Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
материал

Бабушкина Татьяна Павловна

Реферат

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогика и методика дошкольного образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _babushkina_13.12.docx101.59 КБ
Файл babushkina_t._p.pptx2.88 МБ
Microsoft Office document icon zashchitnoe_slovo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра развития дошкольного образования

Бабушкина Татьяна Павловна

Особенности построения развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ

Реферат

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Педагогика и методика дошкольного образования»

Научный руководитель:

преподаватель кафедры

развития дошкольного образования,

Колесова Наталья Александровна

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ………………………………………………………………………………

1.1. Состояние разработанности проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………      1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как основание построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ……………………………….  

1.3. Развивающая предметно-пространственная среда как отражение основной образовательной программы в ДОУ…………………………….

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ …………………………………………………………………………………

2.1. Моделирование и содержательное насыщение развивающих зон в группе для детей второй младшей группы 3-4 лет в соответствии с видами деятельности………………………………………………………...

2.2. Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды группы для д детей второй младшей группы 3-4 лет ………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...

3

6

6

11

18

23

23

30

36

38

40

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности человека.

Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира.  Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды. Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО – это, прежде всего:

-образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

-развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему работы: «Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

Цель: выявить и описать особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.

Предмет исследования: особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста.

Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить содержание ФГОС ДО, педагогическую и научную литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Определить особенности построения развивающей-предметно пространственной среды во второй младшей группе ДОУ.

4. Описать содержание развивающей предметно-пространственной среды по видам деятельности детей второй младшей группы ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в определении особенностей построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

1.1. Состояние разработанности проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гумманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Само понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследования в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения детских садов (1932г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей («уголки», «зоны»). Научная разработка предметно-игрового оборудования началась с открытием НИИ дошкольного воспитания (1960 г.). Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968 г.). К Середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е В. Зворыгина и др.). Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой. В 90-х годах ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Особое внимание организации предметно-развивающей среды уделяется авторами программ «Развитие» под руководством Л.А. Венгера, «Радуга» под руководством Т.Н. Дороновой, «Истоки» под руководством Л.А. Парамоновой и др.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

  1. гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
  2. непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
  3. вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
  4. интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
  5. открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
  6. установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

  1. создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  2. предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
  3. ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
  4. активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
  5. ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  1. каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
  2. обучение организовано на основе ведущей деятельности;
  3. продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Развивающая предметная среда, по мнению Светланы Леонидовны Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

- принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

- принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- игрового развития;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, как основание построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ необходимо обеспечить реализацию:

  1. образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  2. двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  3. различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  1. охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  2. максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  3. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  4. создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  5. открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  6. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  7. создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи среда должна быть:

  1. содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  2. трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  4. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  5. безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  1. соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  2. соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
  3. соответствие возрастным возможностям детей;
  4. трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  5. возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  6. вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  7. наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  8. соответствие всех компонентов развивающей предметно-пространственной среды требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

С учетом вышеуказанных требований развивающая предметно-пространственная среда ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей».

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

  1. реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
  2. организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  3. реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, развивающая среда должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей.

Полноценное функционирование развивающей предметно-пространственной среды позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОУ с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей.

Таким образом, формирование развивающей предметно-пространственной среды должно являться уникальным решением для каждого ДОУ. Представленная развивающая предметно-пространственная среда ДОО является универсальной и позволяет успешно реализовать проектирование и внедрение в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.

1.3. Развивающая предметно-пространственная среда как отражение основной образовательной программы ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного.

Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать определенные условия и требования.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ должна:

- иметь привлекательный вид;

- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

- снимать утомляемость;

- положительно влиять на эмоциональное состояние;

- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Также к развивающей среде дошкольных учреждений предъявляется ряд требований.

         Педагогические:

- соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду» и требованиям дошкольной дидактики;

- общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта;

- информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения;

- возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.

Эстетические:

- комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений;

- создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов;

- широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства;

- разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.

Гигиенические:

- соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения;

- учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений;

- прочности, термо- и влагостойкость, несгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек.

Экономические:

- определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-  реализуемой в ДОУ образовательной программы;

-  требований нормативных документов;

- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

-  предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно-развивающей среды в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда должна в полной мере отражать содержание основной образовательной программы ДОУ как основного планового документа, закрепляющего содержание образования, технологии реализации данного содержания в практической работе с детьми. Отраженное в содержании ООП ДОУ наполнение образовательных областей переносится в содержание развивающей предметно-пространственной среды. Тематика недель каждого месяца, определенная ФГОС ДО, также находит свое отражение в содержании среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно- ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ выполняет жизненно важную функцию в развитие дошкольника.

Выводы по первой главе

В теоретической части нашего исследования мы проанализировали взгляды разных учёных по вопросу особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В связи с этим нами были сделаны следующие выводы:

  1. Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности творческого развития ребенка, его способностей.
  2. Построение развивающей среды с учетом принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.
  3. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, построение развивающей предметно-пространственной среды является уникальным решением для каждого ДОУ с целью формирования условий и обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, принятыми концепциями развития образовательной организации и другими нормативными документами.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

2.1. Моделирование и содержательное насыщение развивающих зон в группе для детей второй младшей группы 3-4 лет в соответствии с видами деятельности

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Еткульский детский сад «Одуванчик» расположен в  современном здании, предусматривающий шесть разновозрастных групп  с игровыми  помещениями,  методический кабинет, музыкальный и спортивный залы,  кабинеты специалистов: учителей-логопедов, педагога-психолога, педагога дополнительного образования.

В оформлении дошкольного учреждения присутствует комплексный подход. Цветовая гамма соответствует назначению помещений, используются светлые теплые оттенки в отделке холлов, игровых помещений. Занавеси, ковровые покрытия, окраска мебели подбираются в общей цветовой тональности. Интерьер  групповых помещений  и холлов дополняется шторами в современном стиле. Все перечисленное обеспечивает создание комфортного эмоционального климата.

В групповых помещениях для развития детей среднего дошкольного возраста в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту и основным видам деятельности детей: игровой, поисково-исследовательской, продуктивной, двигательной активности.

        Проектирование и содержательное наполнение группы выстраивалось и реализовывалось на основе модели проектирования предметно-развивающей среды группы предложенной О.В. Крежевских, схема данной модели представлена нами в приложении 1.

Модель построения предметно-пространственной среды:

1. Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от дистанции общения. Учет комфортной дистанции взаимодействия:

взрослый – ребенок; ребенок – взрослый.  Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом.  Разноуровневая  мебель, регулируемая по высоте. Комплекты мебели специальной технической конструкции, позволяющие педагогу наблюдать за деятельностью детей во всех уголках группы. Нетрадиционные формы столов (ленточные, ромашка и  т.д.). Уголки уединения с удобной мебелью, подушками и т.д. Красивый ковер – место для общего сбора детей.

2. Обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Создание композиции среды совместно с дизайнером, художником, педагогом-психологом с учетом детской субкультуры. Работа с эскизами, выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу уюта и радости. Выбор месторасположения центров активности в соответствии с рекомендациями  основной общеобразовательной программы  ДОУ, возрастными особенностями детей, их интересами.

Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования.

Оснащение лаборатории «научных открытий»,  импровизированного театра, музея, библиотеки, игротеки, художественной мастерской. Определение места в группе для оформления  выставок репродукций, рисунков, крупномасштабных пособий и т.д. Моделирование игрового пространства группы  в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей. Разработка алгоритма построения предметно - развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели. Организация совместной деятельности  детей, родителей, воспитателей  по построению предметно-развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели.         Оснащение познавательных центров активности  дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями, энциклопедиями, картами и др., соответствующими теме недели.

Оснащение игровой среды определенным набором функционально-игровых предметов (кухня, прачечная, парикмахерская, магазин, больница и др.), предметами-заместителями, бросовым материалом и др., развивающими фантазию и творчество детей.

3. Обеспечение стабильности-динамичности развивающей среды.

Создание проекта возможного изменения среды. Предоставление ребенку права  видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением,  идеей воспитателя. Подвижная мебель: мягкие модули, прозрачные перегородки, ширмы, сборно-разборные домики легкой конструкции, пластмассовая мебель, переносные зонты.

4. Обеспечение одновременной реализации различных видов деятельности.

Оптимальное использование функциональных помещений. Приемная  используется как выставочный  зал поделок детей  и родителей, информационный центр для родителей. Предоставление возможности свободной ориентации   в пространстве (символы, стрелки). Помещения общего пользования как выставочные залы, информационные стенды для родителей. Создание  условий  для реализации неформального общения   галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов различной тематики.

5. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.

Формирование традиций ДОУ. Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его функциональную активность. Реализация оптимальной двигательной активности детей. Эстетика  интерьеров помещений. Организация спортивных помещений, спортивной площадки,  модульных  комплексных площадок, огород, удобство санитарных комнат, позволяющие ребенку комфортно ощущать себя в интимные моменты жизни. Наличие личностного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и т.д. Наличие зеркал в помещениях ДОУ, игрового оборудования для мальчиков и девочек. Аудиотехника, компьютерная техника, интерактивные доски.

Оснащенные  центры  детской активности:

Лаборатория  «Научных открытий»  оснащена  необходимым  исследовательским оборудованием, в  составе лаборатории много коллекций.

Коллекции располагаются в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты:

- доступность объектов;

- разнообразие;

- безопасность.

Выставочный центр  совмещён с информационным и размещён в  приёмной. Информационный центр оснащён многофункциональной   панелью, информационными стендами  для родителей. галереей детского творчества.

Физкультурно-оздоровительный центр включает в себя   современную спортивную площадку,  оборудование в соответствии с требованием ФГОС ДО, прогулочные  площадки, малые архитектурные формы.

Творческие мастерские - уголки в игровых комнатах с набором необходимых  атрибутов   для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.

Этапы построения предметно-пространственной среды в ДОУ представлены нами в виде схемы в приложении 1.

В соответствии с предложенной нами моделью все уголки и зоны были разбиты нами по образовательным областям и были дополнены следующим содержательным наполнением (см. Таблица 1):

Таблица 1 -  Содержательное–наполнение уголков и зон РППС по образовательным областям второй младшей группы для детей 3-4 лет

Центры развития

Имеющиеся материалы и оборудование

План развития на новый учебный год

Центр

Познавательно исследовательской деятельности

Центр природы

Центр по формированию целостной картины мира.

Центр по Формированию элементарных математических представлений.

Центр занимательной математики

Набор материалов для организации познавательной -исследовательской деятельности.

Спектр природных объектов.

 Набор ракушек, камни, песок.

 Семена растений

Коллекция бумаги.

Набор цветных (светозащитных) стекол.

Комнатные цветы.

 Инвентарь для трудовой деятельности:

Календарь природы.

Наглядная модель: «Цветы и насекомые», «Животные и птицы»

Наглядная модель по уходу за комнатными растениями.

Макет: «Домашние животные и птицы в деревне».

Художественная литература: «Животные России»,«Животные наших лесов».

 «Дикие животные».

Наглядно-дидактические пособия:

Папки: «Насекомые», «Труд сельских жителей». Времена года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».Плакаты: «Овощи, фрукты», «Птицы», «Дикие животные», «Во саду ли, в огороде» Картинки по времени года.

Картинки «Сбор урожая в садах и огородах». Серия «Рассказы по картинкам»  

Образно-символический материал: Наборы картинок для классификации виды животных; виды растений; виды транспорта; виды профессий; виды спорта.

Наглядно-дидактические пособия:

Серия: «Что сначала, что потом», «Мир в картинках», «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Бытовая техника», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Инструменты».

Серия: «Мой дом».

Дидактические игры:

 Мини игра «Круглый год», «Где моя мама?»,  

лото парочки: «деревья, листья», лото парочки: «бабочки, жучки, паучки», лото парочки - «птицы», лото: «Овощи – фрукты», лото: «Части и целое – фрукты».

Набор муляжей овощей и фруктов.

Пазлы: «Щенок», «Вини-пух». Кубики: «игрушки», «овощи».

Раскраски: Фрукты и ягоды, дикие звери,деревья и листья,домашние животные.

Материалы и оборудование по формированию элементарных математических представлений:

Доски-вкладыши и рамки Система наклонных плоскостей для шариков.

Наборы брусков, по признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).

Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5).

Набор карточек с гнездами.

Материалы для игры, объекты-головоломки:

 Геометрическая мозаика.

 Мозаика цветная: мелкая, крупная с графическими образцами разнойстепени сложности.

Пазлы: «Леопольд», «Доктор Айболит», «Львенок и черепаха», «Маугли», «Незнайка».

Развивающие игры: «Геометрические формы». Деревянные часы вкладыши с цифрами.

Домино с картинками,Обучающее лото: «Внимание», заплатки,шуршалки,  шумелки.

Плакаты: предметные наглядные модели.

Геометрические фигуры.

Настольная игра «Поймай меня», «Геометрические пазлы», «Цвета и фигуры».

Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Что к чему».

  1. Игра «чудесный мешочек»
  2. Нанизывание бус.
  3. Настольно-печатные игры.
  4. Матрёшки.
  5. Трафареты,

Игры: «Сложи узор», «Сложи картинку», «Угадай по форме», «Предметы и расположения».

Набор для экспериментирования с водой: емкости.

Художественная литература: книги о животных (диких, домашних), садовых и огородных растениях, птицах.

Наглядно-дидактическое пособие:

Посуда: Чайная, столовая, кухонная.

Серия: «Детский сад».

Дидактические игры:

 «Изучаем домашних животных».

Игры:

 Домино: «фрукты», «овощи».

 домино «обитатели леса».                                                                

Д.и «Дикие животные».

Дидактические материалы и оборудование для формирования элементарных математических представлений:

Набор: палочки Кюизинера.

Карточки «Части суток».

Материалы для игры: игры -  головоломки.

Пазлы: деревянные, пластиковые, геометрические, предметные и сюжетные.

Проведённая работа по проектированию модели  развивающей предметно-пространственной среды  обеспечит  ребенку возможность проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

2.2. Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды группы для детей второй младшей группы 3-4 лет

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов. Что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Исходя из выше сказанного, нами были определены основные особенности, которые необходимо учесть при организации среды группы:

  •  отражает содержание ООП ДОУ;
  • обеспечивает право ребёнка на индивидуальное  пространство;
  • учитывает принцип гендерного подхода;
  • включает материалы инновационной деятельности  ДОУ (игровые поля, сенсомоторное панно);
  • соответствует региональному компоненту дошкольного образования.

Инновацией развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группе является использование игровых полей. Игровое поле является полифункциональным, мобильным и привлекательным пространством для детей. Мне показалось интересной идея создания игровых полей различной тематики, и мы с удовольствием стали воплощать ее в жизнь.

Особое внимание заслуживает тот факт, что игровые поля не только  представляют собой инструмент развития игровой деятельности детей, а также включают в себя различные формы работы с родителями группы. Изучая  требования и рекомендации  по созданию игрового поля, надо ответить на ряд вопросов. Что такое игровое поле? Это небольшое игровое пространство, которое легко окинуть одним  взглядом, тем самым получить возможность научиться смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей ее сложности. Из чего изготовить игровое поле? Так как игровое поле-это подвижная конструкция, то можно ее изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, куска коврового покрытия, ткани или фетра. Материал должен служить долгое время, легко обрабатываться, легко переноситься, быть доступным в любой момент. Какими персонажами наполнить игровое поле? Это будет зависеть от сюжета, но понадобятся предметы фигурки, маркеры пространства, предметы, обозначающие действия, а также предметы-заместители. Игровое поле, аксессуары и наборы персонажей лучше хранить в пластмассовых контейнерах, чтобы дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной игры.  Опыт внедрения игровых полей в практику игры детей в нашем саду показал, что необходимо при этом опираться на технологию комплексного руководства развитием игры, работа проводиться поэтапно. 

На первом этапе своей работы мы обогащаем жизненный и игровой опыт детей яркими и запоминающими впечатлениями. С этой целью используем такие формы работы, как чтение художественных произведений, беседы, просмотр мультфильмов и видео презентаций, экскурсии, целевые прогулки. Для актуализации игрового опыта детей используем игровой прием «Реклама игрушки» с рассказом о ней. Задания такого типа формулируют тему игры.

Для развития у детей умения соединять игровые действия и общую последовательную цепочку используем наборы картинок с изображением различных ситуаций. Рассмотрев картинку, ребята придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После совместного обсуждения дети выбирают персонажей, подбирают материал для создания игрового поля.   На первом этапе дети с помощью воспитателя (а некоторые самостоятельно) могут сформулировать тему игры, развивать по ходу игровой сюжет, подбирать необходимый игровой материал, объяснять сверстникам свой замысел.

На втором этапе происходит развитие умения составлять сюжета на основе использования полифункционального материала по сюжетам новых или знакомых сказок. Чтобы обогатить содержание игровой деятельности, мы использовали сказку «Теремок». Работа начиналась с чтения произведения. При обсуждении прочитанного подробно обсуждали характеры героев, их переживания. Для более глубокого понимания повествования сказки демонстрировали отрывки из мультфильма. Для закрепления представлений о персонажах сказки использовали игровое упражнение «Словесный портрет», в котором дети составляли рассказы о героях.

В играх-этюдах дети изображали мимику героев их характерные черты, поведение. Следующий этап работы – разработать и изготовить игровые поля для развития сюжета – «Терем», «Лес», «Полянка». Игровая обстановка дополнилась продуктами детской деятельности. Дети самостоятельно сделали к сказке предметы: цветы, пенек, теремок, используя подручный и бросовый материал. Далее были придуманы варианты продолжения сюжета сказки.  В работе применялись словесные игры «Придумка» и «Перевирание сказки», где необходимо было рассказать о новых приключениях героев. Использование разнообразных игровых полей и героев в  игре помогают «расшатать» закрытые игровые объединения и включить в них новых членов. Некоторые дети управляют несколькими персонажами, что способствует развитию интереса к игре.

Для дальнейшего развития сюжета вводятся новые игровые поля: «Озеро», «Болото», «Берлога», «Огород». Эти игровые поля или «маркеры игрового пространства воображаемого мира» выступают в качестве «пускового механизма», которые помогают раскрыть новое содержание игровой деятельности. При такой организации предметно-игровой среды расширяется содержание игр. На третьем этапе мы создаем условия для дальнейшего развития самостоятельных игр детей. Для решения этой задачи детям предлагалось придумать как ведут себя персонажи в различные времена года. Дети активно участвовали в создании новых игровых полей на правах соавторов.

На основании их предложений была создана «Теремок осенью», «Теремок зимой». Дети придумали, кто где будет жить, как будут готовиться к зиме. Следует отметить, что роль воспитателя  на данном этапе меняется, на смену позиции «партнера», выступает позиция «наблюдателя», «консультанта», к которому дети обращаются  при затруднениях.

Это связано с проявлениями детьми большей самостоятельности в игре. А чтобы игра развивалась дальше, создается проблемная ситуация и следом за этим новое игровое поле.

Конечно, использование игровых полей не ограничивается только этой сказкой. Нами организованы игры на игровых полях по разным тематикам и направлениям. Это и «Волшебный мир моря», «Колобок», «Зоопарк» и другие. Формирование игровых умений и навыков невозможно без участия родителей. Совместную деятельность мы рассматриваем в двух направлениях:   

1. Игровой модуль. В этом направлении ведется работа по созданию игровых полей. С этой целью мы даем консультации и рекомендации «Как изготовить игровое поле в домашних условиях». 

2. Взрослые учатся играть. Здесь мы обучаем родителей организовывать игры с ребенком дома на игровом поле. Для родителей были проведены практикумы, оформлена памятка «Игра на игровом поле. Советы и рекомендации».

Таким образом, игры на игровых полях способствуют развитию речи, воображения, коммуникативной инициативы, повышают уровень любознательности и познавательного интереса.

Они способствуют развитию таких базовых личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально-ценностных способов общения, а также формируются ключевые компетенции детей, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Выводы по второй главе

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

           Итак, в среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Наша цель была сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника.  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

При наблюдении за своими детьми мы делаем выводы, что наша РППС несёт в себе деятельностный характер - это видно потому, как наши дети могут, самостоятельно учитывая свои желания и интересы действовать во всех центрах развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной задачей нашей работы являлось выявление и описание особенностей построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Целью нашей работы было: охарактеризовать содержание и особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.  

Практическая значимость исследования заключалась в определении особенностей построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В первой главе работы мы изучили ФГОС ДО, научную и педагогическую литературу. Анализ литературы показал, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который необходимо обращать особое внимание.

Во второй главе была рассмотрены особенности построения развивающей предметно - пространственной среды детского сада, а также содержательное наполнение развивающих зон в первой младшей группе.

Наше исследование доказало, что предметно-пространственную среду в группе необходимо проектировать с учетом специфических условий:

  • реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программой;
  • материальными и архитектурно-пространственными условиями (географическое место расположения ДОО, планировка, набор помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • особенностей контингента детей (состав, предпочтения, антропометрические, физиологические и психологические особенности развития, субкультура и т.п.).

При соблюдении данных условий, предметно-пространственная среда приобретает особый неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал, дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 23-29.
  2. Ананьев, Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей /Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М., 2009. – 234 с.
  3. Белая, К.Ю. методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с.
  4. Веселова, Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогами в ДОУ / Т.Б.  Веселова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. - 96 с.
  5. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 2011. – 175 с.
  6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
  7. Жоловина, С.В. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие / С.В. Жоловина. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.– 156 с.
  8. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2009. –143 с.
  9. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 12 с.
  10. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2007.-208с.
  11. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие /Е.А. Лобанова. - Балашов, 2005. – 124 с.
  12. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс» – 2010. – 128 с.
  13. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 2013. – 126 с.
  14. Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика.-2015. -№ 12.
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/(дата обращения: 15.03.2019).
  16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [сайт]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 01.08.2015)
  17. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М., Линка-Пресс, 2003.-192 с.
  18. Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды / Е.О. Смирнова  //Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. – С. 49-53.
  19. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (дата обращения: 26.03.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды  группы (О.В. Крежевских) (см. Рисунок 1.1.).

Социальный заказ

СанПиН (2013),

ФГОС ДО (2013),

ПООП ДО (2015) и Образовательная программа

I. Целевой блок

Цель: предметно-организационное обеспечение развивающей деятельности ребенка в субкультуре детства

II. Содержательный блок

Инвариант

Групповое оборудование:

- игровая деятельность

- продуктивная деятельность

- познавательно-исследовательская деятельность

- физическая активность

- «рабочая зона»

- место для отдыха и уединения

Вариативная часть

Определяется потребностями, особенностями и интересами детей, возможностями ДОО, архитектурно-конструктивными особенностями помещений, спецификой образовательной программы

III. Блок педагогических условий

1. Развивающая организация оборудования и материалов в пространстве и времени.

2. Эстетическое оформление.

3. Реализация личностно-ориентированной технологии взаимодействия взрослых и детей

Рисунок 1.1. - Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды  группы (О.В. Крежевских)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра развития дошкольного образования Бабушкина Татьяна Павловна Научный руководитель: преподаватель кафедры развития дошкольного образования Колесова Наталья Александровна Реферат по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования» Челябинск, 2019

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) (обеспечение качества образования на всех его уровнях, включая дошкольное образование) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. « 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13) в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 №28, от 27.08.2015 №41, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 №АКПИ 14-281 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Слайд 3

Цель работы: выявить и описать особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Предмет исследования: особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста Задачи: Изучить содержание ФГОС ДО, педагогическую и научную литературу по проблеме исследования Проанализировать принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ Определить особенности построения развивающей-предметно пространственной среды ДОУ Описать содержание развивающей предметно-пространственной среды по видам деятельности детей во второй младшей группе ДОУ

Слайд 4

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С.Л. Новоселова) Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития (ФГОС дошкольного образования)

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Содержательная насыщенность среды Трансформируемость пространства Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность предметно-пространственной среды

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РППС ГРУППЫ ДОУ Отражает содержание ООП ДОУ Обеспечивает право ребёнка на индивидуальное пространство Учитывает принцип гендерного подхода Включает материалы инновационной деятельности ДОУ (игровые поля, сенсомоторное панно) Соответствует региональному компоненту дошкольного образования

Слайд 7

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РППС ГРУППЫ (О.В. Крежевских ) СанПиН (2013) ФГОС ДО (2013) ПООП ДО (2015) и основная образовательная программа I Целевой блок Цель: предметно-пространственное обеспечение развивающей деятельности ребенка в субкультуре детства II Содержательный блок Инвариант Групповое оборудование: и гровая деятельность продуктивные виды деятельности п ознавательно-исследовательская деятельность ф изическая активность «рабочая зона» м есто для отдыха и уединения Вариативная часть Определяется потребностями, особенностями и интересами детей, возможностями ДОУ, архитектурно-конструктивными особенностями помещений, спецификой образовательной программы III Блок педагогических условий Рациональная организация оборудования и материалов в пространстве и времени Эстетическое и этическое оформление среды Реализация личностно ориентированной технологии взаимодействия педагога с детьми

Слайд 8

Примерные варианты сенсомотрных книжек по сказкам для детей второй младшей группы 3-4 лет «Теремок» «курочка ряба» «репка»

Слайд 9

Примерные варианты сенсомотроного панно для детей второй младшей группы 3-4 лет

Слайд 10

ОБЩИЙ ВЫВОД ПО РАБОТЕ Проведённая работа по проектированию и реализации модели развивающей предметно-пространственной среды позволит обеспечить ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе

Слайд 11

Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра развития дошкольного образования Бабушкина Татьяна Павловна Научный руководитель: преподаватель кафедры развития дошкольного образования Колесова Наталья Александровна Реферат по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования» Челябинск, 2019



Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии, коллеги, вашему вниманию представляется работа на заявленную тему.

2 слайд

Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды как условия реализации основной образовательной программы детского сада.

В связи, с чем подразумевается создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

3слайды

Исходя из актуальности, проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации нами были определены основные параметры работы: цель, объект, предмет и задачи исследования.

4слайд

Решая первую задачу, мы изучили содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, научную и педагогическую литературу по проектированию развивающей предметно-пространственной среды, что помогло нам очертить понятийное поле реферата. Были уточнены следующие понятия: «среда» и «развивающая предметно-пространственная среда», полное определение которых представлено нами на слайде. Рассмотрено содержательное наполнение Развевающей Предметно-Пространственной Среды в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования и примерной основной образовательной программой дошкольного образования.

5 слайд

А также выделили принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Дошкольного Образовательного Учреждения в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, которые представлены нами на слайде.

6 слайд

Для того чтобы грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду, необходимо учесть ряд особенностей ее организации, которые будут способствовать развитию ребенка в части освоения им содержания образования, погружению в тему недели, а также закреплению полученных знания и компетенций.

7 слайд

В практической части работы проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды группы с учётом Федерального Государственного Образовательного Стандарта  дошкольного образования.  Исходя из данного анализа, нами было выявлено, что в группе созданная развивающая предметно-пространственная среда, не в полной мере отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Для проектирования Развевающей Предметно-Пространственной Среды группы мы взяли модель развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, разработчиком которой является Ольга Валерьевна Крежевская. Проектирование среды группы велось с учетом траектории развития каждого ребёнка. Проведённая работа по проектированию модели развивающей предметно-пространственной среды   позволила нам обеспечить ребенку возможность проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. На слайде нами представлено схематическое отображение модели Развивающей Предметно Пространственной Среды группы полное описание раскрывается на страницах реферата.

8, 9 слайд

Для того чтобы создать комфортную Развивающею Предметно-Пространственную Среду группы, нам необходимо было наладить теснейшее взаимодействие с семьями воспитанников. С помощью родителей среда группы была пополнена сенсомоторными панно и книжками по рассказам и сказкам «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и другие. Данное оборудование позволило нам помочь детям в игровой форме освоить и закрепить программный материал по теме недели в рамках изучения основной образовательной программы Дошкольного Образовательного Учреждения и закрепить полученные знания и компетенции.

10 слайд

Проведенная работа доказала, что учет требований и особенностей при проектировании Развивающей Предметно-Пространственной Среды, позволяет пространству группы приобрести особый неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал, дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.

11слайд

Цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Спасибо, за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические не...

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

« Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе»

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и тво...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...