Статья "Роль оптико - пространственного гнозиса в развитии речи детей"
статья

Блях Ольга Николаевна

Данная статья посвящена актуальной теме изучения роли оптико-пространственного гнозиса в развитии речи детей. Автор проводит эмпирическое исследование среди дошкольников с общим недоразвитием речи. В заключении приводятся основные выводы и даются направления коррекционной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ,

ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ

Сборник научных трудов

III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

(29 марта 2022 года, г. Воронеж)

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет 2022

УДК 37.013

ББК 74 К68

О р г а н и з а ц и о н н ы й к о м и т е т :

проректор ВГПУ по научной работе д. ф. -м. н. профессор С. В. Корнев, руководитель Центра дополнительного образования ВГПУ к. псих. н. О. Н. Бондарева,

декан психолого-педагогического факультета ВГПУк. псих. н., доцент А. Ю. Татаринцева ,

заведующая кафедрой коррекционной психологии и педагогики ВГПУ, к. псих. н., доцент С.П.  Дуванова,

д. п. н. , профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики И. А. Шаповал, к. псих. н. , заведующий кафедрой психологии Учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М.  Машерова»

(г. Витебск, Республика Беларусь) С.Л. Богомаз ,

к. п. н. , доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Л. В. Арзыбова, к. п. н. , доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики О. Н. Князева,

к. псих. н. , доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Н. А. Щербакова, ст. преп. кафедры коррекционной психологи и педагогики ВГПУ Т. В. Болотова,

ст. преп. кафедры коррекционной психологи и педагогики ВГПУ В. В. Кузнецова, асс. кафедры коррекционной психологи и педагогики ВГПУ, учитель-логопед высшей категории Н. К. Беридзе,

асс. кафедры коррекционной психологи и педагогики ВГПУ А.А. Собянина

К68

Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, ин- новации : сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (29 марта 2022 года, г. Воронеж). –

Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – 332 с.

ISBN 978-5-00044-882-3


УДК 37.013

ББК 74

***************************************************************************

Научное издание

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ,

ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ

Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (29 марта 2022 года, г. Воронеж)

В авторской редакции

Изготовление оригинала-макета: Е.В. Калинина

Подписано в печать 08.04.2022. Формат 60×841/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 20,75. Уч.-изд. л. 19,29.

Заказ 72. Тираж 60 экз. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Воронежский государственный педагогический университет». Отпечатано в издательско-полиграфическом центре ВГПУ.

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 2-55-58-32, 2-55-61-83.

© Воронежский государственный педагогический университет, ISBN 978-5-00044-882-3        редакционно-издательская обработка, 2022

СЕКЦИЯ 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

УДК 356

О. Н. Блях,

старший воспитатель МКДОУ Садовский ДС ОРВ

РОЛЬ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме изучения роли оптико-пространственного гнозиса а развитии речи детей. Автор проводит эмпирическое исследование среди дошкольников с общим недоразвитием речи. В заключении приводятся основные выводы и даются направления коррекционной работы.

Ключевые слова: дошкольный возраст, оптико-пространственный гнозис, развитие речи.

O. N. Blyakh,

senior educator MKDOU Sadovsky DS ORV

THE ROLE OF OPTICAL-SPATIAL GNOSIS

IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SPEECH

Annotation. This article is devoted to the topical topic of studying the role of optical-spatial gnosis in the development of children's speech. The au- thor conducts an empirical study among preschoolers with general speech underdevelopment. In conclusion, the main conclusions are given and the di- rections of correctional work are given.

Keywords: preschool age, optical-spatial gnosis, speech development.

В исследованиях Л. С. Выготского [1], Р. Е. Левиной [3] подчеркивается, что раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности ребенка помогает найти пути воздействия на нарушенные психические процессы, прямо или косвенно препятствующие нормальному функционированию речевой деятельности.

Пространственные представления обеспечиваются совместной работой обоих полушарий головного мозга, каждое из них вносит специфический вклад в их реализацию.

© Блях О.Н., 2022

В детском возрасте происходит развитие восприятия различной модальности,

в том числе и зрительно- пространственного, которое играет важную роль в формирований экс-

прессивной и импрессивной сторон речи, в развитии понимания логико- грамматических структур языка.

         Оптико-пространственный гнозис является одним из главных пси- хических процессов, создающих первичную базу для формирования ре- чи. Изучение механизмов нарушений речи, определение в них роли рас- стройств оптико-пространственного гнозиса будет способствовать вы- работке адекватных методов преодоления речевых нарушений. От уров- ня сформированности пространственных представлений во многом за- висит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-простран- ственного гнозиса, задержка в формировании пространственных пред- ставлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР, которые составляют основной контингент детей-логопатов. Важно было найти такие формы организа- ции помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсиро- вать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последую- щему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.

С целью изучения возможностей, связанных с ориентацией в пространстве детей дошкольного возраста с ОНР было проведено эмпирическое исследование.

Для изучения особенностей оптико-пространственных представлений детей дошкольного возраста с ОНР была использована модифицированная версия обследования О. Б. Иншаковой и А. М. Ко- лесниковой [2].

В результате анализа полученных результатов можно сделать выводы.

  1. Первый блок «Исследование ориентировки в двухмерном пространстве». Среди дошкольников с ОНР преобладает низкий уровень употребления и понимания предлогов. Дети с нормой речевого развития находятся на высоком и среднем уровнях.
  2. Второй блок «Исследование ориентировки в трехмерном пространстве». Дети с нормой речевого развития все справились с заданием. Дети с ОНР показали низкий результат.
  3. Блок «Исследование ориентировки в схеме собственного тела». Дети с нормой речевого развития все справились с заданием. Дети с ОНР показали низкий результат.
  4. Четвертый блок «Исследование ориентировки на листе бумаги». Семь детей справились с заданием без трудностей. Один ребенок имел небольшие трудности при выполнении задания. Только один ребенок справился с заданием, имея минимальные трудности при выполнении, остальные 9 детей испытывали большие трудности.

Таким образом, можно сказать, что самые большие трудности у детей дошкольного возраста с ОНР вызвали задания на ориентировку в схеме собственного тела.

При обобщении результатов можно сделать выводы: У детей дошкольного возраста с ОНР:

  1. наблюдаются сложности в понимании вопроса;
  2. самыми сложными в понимании являются:
  • предлоги около, из-за, к;
  • понятия «вправо-влево», «вверх-вниз»;
  • детям необходима работа над развитием оптико- пространственных представлений;
  • дети испытывают трудности при выполнении заданий. Им требуются напоминание образа, наводящие вопросы;
  • у детей наблюдается желание выполнить задание, однако они психоэмоционально зажаты;
  • у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитиемпонимание вопросов в целом не вызвало каких-либо трудностей;
  • небольшие трудности дети испытывали при ответах на вопросы, связанные с предлогами;
  • детям не требуются подсказки, Они исправляли свои ошибки без наведения исследователя;
  • дети активно и с интересом выполняли задания. У некоторых наблюдалась незначительная эмоциональная скованность;
  • в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР применяется методика поэтапного формирования оптико-пространственного воспри- ятия, которая несѐт синхронную полисенсорную направленность в кор- рекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогиче- ские принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребѐнка. Задания, на- правленные на развитие оптико-пространственного восприятия, вклю- чаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроиз- ношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной ре- чи, и предъявляются детям последовательно (с усложнением, проводят- ся в системе с подгруппой и индивидуально).

Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико- пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов по- зволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребѐнка в рамках определѐнной лексической темы, но и овладевать спе- цифическим словарѐм; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / Л. С. Выгосткий – Москва: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. – 500 с.
  2. Иншакова О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс. . . канд. пед. наук. – Москва, 1995. – 169 с.

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Лалаева – Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 312 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса у детей с тяжелым нарушением речи

Конспект занятия составлен с использованием современных образовательных технологий...

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста

Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...

Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...

Влияние предметно-пространственной среды на развитие речи детей

Статья о том, как необходимо организовать речевые уголки в группах....

Презентация "РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема моего выступления является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней челове...

Развивающая предметно-пространственная среда по развитию речи детей в подготовительной группе

СловарьСхемы для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобща...