Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
консультация (младшая группа)
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной педагогике. Наиболее полно вопрос адаптации к дошкольному образовательному учреждению рассмотрен в в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрика, Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной педагогике. Наиболее полно вопрос адаптации к дошкольному образовательному учреждению рассмотрен в в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрика, Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк.
Н.Д. Ватутина, преимущественно, занималась разработкой пособий, способствующих оптимизации в период адаптации к дошкольному образовательному учреждения у детей раннего возраста. Она раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк в своих научных исследованиях изучила факторы, влияющие на психологическое благополучие детей раннего возраста в период адаптации .
Следует отметить, что, не смотря на различные подходы, авторы приходят к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Изучая особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы можем констатировать, что это этот процесс обусловлен различными факторами, в ряду которых следует отметить:
- внешние и внутренние;
- биологические и социальные;
- факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ .
В связи с тем, что целью дошкольного образовательного учреждения является воспитание всесторонне гармонично развитой личности, исследователей волнует изучение факторов, которые приводят к дезадаптации.
На основании психолого-педагогических исследований, посвященных вопросу адаптации, факторы можно разделить на объективные и субъективные. В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую – факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.
Козлова С.А. и Куликова Т.А., изучая объективные факторы, к их числу относит такие как:
- Внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок),
- Педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой),
- Семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),
- Группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДОУ) .
В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, уровень тренированности их адаптационных возможностей.
Изучая особенности адаптации детей раннего возраста, необходимо рассматривать взаимодействие объективных и субъективных факторов, так как они находятся в неразрывном единстве, могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста.
Самым сложным периодом пребывания в период адаптации принято считать первую неделю. Именно в этот период ребенок наиболее подвержен стрессам, которые приводят к ослаблению иммунитета, капризами и многими другим последствиям. Поэтому ребенку необходимо чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Чем скорее ребенок почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом .
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Особенности адаптации к условиям ДОУ могут зависеть от регулярности посещения детского сада, психологической готовности родителей и ребенка, индивидуальных особенностей ребенка.
Таким образом, в период адаптации перед воспитателем и родителями стоит общая задача – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Важна позиция которую займут родители в период подготовки ребенка к детском саду в первые дни пребывания там. На формирование этой позиции должны повлиять такие работники дошкольного образовательного учреждения как заведующая, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы .
Особенностью адаптации условиям ДОУ является тот факт, что подготовка к этому должна начинаться задолго до самого поступления ребенка в детский сад. Поэтому в педагогической практике принято выделять несколько этапов по адаптации, а именно – подготовительный, и непосредственно сам – адаптационный.
Подготовительный этап предполагает подготовку ребенка в ДОУ родителями дома. Подготовку необходимо начинать за полгода до самого непосредственного поступления. В данный период родителям необходимо сотрудничать с работниками ДОУ, иначе этот этап можно обозначить как информативного сопровождения, когда родители заполняют анкеты, ведут наблюдение за ребенком. Задача воспитателя на этом этапе выявить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольных учреждений, в связи с чем они возникли.
В зависимости от психологической готовности самих родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение, сотрудники ДОУ могут проводить беседы, направленные на снятие тревожности и предубеждений, или нет. После этого воспитатель и родители вырабатывают щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении .
Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.
Во втором параграфе нами были рассмотрены фазы прохождения адаптации. В соответствии с ними, психолог и воспитатели разрабатывают программу, которая рассчитана на четыре недели. В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду .
Рассмотрим более подробно в чем заключаются особенности адаптационного периода к условиям ДОУ в раннем возрасте.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным, чтобы новая пища и непривычные условия ее приема не стали травмирующим фактором, и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии близких родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если ребенок в хорошем настроении, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2-3 часа уже со второго дня .
С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, что в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. На третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. Когда ребенок привыкнет в детском саду спать, его оставляют на целый день.
В первые недели ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Например, после дневного сна важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью. Надо сделать с детьми очень легкую гимнастку в постели, приласкать, погладить, то есть постепенно «завоевывать» расположение и доверие малышей .
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях.
В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. По утверждению Л. Пыжьяновой и Р. Калининой, главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад .
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни. Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.
На основе анализа изученной литературы логично заключить, что успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия.
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера к взаимодействию, к размышлению, к сопереживанию, которые не унижают, не вызывают оборонительной реакции. Линия взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Поворот к взаимодействию с каждой семьей несет предпочтение индивидуальных формирован работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371560-1387630197.jpg)
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860530-1480661399.jpg)
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-809051-1472324027.jpg)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-810584-1472730903.jpg)
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Несомненно, адаптация детей всегда связана со стрессом. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияни...