План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
материал (младшая группа)
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Воспитателя Сташковой В.В.
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 2023- 2024уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Красящие вещества продуктов». Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. 2. «Где прячутся детки?». Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян. 3. «Как листики летают по ветру». Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме. | 1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Узнаем, какая вода». Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. 2. «У воды нет вкуса и запаха». Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха. 3. «Песок и глина. Сыпучесть». Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.
| 1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Что в коробке?». Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 2. «Бумага: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). 3. «Дерево: его качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | 1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Изготовление цветных льдинок». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. 2. «Украсим елочку». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. 3. «Горячо – холодно». Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ. | 1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Наши помощники». Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств. 2. «Музыка или шум?». Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. 3. «Нарисуем свой портрет». Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Надувание мыльных пузырей». Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. 2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой». Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух. 3. «Что звучит?». Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку. | 1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Солнечные зайчики». Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». 2. «Игры с цветными стеклышками». Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. 3. . «Ткань: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.
| 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Знакомство с дождевым червем?». Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. 2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука. 3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
Отчет по самообразованию «Организация опытно – экспериментальной работы с детьми младшего дошкольного возраста». (3-4 года).
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по
данной теме: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным
окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир
Тугушева Г. П., Нищеева Н. В. «Опытноэкспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический
журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор
Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с»статьи: «Маленькие экологи» В. С.
Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А.
Мирошниченко.Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru,
nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения
экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял,
изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей
группе были созданы благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке экспериментирования оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием,разнообразным материалом:
- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья
и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл);
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные
ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла,
сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в
теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные
действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты и эксперименты.В своей работе создавала образовательные ситуации.На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
В результате работы за год я:
- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
- Создала картотеку опытов и экспериментов для детей младшей группы.
- Созданы условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
- Провела консультации для родителей по данной теме.
- Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
- На сайте разместила консультации для родителей по данной теме.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментирование, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»
Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит, личностно-ориентирована на каждого ...

Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности.
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...
Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности
Экспериментирование — это особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ...

План по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
План по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»....
- Мне нравится (1)