Интеллектуальный турнир "Почемучки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сценарий интеллектуального турнира "Почемучки" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный турнир «Почемучки»

(старший дошкольный возраст)

Цель: активизация деятельности ДОУ по развитию творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка, умения общаться.

Задачи:

- выявление интеллектуально способных детей дошкольного возраста, поддержка и содействие развитию их способностей;

- создание благоприятных условий для реализации возможностей развития познавательных и творческих способностей дошкольников;

- повышение качества дошкольного образования в плане подготовки детей к обучению в школе;

- обмен педагогическим опытом по интеллектуальному развитию старших дошкольников.

Ход мероприятия

Зал оформлен согласно тематике мероприятия. Звучит песня «Почемучки» (муз. и сл. Л. Туркиной).

Ведущий: День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас.

Для умной игры собралась детвора.

Её  начинать нам настала пора.

Пора увидеть, пора узнать

Героев дня, участников турнира.

Доверено которым ныне,

Себя и детский сад наш представлять.

Итак, «Ура!» – участникам турнира!

 

Представление команд

Ведущий: Команды, для дальнейшего продолжения турнира предлагаю вам занять свои места за столами. Команды рассаживаются на свои игровые места. 

Ведущий: Ребята, мы сегодня с вами поучаствуем в интересном турнире «Почемучки», который проводится в нашем городе уже много лет. На самом деле, Почемучки – это такие ребята, которые знают ответы на многие вопросы, умеют выполнять задания быстро и четко, помогают ребятам из своей команды.

А сейчас я хочу представить вам еще одну команду.

Весело и с пользой игру нам провести,

Поможет наше прекрасное жюри. Звучат «Фанфары», ведущий представляет жюри.

Ведущий: Ребята, с вами начинаем наш турнир  и приступаем к выполнению первого задания.

Внимание! Все задания сегодня будем начинать по сигналу «Начали!», а по звуковому сигналу (звучит сигнал «Гонг») – сразу закончить выполнение задания.

Турнир продолжать пришла нам пора.

Играть готова детвора?

Дети: Да.

Задание № 1. «Проблемная ситуация»

(время 2 минуты, засчитывается 1 балл за каждый ответ,

который реально решает проблемную ситуацию)

Ведущий: Первое задание – это «Проблемная ситуация». За две минуты вы должны найти ответы в совсем непонятной ситуации. Выполнять вы начнёте по команде «Начали!». Закончите по звуковому сигналу. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Задание (варианты): 

Ситуация 1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Даша пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц. Нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла радостная Аня с огромным букетом. А Даша бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам понравился больше и почему?

Ситуация 2. Однажды, гуляя в лесу ранним весенним утром,  Аня и Вера нашли гнездо, в котором лежало яйцо. Аня взяла яйцо и положила к себе в корзину. Вера попросила ее вернуть яйцо обратно в гнездо. Почему так поступила Вера?

Ситуация 3. Однажды, гуляя по лесу, Витя и Света увидели костер, оставленный кем-то. Они его потушили его, но без воды. Как ребята смогли это сделать?

Ситуация 4. Коля с родителями любит ходить в поход в лес. Однажды возле леса он увидел знак «Нельзя шуметь в лесу». Почему нельзя шуметь в лесу?

Ситуация 5. В нашем саду зацвела яблоня. У нее очень красивые цветы. Что будет, если оборвать все цветы с фруктовых деревьев?

Ситуация 6. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Ваня взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Все дети засмеялись, кроме Андрея. Почему Андрей не насмехался?

Ситуация 7. После дождя дети пошли гулять во двор. Там они увидели земляных червяков. Миша предложил собрать их в банку, чтобы девчонок испугать. Мальчишки собрали червей, положили в банку и закрыли крышкой. Правильно ли поступили мальчики? Почему?

Ситуация 8. Две сестренки гуляли по лесу и увидели ландыш. Девочки сорвали цветок для мамы, и пошли домой. Правильно ли поступили девочки? Почему?

Ведущий беседует с детьми, поощряет их («У вас прекрасно всё получается!», «Какой ответ был самым интересным, самым смешным»).

 Задание № 2. «Преобразуй фигуру»

(время 1,5  минуты, 1 балл за правильно преобразованную фигуру)

Ведущий: Следующее задание будем выполнять на листочках карандашом, ведь мы будем изменять геометрическую фигуру линиями. Выполнять вы начнёте по команде «Начали!». Закончите по звуковому сигналу. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Инструкция: Найдите наибольшее количество способов деления прямоугольника на 4 равные части. Задание понятно? (Ведущий повторяет задание).

https://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpghttps://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpghttps://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpghttps://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpghttps://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpghttps://volzsky-klass.ru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-k-zadaniyu-61-str.-63-rabochaya-tetrad-chast-2-po-matematike-2-klass-Moro.jpg

Ведущий: Засиделись мы. Устали? Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

(Выполняются движения по тексту).

Задание № 3. «Магазин» (счет в уме в пределах 10)

(время 1 минута)

Ведущий: Ребята, вы выполнили второе задание, молодцы! Третье задание называется «Магазин». Нужно посчитать в уме сколько денег вам понадобится на покупки. Задание понятно? Ответы детей. Выполнять вы начнёте по команде «Начали!». Закончите по звуковому сигналу. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Задание: 

https://fs.znanio.ru/methodology/images/76/17/76174ae84cdd4e6cabec05399ea7f34332d135bf.jpg

https://fs.znanio.ru/methodology/images/a6/d2/a6d2777897c7c249aace0f40db7ed70a5bccc3c4.jpg

Ведущий беседует с детьми, поощряет их.

       

Задание № 4. «Блиц» 

(время 1 минута, 1 балл за правильный ответ)

Ведущий: Вы выполнили третье задание, молодцы! Четвертое задание – это блицтурнир. В конкурсе «Блиц» ваша задача ответить на все вопросы быстро и правильно. Если один участник не знает ответ на вопрос, то может ответить любой другой член команды. Выполнять вы начнёте по команде «Начали!». Закончите по звуковому сигналу. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Задание (варианты): 

1. Лимон – это фрукт? (да)

2. У слизняка 30 тысяч зубов? (да)

3. Орган слуха у бабочки находится на усиках? (нет, на ногах)

4. Зайцы спят с открытыми глазами? (да, у них короткие веки)

5. Луна сама не светит, а только отражает солнечный свет? (да)

6. Бамбук – это дерево? (нет, трава)

7. Киви – это птица? (да)

8. Тыква – это ягода? (да)

9. Червей называют «слугами» земли? (да)

10. Орган слуха у кузнечика на голове? (нет, на ножках)

11. Солнце – это звезда? (да)

12. Лось не вязнет на болоте? (да)

13. Ласточка роет нору в земле? (да, береговушка)

14. У кустарника один ствол? (нет, несколько стволиков)

15. Ворона – зимующая птица? (нет, кочующая)

16. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
17. Что делает ёж зимой? (спит)
18. Какие птицы прилетают к нам весной? (перелетные)
19. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
20. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

21. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
22. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

23. Где можно рвать цветы? (в саду, оранжерее, питомнике)

24. Волосатый червяк (гусеница)
25. Ныряльщик в ластах, но без маски (гусь)
26. Листья каких деревьев осенью краснеют? (осина)
27. Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)

28. След какого хищного зверя похож на человечий? (медведь)

29. Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (лиственница)

30. Какие грибы на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (опята)

31. Сколько времён года существует? (4)

32. В каком месяце появляются весенние первоцветы? (в апреле)

33. Какое дерево расцветает самым последним? (липа)

34. Как называют домик бобров? (хатка)

35. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)

36. Какое растение может достигнуть высоты многоэтажки? (бамбук)

37. Какой напиток можно получить из дерева в лесу? (берёзовый сок)

38. При заморозках чем покрывается трава? (инеем)

39. Когда дерево срубают, что остаётся? (пень)

40. Самая тонкая природная нить – это … (паутина)

Ведущий: Молодцы, дошколята!

Вы – смышлёные ребята!

Вот и с четвертым заданием справились! А теперь давайте немножко отдохнем. Я объявляю музыкальную паузу!

Музыкальная игра «Пяточка-носочек»

Задание № 5. «Прочти»

(время 3  минуты, 4 варианта заданий, 2 балла – написал, 3 балла – написал и прочитал)

Ведущий: Ну, вот, ребята, переходим мы к последнему заданию  «Прочти». На ваших листочках зашифровано слово. У каждого своё.  Его надо вписать в пустые клеточки и прочитать вслух. Выполнять вы начнёте по команде «Начали!». Закончите по звуковому сигналу. Ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Инструкция: Необходимо заменить символы буквами и прочитать вслух. Задание понятно? (Ведущий повторяет задание).

Задание: 

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

 

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Чтобы...

Ведущий поздравляет детей с окончанием конкурса и успешным выполнением заданий.

Ведущий: Мы на турнире сегодня славно время провели.

А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.

Пока жюри подсчитывает баллы, детям предлагается  посмотреть мультфильм «Мальчик и Земля» (продолжительность 2 минуты).

Ведущий: Ну что ж, пора итоги подводить

И игроков всех наградить.

Жюри закончило считать

И начинает нам итоги оглашать.

Звучит музыка «Награждение». Жюри объявляет результаты. Участники турнира награждаются грамотами и сладкими призами.

Ведущий:  Всех любителей играть

Будем снова в гости ждать.

Как команды наберем –

Снова конкурс мы начнем!

        Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный педагог - интеллектуальные дети

Статья рассказывает как развивать интеллект...

Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»

Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры

Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Сценарий интеллектуального конкурса для старшей группы «Мама, папа, я — интеллектуальная семья»

Задачи:1. повышать родительскую компетентность;2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;3. формировать у детей психологическую готовность к ...