Познавательные игры для детей
консультация (младшая группа)

Леухина Нелли Васильевна

Познавательные игры для детей с кирпичиками пирамидки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_piramidka.docx153.47 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные  игры для детей с кирпичиками пирамидки.

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/3698270/img_id6357905719092927479.jpeg/orig

Дорогие родители! Вы никогда не задумывались нал тем, что степень сложности игрушки, как правило, обратно пропорциональна ее игровому потенциалу? Сегодня я хочу вам рассказать, как можно разнообразить игру ребенка с обычной пирамидкой. Лучше, конечно если она будет не пластмассовой, а деревянной — приятнее на ощупь и экологически чище. Совсем здорово, если вместо колец на стержень надеваются кирпичики, тогда возможно использования пирамидки в познавательных целях  значительно возрастают. Одним словом, речь пойдет вот о такой игрушке.

Что же можно придумать нового, кроме нанизывания цветных пластинок? А попробуем начать наше знакомство с пирамидкой со сказки.

Давным-давно жил на земле один добрый Человек. Он готов был поделиться с людьми последним и никому не отказывал в помощи. В один прекрасный день обнаружил наш герой, что не осталось у него ни дома, ни вещей, ни денег. Но он был молод, весел и, не унывая, отправился бродить по полям и лесам в поисках пристанища. Долго странствовал Человек, многое увидел, многое узнал, а главное, ко всему живому, что встречалось на пути, относился он с теплом и заботой.

Однажды решил Человек выстроить себе дом просторный, светлый, как те бескрайние поля, где часто приходилось ему проходить, насвистывая веселую песенку. Думал-думал он о том, как построит себе жилище, да и заснул. Снится ему, будто собрались на поляне сказочные существа - Лес, Огонь, Море, Песок и Солнце, сели в кружок и вспоминают, как видели они его то помогающим старой женщине, то лечащим раненого оленя, то кидающим выброшенную волной рыбу в воду, то поливающим последним глотком воды погибающее растение.

- Давайте сделаем подарок этому доброму Человеку, - предложило Солнце.

- Он собирается строить дом, не подарить ли ему волшебные кирпичики? - спросил Огонь. - Ведь прочнее их на всем белом свете не сыскать.

- Только пусть он получит от каждого из нас по два кирпичика - один будет большой, а другой - маленький, чтобы хватило ему доброты и на больших, и на маленьких, чтобы и большой человек, и маленькая букашка чувствовали себя удобно и радостно в его новом жилище, - решил Лес.

Сказано — сделано. Лес достал два зеленых кирпичика, Огонь - два оранжевых, Песок - два желтых, Море - два синих, а Солнышко - два красных.

Красивые кирпичики, разноцветные, а дом из них не получается. Что тут делать? И тогда выхватило Солнце свой луч, воткнуло его в землю,

 как блестящий стерженек, и на него один за другим наделись сами собой кирпичики — сначала все большие: синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, потом маленькие: синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, а сверху морская капелька, застывшая в льдинку.

Проснулся утром Человек, оглянулся по сторонам и глазам своим не поверил: стоит перед ним башня красоты необыкновенной, сверкают, переливаются кирпичики разных цветов.

Поклонился Человек на все четыре стороны, поблагодарил Лес, Огонь, Песок, Море и Солнце и зажил в своем домике спокойно и счастливо, одаривая теплом и добром всех, кто приходил к нему.

Теперь самое время предложить детям сесть в кружок и поиграть с пирамидкой.

Варианты познавательных игр с кирпичиками пирамидки

Основная цель таких игр - организовать максимальное количество манипуляций с кирпичиками пирамидки, для того чтобы в процессе действий у детей сформировались представления о величинах и различных возможностях их сравнения, а также о пространственных соотношениях.

Игра 1. «Традиционная»

(1,5-2,5 года)

Детям предлагается разобрать и собрать пирамидку, при этом нужно обязательно обратить внимание на то, что кирпичики внизу большего размера, чем наверху.

— Теперь давайте попробуем разобрать и снова собрать пирамидку.

Воспитатель напоминает детям, что внизу находится самый большой кирпичик, поэтому каждый раз просит найти среди кирпичей самый большой. Эта деталь крайне важна, так как умение находить среди предметов наибольший развивает глазомер, формирует представление о соотношении величин. Если дети будут не просто показывать кирпичики, но и называть при этом их цвета, то это внесет в игру дополнительный развивающий эффект.

Игра 2. «Сосчитай ступеньки!»

(1,5-3 года)

Когда пирамидка собрана, по ней может пройти маленькая куколка, считая ступеньки, по которым она идет. Считать первоначально может воспитатель, потом дети хором, потом группа из нескольких детей, потом кто-то индивидуально, по желанию. Руководить куколкой может, конечно же, не только воспитатель, но и малыши. Важно при этом, чтобы при остановке куколки на одной из ступенек дети останавливались в счете, а не спешили дальше.

С более  старшими дошкольниками можно учиться считать ступеньки, работая с цифрами на карточках или с лентой цифр и указкой, если они имеются в группе.

Игра 3. «Собери дорожку и лесенку»

Воспитатель предлагает детям подумать над тем, как собрать из кирпичиков пирамидки дорожку. Кирпичики снимаются и выстраиваются один за другим, образуя дорожку. Узкая в самом начале, она становится все шире и шире. Ознакомление с понятиями «узкая», «шире», «уже», «широкая» является одной из познавательных целей этой игры.

Без сомнения, малыши захотят поводить по дорожке игрушки или повозить автомобиль. Это можно делать:

— просто так;

— считая кирпичики;

— называя цвета кирпичиков;

— сообщая об изменении ширины дорожки: «дорожка узкая, шире, шире, самая широкая», «дорожка широкая, уже, уже, самая узкая».

Очень удобно применить здесь игру «Попробуй, отгадай», причем в этом варианте младшим дошкольникам легко заметить недостающую фигуру и даже указать ее место (первоначально место можно оставлять пустым).

Игры с дорожкой имеет смысл разнообразить предложением, выстраивать кирпичики один за другим от одной игрушки до другой, при этом предварительно спрашивать детей, сколько кирпичиков им может понадобиться. Кроме дорожки можно собрать и лесенку, называть цвета кирпичиков, считать их. Советуем, обратить внимание малышей на возможность изменять ширину ступенек, отчего лесенка делается или более крутой, или более пологой.

Игра 4. «Пройди по островкам»

Кирпичики, из которых сложена дорожка, раздвигаются в разные стороны на глазах у детей. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы ребенок мог перешагнуть с одного кирпичика на другой. Детям предлагается по очереди походить по кирпичикам, как по островкам, при этом сохранять равновесие и ставить обе ноги на островок. Когда такое перемещение освоено, воспитатель может называть цвет и размер островка, на который надо попасть. Остальные дети хлопают в ладоши, если играющий перешагнул правильно. Это дает им возможность всем активно участвовать в игре, внутренне готовясь к более быстрому и удачному прохождению по кирпичикам.

Игра 5. «Подбери пару»

Для этой игры необходимо иметь набор разноцветных кубиков и кругов из цветного картона. Круг должен занимать всю площадь кирпичика, а цвет — совпадать с его цветом.

Выполняя задание, дети должны обязательно называть цвета. Если игра идет легко и быстро, взрослый усложняет ее, расставляя кубики с кирпичиками в ряд, убирая или переставляя сначала лишь кубики, потом то кубики, то кирпичики.

Требуется найти пару «кубик - кирпичик».

Воспитатель спрашивает о признаках различия и сходства кирпичиков и кубиков (похожи цветом, отличаются формой).

Далее малышам предлагают соотнести круги и кирпичики: кирпичики могут быть автомобилями, а круги с нарисованными личиками — человечками. Теперь задание усложняется тем, что необходимо принимать во внимание не только цвет, как в предыдущей игре, но и размер, причем размер каждый раз надо сравнивать методом наложения.

Игра 6. «Подбери по росту и длине»

Для этой игры понадобятся 3 автомобиля разных размеров, соответствующих размеру кирпичиков, или 3матрешки, рост которых также точно совпадает с величиной пластинок пирамидки.

Если данной игрой заинтересовались преимущественно девочки, то кирпичики становятся кроватками для матрешек. Если играют в основном мальчики, то пластинки пирамидки могут выполнять роль автостоянок.

Цель игры заключается в подборе размеров кирпичиков по росту матрешек или длине автомобиля. Воспитатель предварительно отбирает необходимые игрушки в зависимости от их размера. Он кладет перед детьми три игрушки и три кирпичика, предлагая догадаться, где кто поместится. После предварительных предположений дети проверяют размеры. Постепенно количество кирпичиков и игрушек возрастает до десяти. Описанные действия по сравнению размеров развивают глазомер, позволяют ребенку осознать сопоставимость предметов по размеру.

Говоря о размерах игрушек, конечно, можно первоначально оперировать понятиями «маленький»,

«большой», но впоследствии интересно обратить внимание детей на то, что матрешки, построенные в ряд, отличаются ростом, или высотой. Рост называется так потому, что матрешки как бы растут в высоту. И хотя мы употребляем это понятие по отношению к стоящим предметам, мы говорим о соответствии кроваток росту матрешек даже в том случае, когда кладем их в кровать-кирпичик. Автомобили же при увеличении размера совсем не растут в высоту, они могут быть разными по длине, поэтому большой  автомобиль мы можем назвать длинным, а маленький — коротким.

Укладывая матрешку в кровать-кирпичик или ставя автомобиль на автостоянку, воспитатель, а потом и сами малыши - поясняют свои действия: «Эта куколка маленькая, она поместится на маленькой кроватке, а эта высокая, ей подойдет большая»,

Игра 7. «Строим забор»

А что если поставить кирпичики вертикально на самую узкую их грань? Тогда можно построить прекрасный забор, а заодно и освоить понятия «низкий», «выше», «ниже», «высокий» и предлоги «за», «над», «из-за», «до».

Первоначально забор строится из кирпичиков, смотрящих на зрителя узкой гранью: так лучше видно изменение их высоты. По забору ходит иг-

рушенная кошка, мурлыча себе под нос: - Низко, выше, выше, высоко».

Потом детям предлагают повернуть кирпичики широкой гранью к зрителю. Теперь забор занял уже больше места и за него вполне можно прятать игрушки, что и советует воспитатель детям. Игрушки разные по высоте: одна большая, помещающаяся за большой панелью забора, другая — средняя, а третья — маленькая. Взрослый объясняет, что игрушки играют в прятки и им надо спрятаться так, чтобы время от времени посматривать, не пора ли бежать, поэтому забор должен доходить им до макушки (это условие важно, так как детям ничего не стоит спрятать все игрушки за самую высокую панель). Пока ребята прячут игрушки, воспитатель выслушивает их объяснения: «Этот мишка маленький, я его спрячу за низкой панелькой». «Этот мишка большой, он поместится только за высокой панелькой».

Игра 8. «Что за чудо-башня!»

Очень важно дать возможность детям самим додуматься, как можно разнообразить внешний вид пирамиды, сделать ее более красивой, поворачивая кирпичики на стержне. Варианты могут быть различными: один кирпичик расположен обычно, второй по отношению к нему — как ромб, следующий — снова обычно и т. д.; два — обычно, два — как ромбы; три — обычно, три — как ромбы; кирпичики расположены веером.

Задания легче выполнять при уже собранной пирамиде и намного сложнее — в процессе сборки.

Игра развивает воображение, пространственное мышление.

Игра 9. «Проезжаем в ворота»

Из вертикально стоящих панелек можно сделать чудесные ворота,

В которые проедут автомобили, пройдут матрешки и т.д. Цель по-        

строения таких сооружений — научить детей понимать различия их ве-        

личин: от самых узких — для маленьких автомобилей и игрушек до самых широких.

 Первоначально ворота строятся для двух разных автомобилей — одни узкие, другие широкие. Далее увеличивается число автомобилей, ворота меняют свои размеры в зависимости от того, какой автомобиль должен пройти в них. Но каждый раз важно проговорить, что было и что стало.

Предварительное прогнозирование («Пройдет в ворота, не пройдет») также необходимо для развития мыслительной деятельности.

Более сложный вариант игры заключается в построении коридоров с соблюдением изменения размеров панелей. Провести игрушку по такому туннелю или пройти по нему самому довольно трудно. Это тренировка координации движений.

https://fodar.ru/upload/iblock/c9d/c9d153087fb22fedd081d15ac471c54e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫРУЛИМ ВМЕСТЕ! -Сценарий развлекательно-познавательной игры для детей и родителей

Цель:  повысить продуктивность профилактической работы по   предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма  ДОУ с родителями посредством организации совместного ме...

"Правила дорожные детям знать положено, знает вся моя семья и, конечно, я!" (спортивно-познавательная игра для детей 4-5 лет и их родителей по обучению безопасного поведения на улицах и дорогах)

Данная спортивно-познавательная игра направлена на закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.....

Познавательная игра для детей и их родителей: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ?"

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

" У природы нет плохой погоды" (познавательная игра для детей младшей группы)

Развитие познавательной активности и реалистических представлений о природе....

Спортивно-познавательная игра для детей подготовительной группы "Зов джунглей"

ЗАДАЧИ:Развивать двигательную находчивость, умение  координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;Совершенствовать умения детей выполнять основные виды движени...