Статья "Сенсорный театр"
статья

Одегова Елена Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornyy_teatr.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНЫЙ ТЕАТР.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего мира детям приходит на помощь сен-сорное восприятие, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Начиная работать с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили то, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. К сожалению, в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Наблюдая за детьми своей группы, мы столкнулись с такой проблемой, что некоторые дети проявляют негативные эмоции к сверстникам, имеют слабую познавательную и речевую активность, не имеют навыка театральной игры. Такие дети испытывают страх перед публичным выступлением, зажаты и робки. В настоящее время образовательный процесс в рамках ФГОС ДО рассматривается, как процесс психолого-педагогической поддержки ребенка, его активности и самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации. Основной задачей является помочь ребенку всесторонне, гармонично развиваться, совершенствуя познавательные интересы и творческие способности, и здесь на помощь приходит театрализованная деятельность, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Театрализованная деятельность играет важную роль в формировании у ребенка познавательных способностей творческой направленности, является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные представления помогают детям ближе познакомиться с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, дают элементарные представления о видах театра, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания, побуждают к созданию образов: изображая зверей в музыкальной, театрализованной деятельности, ребенок эмоционально передает характер животного – зайку веселым, волка сердитым. Так в процессе театрализованной игры дети с помощью выразительных движений рук, ног, мимики изображают животных. Театрализация также имеет большое значение для сенсорного развития.

Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов - памяти, мышления, воображения. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Исходя из этого, в младшем дошкольном возрасте имеет смысл проводить специальные спектакли, во время которых становится возможным открывать в предметах новые свойства: вес, запах, фактура, звук, твердость, упругость, гибкость, сжимаемость, устойчивость и пр.

В результате у нас родилось решение - создать сенсорный театр. Сенсорный театр - это театрализованная игра, предоставляющая возможность для развития сенсорных способностей дошкольников. Актуальность создания сенсорного театра для детей младшего возраста обусловлена тем, что он позволяет решить многие образовательные задачи. Через образы, краски, звуки, запахи, тактильные ощущения дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Каждый наш сенсорный спектакль основан на игре с определенным натуральным сенсорным материалом: зерно и сено, тесто и мука, вода и лед. Спектакль включает несколько развивающих методик: сенсорное развитие (есть сцена, в которой можно все потрогать и понюхать), музыкальное развитие малышей (песенки с движениями, пальчиковая гимнастика, музыкально-дидактические игры), художественно-эстетическое развитие (рисование на песке, муке, крупе). Сенсорный спектакль значит относящийся к чувственному восприятию, ощущениям, то есть это такой спектакль, где дети могут во всем участвовать, и в котором задействованы разные виды чувств. В таких спектаклях ребенку предлагается не просто смотреть за актерами на сцене и слушать, что они говорят, а каждый малыш сам становится частью театрального действия. В сенсорных спектаклях к сюжету истории добавляются разные виды активности. Они могут быть связаны с движением, зрительным восприятием, слухом и звучанием, ритмом, обонянием, а можно добавить и вкус. Такой подход позволяет малышу погрузиться в игру, удовлетворить свою потребность в чувственном познании мира и участии в про-цессе вместе со сверстниками и взрослыми. Это великолепно увлекает не только детей, но и взрослых. Именно в канун 2019 года, который по указу Президента РФ Путина В.В. назван годом театра, мы хотим познакомить наших читателей с такой инновацией в театральном искусстве, как сенсорный театр.

На начальном этапе подготовки мы изучили научную литературу и провели работу с Интернет-ресурсами. Разработали сценарий сенсорного спектакля «Зимушка-Зима», подобрали необходимый реквизит (снежинки, палочки с мишурой, «скрипучий снег» - мешочки с крахмалом, сборный снеговик, санки, муляжи «птички», ведерко с кормом, снегом, деревянные лож-ки, кормушки, игрушки: медведь, заяц, еж) и костюмы (Зимушка-Зима, зай-чик), создали с помощью родителей декорации (снежный домик, елочки, «сугробы»), записали музыкальное сопровождение (зимний вальс, завывание вьюги, скрип снега, игровая и плясовая музыка, звуки животных), проиграли с детьми этюды, распределили роли и провели ряд репетиций. После чего у нас состоялась премьера нашего спектакля, в котором все дети были актера-ми. Во время спектакля дети имели возможность познакомиться с хрустящим холодным снегом, погладить и покормить птичек, ощутить на себе дуновение ветра, послушать завывание вьюги, походить по «сугробам» и насладиться кукольным спектаклем. Все эти впечатления очень ценны для детей. После проведения спектакля мы заметили, что наши дети стали более собранные, любознательные, малоактивные дети стали более раскрепощены. Нас удивила острота реакции, глубина, эмоциональность, оживленность, с какой дети восприняли действие спектакля.

Театрализованная деятельность, в том числе театральная игра, способствует развитию сенсомоторики, эмоциональному раскрепощению ребенка, способствует развитию творческих способностей, происходит снятие зажатости, робости. Сенсорные спектакли направлены на развитие игрового поведения, на сенсорное развитие, на развитие эстетического вкуса и коммуникативных навыков. Учитывая положительные стороны сенсорного театра, хо-чется, чтобы он вошел в повседневную жизнь ДОО, чтобы спектакли были интересными, яркими, познавательными и содержательными! Такая работа получает одобрение и детей, и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...