План по самообразованию на 2025-2026г. Тема «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности». Старшая группа (5-6 лет).
материал (старшая группа)

Серебренникова Александра Ивановна

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности». Старшая группа (5-6 лет).

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 2025 - 2026 уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

 

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

- разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности». Старшая группа (5-6 лет);

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Наши помощники – глаза».

Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей.

2. «Овощи и фрукты как косметика».

Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.  

3. «Где растут грибы?».

Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов.

4. «Почему осенью листья желтеют?».

Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

1. Консультация «Удивительное рядом».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Помощница – вода».

Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

2. «Пар – тоже вода».

Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком.

3.  «Как появляются холмы?».

Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов.

1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Уличные тени».

Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

2. «Почему все падает на землю?».

Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения».

3. «Родственники стекла».

Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.  

1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Какие свойства?».

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

2. «Волшебный шарик».

Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

3.  «Колющие и режущие предметы из разных материалов».

Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены.

1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Разноцветные сосульки».

Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности.

2. «Если не видишь».

Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства.

3. «Большой – маленький».

Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Ветер в комнате».

Цель: выяснение, как образуется ветер.

2. Упрямый воздух».

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. «Где живет эхо?».

Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо.

1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Лупа».

Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

2. «Два магнита».

Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

3.  «Темный космос».

Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Кошмарное поведение за столом».

Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности.

2. «Как растения пьют воду?».

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее.

3. «Холодное и теплое помещение для растений».

Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май)

Подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Һургуулиин урдахи болбосоролой нютагай засагай бэеэ дааһан эмхи зургаан

Эрхирэгэй хүүгэдэй сэсэрлиг «Ручеек»

671336, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Эрхирик, ул. Гагарина, 10А, ds_erkhirik@govrb.ru

План по самообразованию

воспитателя Серебренниковой АИ

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

2025-2026 учебный год

Старшая группа «Капитошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...

План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...

Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности.

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...

План по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

План по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности.    Младшая группа (3-4 года)»....