Проект "Насекомые родного края"
проект (старшая группа)

Тарасова Вероника Сергеевна

Цель проекта: познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_rodnogo_kraya.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Насекомые родного края»

Визитная карточка проекта «Насекомые родного края»

Aвтор проекта

воспитатель высшей квалификационной категории Сергеева Вероника Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка» городского округа Ступино Московской области» старшая группа

Вид проекта:

Исследовательский

Основная проблема проекта:

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам

Цель проекта

Развитие познавательной активности детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умения видеть

экологическую проблему и находить пути её решения.

2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

3. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения.

4. Воспитывать бережное отношение к живому.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость.

6. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Какие компетенции формирует проект:

  • Навык самостоятельной поисковой деятельности
  • Теоретическое мышление (умение находить причинно-следственные связи)
  • Новый тип мышления бережного отношения к природе в семье и детском саду
  • Повышение уровня культуры взаимодействия педагога-родителя-ребенка
  • Художественный и эстетический вкус

Оформление результатов проекта:

Презентация, ширма, , тематический день о насекомых

Тип проекта: информационно-исследовательский  

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Продолжительность проекта - краткосрочный (1 неделя)

Проблема. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

 Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.  

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.

Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды  деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

 Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой.    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой  станице, деревне, городе,   можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

* Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.

Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

А для чего нам насекомые?

В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.

 Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.

Так кто же они - друзья или враги?

Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.

И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

 Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Актуальность. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

 Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

  Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической деятельности.  Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

 Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

 Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

 Главная задача экологического образования  дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые родного края»

Задачи:  

1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умения видеть

экологическую проблему и находить пути её решения.

2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

3. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения.

4. Воспитывать бережное отношение к живому.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость.

6. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты.

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, божью коровку, пчелу, стрекозу.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Место реализации: МАДОУ ЦРР – д/с №27 «Росинка» городского округа Ступино Московской области

Предварительная работа:

•        поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

•        знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

•        разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;

•        прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

•        просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Букашки».

Формы реализации проекта:  

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровая деятельность.
  • Художественное слово.
  • Продуктивная деятельность.
  • Исследовательская деятельность
  • Просмотр мультфильмов и социальных роликов по теме проекта
  • Проведение дидактических, настольно-печатных и подвижных игр.

Этапы  реализации  проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию  проекта.  

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.  

Основной этап

1. Реализация содержания  краткосрочного проекта «Мусор на части, и нет напасти!».

2. Проведение мероприятий  в группе.

3. Взаимодействие с родителями (консультации, задания (изготовление поделок).

План реализации основного этапа:

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Формы регистрации результата

Взаимодействие с

семьями

1.Эколого – психологический тренинг

Формирование, развитие экологических установок у детей,  например, нет «вредных» и «полезных» насекомых.    Расширение индивидуального экологического пространства ребёнка,

например, живые не только я, мама, папа, но и бабочка, гусеница, кузнечик.

Конспект бесед

Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу

2.  Наблюдения за насекомыми

Расширение кругозора и экологических представлений

Конспекты наблюдений

Консультация родителей

«Значение насекомых в природе»  ,

«Здоровье от пчелы»

3. Беседы «Таинственный мир насекомых»

Знания о насекомых

Конспекты бесед

4.  Через знание о природе к художественному образу

Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа,  создавать объемные образы насекомого. Закреплять знание правил поведения на природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

Конспект

5.  Выставка детских работ «Милые букашечки»

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

Изготовление   поделок из солёного теста и природного материала, рисунков.

6. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

Представления детей об окружающем мире

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о насекомых.

7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,

«Медведь и пчёлы»  Комплекс утренней гимнастики «Лунтик и его друзья».

Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Описание игр

Конспект утр.

гимнастики

Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр

8. Объект исследования- насекомые.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения

Конспект

Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые, которые нам досаждают».

9.Занятие «В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять

знания об их строении

Конспект

Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом

10. Квест-игра «Приключения Пчелки».

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости.

Фотографии

11. Консультация для воспитателей  «Наблюдение за насекомыми  на прогулке»

Конспект

Заключительный этап 

1. Итоговая квест-игра «Приключения Пчелки»

2. Презентация проекта «Насекомые родного края»

Вывод. В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы насекомые  в природе.

По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

Литература.

1.        Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст)  Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2.        Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3.        Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4.        Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

5.        О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

6.        http//vospitatel.com.ua

7.        Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Интернет- ресурсы:

http://wudao.narod.ru/

http://nasekomiy-mir.ru/

http://bio.1september.ru/

http://macroclub.ru

www.youtube.ru

www.youtube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....