере? Что такое отрицательное или положительная температура? Что нужно, что бы быстрее растопить лед? На многие вопросы вы сможете ответить своему ребенку сами.

 На прогулке с ребенком возникают другие важные проблемы, что произойдет со снегом, если его поместить в тепло?

  Так же на прогулке можно поиграть в игры с песком. Познакомить с песком и его свойствами, если песок сырой, из него можно лепить, копать, делать всякие разные поделки, на сыром песке можно рисовать, оставить на влажном песке следы ладошкой, ступней от обуви или колес от игрушечной машины. Что можно сделать из сухого песка? «Дорожки из песка» - набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы. Можно на прогулке с ребенком поиграть в игру «Сравним песок» - предложите ребенку сравнить постройку из сухого и мокрого песка.

         Игры - эксперименты со светом так же вызывают у ребенка живой интерес. Можно провести игру «Поймай солнышко» - маленьким зеркалом нужно поймать луч солнца.

       Игра «Что отражается в зеркале» - попытаться увидеть, что находиться справа, слева. Можно дома поиграть в игру «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета в темноте с помощью фонарика).

    Дети - это великие мечтатели. Но не сталкиваясь в повседневной жизни с чудом, они мечтают о затерянных мирах, о путешествии в дальние страны. А ведь обычный мир вокруг тоже таит столько чудес. Научить ребенка открывать и видеть их волшебство в привычных вещах - значит привить ему интерес к познанию и творчества на всю его жизнь. Делать со своими детьми такие открытия, вместе с ним познавать волшебный мир вокруг - разве не в этом счастье родительской любви?

Поддерживайте и развивайте в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Главное, чтобы со временем, этот интерес у ваших детей не угас, но, если вы будете ему во всем помогать! Как вы думаете, может ли бумажный цветок, внезапно ожить?

Давайте попробуем!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие - один из видов познавательных процессов.

Восприятие является базовым фундаментом общего умственного развития, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Восприятие помогает в успешном овладении многими видами деятельности. Важно свое...

Консультация для родителей «Экспериментирование – как один из видов детской деятельности»

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обога...

буклет "Экспериментирование как один из видов детской деятельности"

Советы родителям по экспериментированию в домашних условиях...

"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...