Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)» (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.

Задачи:

1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого этикета): умение выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.

2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.

3. Воспитательные: формировать у дошкольников навыки доброжелательного поведения, внимание к людям, сопереживания, сочувствия, отзывчивости к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по разделу «Социальный мир (Этикет и ситуация общения)»                                       (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)                                                                                             по теме: «Волшебные слова» в старшей группе

Цель: формирование у детей понимания того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.

Задачи:

1. Образовательные: совершенствовать культуру речевого поведения (речевого этикета): умение выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.

2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.

3. Воспитательные: формировать у дошкольников навыки доброжелательного поведения, внимание к людям, сопереживания, сочувствия, отзывчивости к окружающим.

Материал и оборудование:

- фломастеры, смайлики по количеству детей, книга В.Осеевой «Волшебное слово»;

- мольберты, конверты с иллюстративным материалом для анализа конфликтных ситуаций (для индивидуальной и подгрупповой работы).

- игровые атрибуты: шапочки ежика и мишки, игрушечные качели.

Образовательные технологии: 

-игрового обучения (игровая ситуация "Вежливый разговор»)

-развивающего обучения ( д\и "Хорошо ли, плохо ли?" ),

-проблемного обучения (тренинговое упражнение. Анализ конфликтной ситуации (проблемы),

-здоровьесберегающие технологии (игровой массаж «Добрые друзья», физкультминутка «Ходит по лесу медведь»),

-ИКТ (ЦОР: аудиозаписи детских песен: «Звезда» А.Рыбникова, «Дорогою добра» сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова; релаксационная музыка: звуки природы, мультимедийная презентация «Уроки Вежливости»);

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент:

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью в развивающих игровых центрах группового помещения. В группу входит воспитатель.

В.: - Здравствуйте, дети! Я сегодня пришла к вам в гости и принесла подарок… Как вы думаете, что здесь может быть?

Ответы детей:

В.: - А принесла красивую интересную книгу. Любите ли вы книги? Тогда присаживайтесь поудобнее на стульчики, я вам прочитаю интересный отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово» (воспитатель читает отрывок до слов: «…А какое слово?»)

В.: - Как вы думаете, какое слово сказал старик Павлику? Почему мальчик был расстроен? На кого он был сердит? Чем хотел помочь старик Павлику?

Ответы детей:

В.: - А бывают ли у вас такие случаи, когда вы на кого-то обижаетесь, сердитесь?

Ответы детей:

В.: -  Каким становится тогда ваше настроение?

2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Слайд 1.Изображение улыбающегося солнышка.

В.: - А чтобы настроение ваше сегодня стало хорошим, предлагаю всем встать в круг, взять друг друга за руки, закрыть глаза, и передать друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.

1. Игровой массаж «Добрые друзья». (Звучит аудиозапись «Звезда» А.Рыбникова).

Цель: улучшение психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга, тонуса всего организма.

В.:         У друга мягкая и теплая ладошка.

Погладим друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

В.: -Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, присаживайтесь!

3. Ознакомление с новым материалом.

В.: -Скажите, ребята, а бывает ли так, что вы ссоритесь?

Ответы детей:

В.: -По каким причинам происходят ваши ссоры?(Возможные ответы детей:«Когда мы не можем поделить что-то!» и др.)

2. Тренинговое упражнение. Анализ конфликтной ситуации (проблемы).

Цель: учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов.

(Звучит аудиозапись звуков природы, воспитатель выбирает, с помощью считалки, двух детей для участия в игре, выдает им соответствующие шапочки-маски зверей, предлагается детям экспромт-инсценировка стихотворения).

В.: -Ребята, представьте себе двух друзей Ёжика и нашего Мишку (читает стихотворение).

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Мишка и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу к качелям шагнул,

Мишка качели к себе потянул.

Мишка: Я первый! А Ёжик: Нет. Я!

Мишка обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне, как товарищ, совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

В.: -Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

Ответы детей:

В.: - Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Ответы детей:

В.: - Как можно помирить друзей? Как сделать так, чтобы ссоры не было?

Ответы детей:

В.: -Ребята, помогите мне прочитать это стихотворение, но уже с другим, веселым концом.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Мишка и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Мишка качели к себе потянул.

Мишка сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

В.: -Ребята, так что же нужно делать, чтобы не ссориться?

Возможные ответы детей: уметь договариваться, уступить товарищу.

3.Физкультминутка «Ходит по лесу медведь».

Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.

Ходит по лесу медведь.                (Дети идут, покачиваясь из стороны в сторону,

Хочет сесть и посидеть.                 имитируя походку медведя)

Где ж такое место есть,                 (Приседания – 2-3 раза)

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенёк,                        (Поднимают руки вверх, встают на носочки)

То торчит сучок,                        (Разводят руки в сторону)

То мокрый мох,                        (Наклоняются вперед, касаясь пола)

То мох пересох. Ох!                        (Выпрямляются.)

То кустарники, то речка,                (Наклоны вправо-влево)

Нет хорошего местечка.

Это сказка о медведе,                 (Дети идут, покачиваясь из стороны в сторону,

О медведе-привереде.                 имитируя походку медведя).

Слайд 2. Изображение Мишки.

4. Игровая ситуация «Вежливый разговор».

Цель: развивать коммуникативно-речевые навыки, способствовать активной мыслительной деятельности детей.

С этого момента демонстрируются видеофрагменты + звук диалогической речи Мишки, Зайца.

В.: -Дети, посмотрите, а вот и наш Мишка! (Предлагает детям поздороваться с Мишкой). А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече?

Ответы детей.

Мишка: -Здравствуйте, ребята!

В.: -Мишка, а куда ты идёшь?

Мишка: -Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!

В.: -Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)

Мишка: -Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!

В.: -Поможем Мишке, ребята? Иди, Мишка, по дорожке прямо и никуда не сворачивай.(Мишка, ничего не сказав, уходит). Пошёл Мишка по дорожке и встретил Зайца.

Слайд 3. Встреча Мишки с Зайцем.

Мишка: -Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!

В.: -А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Возможные ответы детей: Потому, что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста».

В.: -Правильно, но в первую очередь, что надо сделать? ( Поздороваться.)

Ответы детей:

В.: -Ты понял, Мишка?

Мишка: -Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.

Зайка: -Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.

В.: -А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо сказать уходя? (Сказать Зайке «Спасибо» и «До свидания»).

Мишка: -Спасибо, Зайка! До свидания!

Зайка: -Пожалуйста, Мишенька! До встречи!

В.: -А наш Мишка тем временем продолжил свой путь. Пошёл Мишка дальше, а навстречу ему Лиса.

Слайд 4. Мишка встречает лису. (Диалог Мишки и Лисы воспитатель строит по ответам детей)

 В.:         -Что по вашему сказал Мишка Лисе при встрече?

               Как ответила Лиса?

               О чём попросил Мишка Лису?

               Как на просьбу ответила Лиса?

Уходя, что звери сказали нам?

Как мы ответили?

4.Первичное осмысление и закрепление материала.

 5. Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли?» Цель: уточнение представления детей о хороших и плохих поступках, поведении; совершенствование умения правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.

Воспитатель предлагает мальчику выбрать себе девочку для игры, паре взять конверт рассмотреть, обсудить картинки с изображением различных ситуаций и распределить их на две группы, оценив поступки героев с двух позиций: хорошо это или плохо? Мальчикам предлагается прикрепить картинку с хорошим поступком, а девочкам с плохим. И дать оценку поступку героев.

Примерный перечень изображений детских поступков для игры:

Плохие

Хорошие

1.Саша не уступил место старушке.        

2.Петя не поздоровался с соседками.        

3Антон перебивает разговор взрослых 4.Мальчики дразнят Таню.        

5.Матвей и Коля обидели Сашу.

1.Артём здоровается с товарищем.

2.Настя хочет поднять старушке трость.

3.Вадим  угощает друга конфетой.

4.Аня, прощаясь, говорит: "До свидания!"

5.Дима благодарит за угощение.

5.Подведение итогов организованного вида деятельности.

 6.Рефлексия.

Цель – развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации

В.: -Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! Научили его вежливым словам и хорошим поступкам. А теперь я предлагаю вам впечатления от нашей встречи отобразить на смайликах и подарить их гостям.

 (Звучит фрагмент аудиозаписи «Дорогою добра» сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, дети, по желанию, подходят к столам и дорисовывают на смайликах улыбки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в старших группах в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое

Программное содержание  Обобщать, уточнять  и расширять представления знания детей об Армии;Активизировать  словарь по теме;Совершенствовать грамматический  строй;Развивать...

конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе

Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Социально-коммуникативный проект «Удивительный мир общения»

Цель данного вроекта  - создание условий, направленных на формирование положительных качеств характера, способствовать развитию полноценной, социально-коммуникативной личности....

«Использование проблемных ситуаций в формировании социально-коммуникативных навыков»

Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейш...