План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
материал (младшая группа)

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитателя Сташковой В.В.

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 2023- 2024уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Красящие вещества продуктов».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

2. «Где прячутся детки?».

Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян.

3. «Как листики летают по ветру».

Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме.

1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

2. «У воды нет вкуса и запаха».

Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха.

3. «Песок и глина. Сыпучесть».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.

 

1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Что в коробке?».

Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

2.  «Бумага: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Дерево: его качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

2. «Украсим елочку».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.

3.  «Горячо – холодно».

Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ.

1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Наши помощники».

Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств.

2. «Музыка или шум?».

Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

3. «Нарисуем свой портрет».

Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Надувание мыльных пузырей».

Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».

Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух.

3. «Что звучит?».

Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку.

1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Солнечные зайчики».

Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

2. «Игры с цветными стеклышками».

Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения.

3. . «Ткань: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства. 

 

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Знакомство с дождевым червем?».

Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука.

3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».

Отчет по самообразованию «Организация опытно – экспериментальной работы с детьми младшего дошкольного возраста». (3-4 года).

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по

данной теме: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным

окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир

Тугушева Г. П.,  Нищеева Н. В. «Опытноэкспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический

журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор

Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с»статьи: «Маленькие экологи» В. С.

Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А.

Мирошниченко.Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru,

nsportal.ru.

       Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения

экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял,

изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей

группе были созданы благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке экспериментирования оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием,разнообразным материалом:

- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья

и др. ;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл);

- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные

ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла,

сито и др.

- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в

теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные

действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

      С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки  и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

      На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты и эксперименты.В своей работе создавала образовательные ситуации.На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.

     В результате работы за год я:

-  Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

-  Создала картотеку опытов и экспериментов для детей младшей группы.

-  Созданы условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

-  Провела консультации для родителей по данной теме.

-   Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

      -  На сайте разместила консультации для родителей по данной теме.

        Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментирование, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению  детьми новых знаний и умений.

          Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду  познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...