Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Штанько Наталья Николаевна

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. 

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –

г. Семилуки Воронежской области

Самообразование

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Воспитатель: Штанько Н.Н

2022год

Китайская пословица гласит«Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать и я пойму».

С самого рождения   ребенок   является   первооткрывателем, исследователем  того  мира,  который  его  окружает.  А  особенно  ребенок-дошкольник.  При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы  чувств.  Учеными  доказано,  что  чем  больше  органов  чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает,  понимает,  усваивает,  закрепляет  изучаемый материал. Следовательно,    чем активнее    ребенок    трогает, нюхает, экспериментирует,  исследует,  ощупывает,  наблюдает,  слушает, рассуждает,  анализирует,  сравнивает,  то  есть, активно участвует  в образовательном  процессе,  тем  быстрее развиваются  его  познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность          моей          темы:

Непосредственный  контакт    ребенка  с  предметами  или  материалами, элементарные  опыты  с  ними,  позволяют  узнать  их  свойства,  качества, возможности,  желание  узнать  больше,  обогащают  яркими  образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся  наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.  

Работая  над  этой  темой,  я  познакомилась с методическими материалами Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. В работе представлены теоретические и практические материалы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте, подобранные в соответствии с тематическим планированием.

Этот материал я использовала при составлении плана кружка «Почемучки».

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. 

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

В работе с детьми я так же использовала интернет ресурсы maam.ru, nsportal.ru, Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры  водой в детском саду и дома, Организация  экспериментальной  деятельности  дошкольников: Методические рекомендации. Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой и картотеку экспериментирования. Которую создала сама.

Для  качественного  проведения экспериментирования  подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во  время  наших экспериментов дети  приобретают  опыт  творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач. Для этого нам нужна была «Мини-лаборатория». «Мини-лаборатория»   оснащена специальным  оборудованием, разнообразным материалом: -приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;-разнообразные сосуды из различных материалов(пластмасса, стекло, металл); прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Поощряя  детскую  любознательность,  направляя  их активную  деятельность,  мы  способствуем  развитию  у  ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Здесь  дети  проводят самостоятельную и  совместную  с  взрослым исследовательскую  деятельность.  Одна  из  главных  задач  лаборатории, как развивающей    среды–научить    детей    задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Я   стараюсь   включать экспериментирование в   различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.  Это  способствует  поддержанию познавательного  интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду,  когда  дети  много  времени  проводят  на  воздухе.  Я  стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами  чувств,  анализировать  полученные  с  их  помощью  сведения, выполнять   определенные   действия,   использовать   инструменты, проговаривать  свои  действия  и  формулировать  выводы,  объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей   со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли.

Проанализировав  результаты  своей  педагогической  деятельности,  я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская  деятельность  позволяет  обогатить  кругозор    ребенка -дошкольника,  стимулирует    его    мыслительную активность,  детскую  любознательность,  удовлетворяет    естественную потребность к  самостоятельной деятельности! Такой  метод  обучения  как экспериментальная  деятельность, достаточно  мощно активизирует  познавательный интерес  у  детей  и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Я  считаю,  что  моя  деятельность  по  теме  самообразования  прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие - один из видов познавательных процессов.

Восприятие является базовым фундаментом общего умственного развития, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Восприятие помогает в успешном овладении многими видами деятельности. Важно свое...

Консультация для родителей «Экспериментирование – как один из видов детской деятельности»

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обога...

буклет "Экспериментирование как один из видов детской деятельности"

Советы родителям по экспериментированию в домашних условиях...

"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...