Конспекты НОД
план-конспект занятия (старшая группа)

Шабусова Лилия Сергеевна

Занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР), в занятия включены задания по ФЭМП, окружающему миру, речевому развитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по теме: «Увлекательное путешествие»

Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, частях суток, днях недели, перелетных и зимующих птицах; формировать умение определять место звука в слове; совершенствовать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >, =; составлять описательный рассказ по картине; развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: обозначения для каждой станции (картинки), изображения зимующих и перелетных птиц, клей, изображение скворечника и неба с пальмами, сундучок с угощением, картинки кораблики с изображение предметов, ручейки (сделанные и бумаги), слоговые домики, проектор, карточки с неравенствами, маркеры для каждого ребенка, магнитофон.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнитесь. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.

Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила для вас.

Вы готовы? Тогда удачи!

Воспитатель: Мы с вами пойдем по станциям, на каждой станции  вам нужно будет выполнить задание. А подсказывать нам дорогу будет вот эта карта (воспитатель показывает детям карту), на которой обозначены все станции.  Прежде чем отправится в путь, давайте с вами немного разомнемся. Я буду проговаривать высказывание, если оно верное – хлопайте в ладоши, если не верное, топайте ногами.

Дидактическая игра «Верно - неверно»

В неделе – 8 дней.  (неверно)

Соседи понедельника – воскресенье и вторник (верно)

Цветок, растущий из-под снега – подснежник  (верно)

Март, апрель, май – зимние месяцы (неверно)

Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают – перелетные (верно)

Седьмой день недели – воскресенье (верно)

На одной руке - 4 пальца (неверно)

Соседи зимы – осень, весна (верно)

Соседи времени суток утро – день, ночь (верно)

Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. Давайте отправляться в путь. Смотрим нашу карту. И какую первую станцию мы с вами видим?

Дети: На первой станции нарисованы  птички.

Станция «Зимующие и перелетные птицы» [3]

Воспитатель: Правильно, ребята. И первая наша станция «Перелетные и зимующие птицы». Давайте с вами вспомним, каких птиц мы называем перелетными?

Дети: Перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают в теплые края.

Воспитатель: Правильно.  А каких птиц мы называем – зимующие?

Дети:  Это те птицы, которые остаются зимовать.

Воспитатель: Назовите мне зимующих птиц.

Дети: воробьи, вороны, голуби, дятел, снегирь, синица, сова, сорока, клест.

Воспитатель: Давайте вспомним перелетных птиц.

Дети: ласточка, грач, цапля, кукушка, утки, скворец, дрозд, соловей.

Воспитатель: На этой станции вам ребята нужно  расселить птиц по домикам. Выберите   картинку, на которой изображена птица, определяете зимующая или перелетная птица. Зимующую птицу приклеиваете на картинку, где изображен скворечник, а перелетную туда, где изображено небо и пальмы и аргументировать свой ответ. Отвечаем полным предложением.

Дети выполняют задание, проверяем.

Воспитатель: Молодцы. Все с этим заданием справились. Отправляемся дальше. И следующая наша станция «Где живет буква».

Станция «Где живет буква»

Воспитатель:  А прежде чем преступить к выполнению этого задания, давайте разомнем язычки и проговорим чистоговорки. [1]

Жу – жу – жу, молока дадим ежу.

Ко – ко – ко, кошка любит молоко.

Цо – цо – цо, снесла курица яйцо.

Ву – ву – ву, васильков букет нарву.

Ва – ва – ва, в саду выросла трава.

Жа – жа жа, испугались мы моржа.

Усь – усь – усь, на лугу пасется гусь.

Воспитатель: Молодцы! Ребята на этой станции нам нужно определить место звука в слове. Перед вами кораблики с изображением предметов. Вам нужно выбрать кораблик и определить, где находится звук «Ш» в словах: шмель, марш, машина, шуба, шайба, Маша, гребешок, порошок, лягушонок, карандаш, гуляш. Если звук находится в начале слова, то кораблик вы отправляете плавать по первому ручейку, если в середине слова, то по второму, а если в конце слова, то по последнему ручейку.

Дети выполняют задание, проверяем.

Воспитатель: Это задание тоже все выполнили верно. Переходим к следующему заданию. Ребята, посмотрите на карту, какая станция нас ждет дальше?

Дети: слова и домики.

Воспитатель: Следующая наша станция «Слоговые домики»

Станция «Слоговые домики»

Воспитатель: Ребята выберите себе по карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Молодцы!

Физминутка (Логоритмика Железновых) [2]

Воспитатель: Смотрим в карту, следующая станция «Решайка».

Станция «Решайка» [4]

Воспитатель: На этой станции нужно решить неравенство.  Перед вами на столах лежат маркеры и карточки с заданиями, подойдите к столу возьмите карточку и решите неравенство.

Воспитатель: Все неравенства решили верно. Переходим к следующей станции. Ребята это последняя станция.

Станция «Составь рассказ» [1]

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. На этой станции нужно составить описательный рассказ по картине. Рассказ будем составлять по цепочке, а тот кто сидит последним должен повторить, то что сказали дети ранее.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что дальше  изображено на карте?

Дети: Сундучок с сокровищами.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг, может вы видите сундук с сокровищами!

Дети оглядывают группу и находят сундучок с угощением.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Справились со всеми заданиями и нашли сюрприз, который я вам обещала в начале занятия. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было сложно? Что совсем легко?

Проводится рефлексия. Ребята прощаются с гостями.

Список использованной литературы:

  1. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 64 с.
  2. Диск «Песни – игры» Железновой.
  3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 752с.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.:ВАКО, 2007.- 208с.

.

 



Предварительный просмотр:

Итоговое интегрированное занятие, старшая группа.

«В поисках Весны»

Программное содержание: совершенствовать умение согласовывать местоимения с существительным и прилагательным, умения ориентироваться в числовом ряду, ориентироваться на листе бумаги, различать и называть геометрические фигуры; закрепить знания о временах года, днях недели; способствовать формированию мыслительной деятельности;  воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: письмо от ребят в почтовом конверте, задания для детей, карточки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 10, листы бумаги, геометрические фигуры, квадраты из бумаги (по 3 на каждого ребенка), ножницы, игровые поля с местоимениями, набор картинок, медали в форме солнца, любая веселая музыка для физминутки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о временах года.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Дети входят в группу и встают в круг.

В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними. Ой, а посмотрите, что это у нас полу?

Дети: Какие-то следы!

В: А дайте пойдем по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.

ПИСЬМО.

«Я Кощей Бессмертный, заколдовал и забрал в своё царство Весну, чтобы она не принесла людям тепла и радость».

В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки, как вернуть Весну. Мы поможем Весне вернуться к людям?

Дети: Да, поможем.

- Путь наш лежит через лес дремучий, но мы, же трудностей не боимся, правда, ребята?

-Посмотрите,  какая узкая здесь тропинка, идите осторожно на носочках по одному. Слева овраг, через него кто-то мостик проложил, идите друг за другом не упадите.

В:  А вот и первое задание «Назовите одним словом»:

- Цветок,  растущий из-под снега? (подснежник)

- Март, апрель, май? (весенние  месяца)

- Домик для птиц? (скворечник)

- Птицы,  которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелётные птицы)

- Тает снег, с крыш капает? (капель) [2]

В: Назовите,   какая  весна?

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

- Какие времена года вы знаете? Сколько их?

Дети: Всего 4: зима, весна, лето, осень.

В: А теперь поделимся на группы по временам года (на столе лежат карточки с изображением времен года, дети выбирают любую: зима,  весна, лето,  осень).

В: Группы, назовите месяцы, относящиеся к вашему времени года. А знаете ли вы стихотворения о вашем времени года? Расскажите.

Стихи о весне : лето осень зима, весна

ЗИМА

Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой,
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно. [1]

ВЕСНА 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. [1]

ЛЕТО

Что ты мне подаришь, лето?
Много солнечного света!
В небе pадyгy - дyгy!
И ромашки на лyгy!
Что ещё подаришь мне?
Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе, кyкyшкy,
Чтобы, выйдя, на опyшкy,
Ты  по гpомче  кpикнyл ей:

«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ,
Нагадала много лет! [1]

ОСЕНЬ

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногой они шуршат,
Скоро голый будет сад. [1]

В: Ребята, а вот наша первая подсказка. Ой, ребята, а картинка  вся  размокла от воды, трудно прочитать, что тут было написано, но я  попробую. Что ж ребята, придётся нам хорошенько подумать и заменить простые слова на  ласковые.

  • Солнце – солнышко;
  • Ручей – ручеёк
  • Ветер – ветерок
  • Птенец - птенчик
  • Ветка – веточка
  • Капля - капелька
  • Цветок – цветочек
  • Трава - травка
  • Дождик – дождичек

В: Молодцы, нам пора отправляться дальше в путь.

Вот мы шли, шли, шли и в лес дремучий забрели.

Тёмным лесом,  светлым лугом,

Мы шагаем   друг за другом.

Чтоб цветочки не помять,

Нужно ножки поднимать.

Меж деревьев мы шагали,

Вдруг мы поле увидали.

В. Ребята мы с вами дошли до следующего задания, которое нам приготовил Кощей.

В.   Да, это же ещё одна подсказка. Надо выполнить задания: постараемся выполнить его.

Задания здесь труднее прежнего.

  • Назовите весенние месяцы
  • Назовите части суток
  • Назови президента России
  • Назовите страну, в которой мы живем
  • Назовите край, в котором мы живем
  • Сколько дней в неделе
  • Назовите 5 день недели
  • Назовите 2 день недели
  • Посчитайте от   одного до десяти (прямой и обратный счет)
  • Назови времена года

Дидактическая игра «Жадина». На ковре разложены игровые поля с местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои», вам нужно выбрать картинку и проговаривая правильно расположить ее на игровом поле.

Физминутка «Живые числа»

 В: А сейчас, ребята, мы и отдохнем, и поиграем. Выходите на «полянку», пока играет музыка, вы гуляете по ней, как только она заканчивается, вы быстро берете карточку с цифрой со стола и строитесь в шеренгу по порядку от 0 до 10.

В: Очень хорошо, все справились с заданием.  Вот вам еще одна подсказка. А теперь нам надо присесть за столы.

Математический диктант (Ориентировка на листе бумаги с геометрическими фигурами) [3]

В верхний правый угол – 4 треугольника;
В верхний левый угол – 3 круга;
В нижний правый угол – 5 овалов;
В нижний левый угол – 2 квадрата;
В середину листа – 1 многоугольник.

Игра «Сложи квадрат» Один ребенок выполняет задание на мольберте, потом все сверяют.

  • Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтоб получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.
  • Второй квадрат сложите так, чтоб получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.
  • Третий квадрат – на 2 прямоугольника. Разрежьте.
  • Выложите на столе треугольники так, чтоб снова получились три квадрата.

В: Вы совладали с этим заданием, отправляемся дальше.

В: Ох, и трудная  работа, но мы ещё не все картинки  нашли.

В: Мы отправляемся дальше. Посмотрите дети как здесь сыро, надо идти по кочкам, чтобы ног не замочить.

В: Ох и трудные задания для нас приготовил Кощей, но мы не боимся трудностей и со всеми заданиями справляемся хорошо. А вот и последнее задание.

 «Собери картинку». Ребята берите свои подушечки и садитесь в кружок. Давайте соберем все наши подсказки и посмотрим.  Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Да это же Весна! (под музыку заходит весна)

Весна: Я, Весна - красна! Бужу землю ото сна. Набухайте на веточках почки, распускайтесь неслышно листочки. Снег быстрей в ручейки превращайся, травка-муравка, вставай, поднимайся! Дети, спасибо вам за то, что спасли меня от Кощея и дали возможность прийти к людям.

А какие испытания вам пришлось пройти, что вы делали? (ответы детей) Вы сегодня дружно, хорошо помогали друг другу, старались. За это я каждому из вас дарю солнышко. И пусть эти солнышки вас всегда согревают. (Звучит музыка, весна каждому ребенку вручает медальку в виде солнца).

Список литературы.

  1. В родном краю. Сборник стихотворений авторов. Издательство «Детская литература», 1980.
  2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 752с.
  3. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.:ВАКО, 2007.- 208с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Расколдуем солнышко».

Программное содержание: совершенствовать умения детей в  нахождении места звука в слове; упражнять в согласовании существительных с числительным; в составлении предложений с предлогами; в составлении рассказа по набору картинок; в записывании стихотворений пиктографическим способом; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логического мышление, развивать мышление и связную речь детей; воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: письмо, карточки с цифрами, прищепки, Д/и «Подарки для матрешки», карточки с изображением предметов для задания «Определи место звука в слове», проектор, Д/И «Живые картинки», листы бумаги, карандаши, текст стихотворения Н. Родивилиной «Зачем под вечер солнышко…», набор картинок для составления рассказа, фонограмма пение птиц, угощение, солнце с лучиками желтого и голубого цвета.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Дети входят в группу и встают в круг.

В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними. Ой, а посмотрите, какая цветочная полянка, сколько на ней красивых и ярких цветов. На столе лежат разноцветные карточки, выберите себе карточку, того цвета, который вам понравится. А теперь встаньте на цветок, соответствующий, цвету выбранной вами карточки. Давайте возьмемся за руки, посмотрим, на соседа справа, потом на соседа слева, подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

В: Ребята, посмотрите не лежит ли у вас, что - нибудь под цветочком?

(Дети смотрят)

В: Это же письмо. Давайте прочитаем, что там написано.

ПИСЬМО.

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам жители сказочного леса. В нашем лесу случилась беда!!! Злой Колдун заколдовал наш лес и украл солнце. Теперь в нашем лесу постоянный мрак и темнота, все жители ходят грустные, птички не поют. Помогите нам, пожалуйста! Выполните задания которые приготовил Колдун и расколдуете солнце.»

На прокторе появляется изображение грустного солнца.

В: Ребята, нам нужно обязательно помочь жителям сказочного леса и расколдовать солнышко. Мы же с вами сможем выполнить все задания колдуна?

Дети: Да, сможем.

В: Тогда давайте отправляться в путь!

В: Но прежде чем приступать к выполнению заданий, давайте разомнем наши язычки чистоговорками. У меня в руках круг, в центре круга стрелочка, а по краям чистоговорки, сейчас мы с вами по очереди будем крутить стрелочку, и проговаривать, ту чистоговорку на которую она покажет. А с кого нам начать выберем с помощью считалочки.

Над горою солнце встало

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось покатилось,

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел не дремли,

По скорей его лови!

Кто поймал тот молодец,

Ведь считалочке конец!

В: Первым крутить стрелочку будет Богдан.

Жа-Жа-Жа- есть иголки у ежа.

Цы-Цы-Цы- прилетели к нам скворцы.

На-На-На- травка первая видна.

Га-Га-Га- тают белые снега.

Жа-За, Жа-За- едет жадная коза

Ло-Ло-Ло- на улице тепло.

Са-Са-Са- в лесу бегает лиса.

Оч-Оч-Оч- наступила ночь.

Аш-Аш-Аш- у Марины карандаш.

Жу-Жу-Жу- я на солнышке лежу.

В: Молодцы, язычки мы с вами размяли, теперь будем приступать к заданиям, которые приготовил злой Колдун. Задания очень трудные, поэтому нам нужно быть очень внимательными.

1 задание «Посчитай и назови правильный ответ»

В: Вот первое задание, садитесь в кружок. Перед вами на ковре лежат карточки с нарисованными предметами, вам нужно выбрать карточку и посчитать, сколько предметов на ней изображено, затем прикрепить прищепку к правильному ответу, правильно согласовывая существительное с числительным.

В: Молодцы, этим заданием вы справились. Посмотрите, на прокторе поменялась картинка, значит, задание мы выполнили правильно. Переходим к следующему заданию Колдуна.

2 задание: «Определи место звука «с» в слове»

В: Посмотрите, у нас на столах стоят  3 веселые матрешки. Большая, средняя и маленькая, нам нужно одеть матрешек в сарафаны. На каждом сарафане изображен предмет. Большую оденем в те сарафаны в названии предметов, которых нужный нам звук стоит в начале слова, среднюю – в середине, маленькую – в конце слова. Выберите себе сарафан и встаньте к тому столу по месту звука в слове, если в начале слова, то к первому столу, в середине – ко второму, в конце - к третьему столу.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Наше солнышко стало еще веселее. Следующее задание, которое для вас приготовил Колдун.

3 задание: «Живые картинки»

В: На столе лежат картинки, с двигающимся по ним предметам,  нам нужно составить предложения, с предлогами правильно располагая двигающиеся предметы, по отношению к картинкам. (Стол и мяч, забор и кот, клетка и птица, бабочка и пенек.)

В: Задание выполнили правильно.

В: Переходим к следующему заданию.

4 задание: «Составь рассказ»

В: Ребята, нам нужно составь рассказ по набору картинок. Выберите себе картинку и присаживайтесь на ковер. Теперь по цепочке будем составлять рассказ, каждый смотрит на свою картинку.[4]

А сейчас давайте отдохнем, вставайте в круг.

Физминутка «Вот как солнышко встает»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)[1]

5 задание «Записать стихотворение пиктографическим способом» «Зачем под вечер солнышко…» Н. Родивилиной

В: Ребята, у нас осталось последнее задание Колдуна, оно очень сложное, присаживайтесь за столы. У каждого из вас лежит лист бумаги на котором мы будем с вами записывать стихотворение «Зачем под вечер солнышко», но записывать мы будем не буквами , а зарисовками, потом по картинкам которые мы нарисовали сможем прочитать это стихотворение. Обозначение каждого слова, мы будем рисовать в отдельной клеточке.

Зачем, под вечер, солнышко…
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять! [2]

В: Молодцы. Стихотворение записали, теперь давайте попробуем его прочитать.

(Дети вместе с воспитателем зачитывают стихотворение по обозначениям, затем каждый самостоятельно)

На проекторе появляется изображение улыбающегося солнца, включается фонограмма пение птиц.

В: Посмотрите на экран, у нас получилось расколдовать солнце, оно улыбается, на небе летают бабочки и поют птички.

Рефлексия: На столе лежит круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Ребятам нужно проанализировать свой ответ: кто легко со всем справился, кто испытывал затруднения, кому какое задание понравилось больше).

В: Ребята, жители сказочного леса в благодарность за то, что вы выполнили правильно все задания Колдуна и помогли им расколдовать солнце передали вам сладкое угощение.

Список использованной литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. В родном краю. Сборник стихотворений авторов. Издательство «Детская литература», 1980.
  3. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 64 с.
  4. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»; Творческий центр Москва «Сфера» 2010 - «развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи «Умники и умницы»

Программное содержание: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, нахождение места звуков в слове; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, в составлении рассказа по картине и предложений из сложных предлогов; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логического мышление, развивать мышление и связную речь детей; воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: мяч для чистоговорок, картинки со слогами, эмблемы на каждого ребенка с изображением «Солнца» и «Звездочек», фишки, для задания «Определи место звука в слове», картинки с изображение разных предметов (трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки, флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок и т.д.);,слоговые домики, два мольберта, четыре корзины с овощами и фруктами, проектор, презентация, для задания «Составь предложение с предлогами»; простые карандаши; картинка «Дети идут в школу»; угощение.

Ход занятия

1. Орг. Момент. Здравствуйте ребята.
(Здравствуйте).
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. И нам сегодня нужно узнать готовы ли вы пойти в школу, какие знания вы получили в детском саду. Оценивать вас будет жюри,  педагоги, которые пришли, чтобы посмотреть на вас. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Дети: Покажем!

Воспитатель: А начнем мы наше занятие с проговаривания чистоговорок.

 Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорки.

Разминка:

 Ра-ра-ра – начинается игра,
Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша – мама моет малыша,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,
Та-та-та – у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч – наступила ночь.

Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо размялись. Сейчас давайте  разделимся на 2 команды.  У каждого из вас на футболке  есть эмблема, подойдите к столам в соответствии с рисунками на эмблеме.

1 команда:  «Звёздочки».

2 команда: «Солнышки».

Воспитатель: Давайте с помощью считалок выберем капитанов команд. (Дети выбирают капитанов).

1 задание.  Определи место звука в слове.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

1 команда:

Есть листок, есть корешок,
         А не куст и не цветок.
         Нет ни ног, нет ни рук,
        А приходит в дом, как друг.
        На колени маме ляжет,
        Обо всём тебе расскажет   (Книга)

2 команда:

        Отгадай-ка, кто имеет
      Серебристых два крыла?
      Быстро он летать умеет –
      Не догонит и стрела.
      Он летает высоко,
      Он летает далеко.
      И гудит, когда летит.
      На земле сидит – молчит.
(Cамолет)

 Воспитатель: Какой первый звук в словах «книга» и  «самолет».

Дети: В слове «книга» - [к], в слове «самолет» - [с].

 У меня в руках два конверта, на которых написано с каким звуком нужно искать слово,  капитаны команд выбирают по конверту.  Команде «Звездочки» нужно искать слова со звуком [к], команде  «Солнышки» – со звуком [с] – в начале, в середине и в конце слова, поставить фишку в нужное место. (На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки и т.д.). Молодцы, ребята!

2 задание.  «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Ребята выберите себе по одной карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Ой, да, молодцы!

3 задание.  Игра «Составь предложение с предлогами»

Воспитатель: На проекторе появляется картинка, и каждая команда должна по очереди составлять предложения с разными предлогами.

Физминутка (логоритмическая)

4 задание.  «Раздели овощи и фрукты по корзинкам»

Воспитатель: Нужно согласовать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже. Нужно говорить правильно, красиво, проговаривать все окончания. (Например: «Я беру красное яблоко  и кладу в красную корзину»).

5 задание. «Собери слово»

Воспитатель: На карточках потерялись буквы, нужно вписать в карточки их так, чтобы получились слово предмета изображенного на картинке.

6 задание.  «Составь рассказ по картине».

Воспитатель: На проекторе изображается картина «Дети идут в школу», дети по цепочке составляют рассказ по картине продолжая друг друга.

Воспитатель:  Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились! А сейчас давайте спросим у жюри, какая команда победила, и готовы ли мы идти в школу?

Жюри: Победила дружба, вы молодцы, справились со всеми заданиями, все готовы идти в школу.

 Рефлексия: На столе лежит круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Ребятам нужно проанализировать свой ответ: кто легко со всем справился, кто испытывал затруднения).

Воспитатель: В конце каждого соревнования принято получать призы. Я хочу тоже преподнести вам угощение.  Наше занятие закончилось. Думаю, что мы с вами хорошо поработали в течение года, показали все наши знания и готовы идти в школу.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по теме: «По дороге знаний готовимся к школе»

Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, частях суток, о днях недели; продолжать учить находить соседей числа, состав числа, решать задачи, определять место звука в слове; развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: видеозапись мультфильма «Чебурашка идет в школу», проектор, конверты с изображением карандаша, книги, тетради и пенала с вложенными туда заданиями; картинки с изображением: ежик, яблоко, машина, бабочка, гриб, рыбка; медали; монеты из серебряного картона, карточки с изображением различных предметов, цветные карандаши, постель, набор цифр, угощение.

Ход НОД:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Доброе утро ребята. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода за окном – ясное небо, светит солнышко. Я думаю, что у вас у всех хорошее настроение, ведь в такую чудесную погоду не может быть плохого настроения. Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и подарим соседу свою улыбку.  Посмотрите на наших гостей и подарите им свою чудесную улыбку, а теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.  Ребята присаживайтесь на стульчики, и давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Чебурашка идет в школу».

Воспитатель: Ребята, а почему Чебурашка не встретил Крокодила Гену?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, Чебурашка не ходил в школу и не умел читать и поэтому не смог прочитать телеграмму, которую ему отправил Гена.  Ребята, я знаю, что вы хотите пойти в школу, а для чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы с нами не случилось тоже, что с Чебурашкой, давайте с вами проверим,  готовы ли вы пойти в школу для получения новых знаний. Но для этого нам нужно выполнить задания, нужно проверить хорошо ли вы знаете то, что мы с вами изучали весь год. Итак, выполним задания, но где же они? Чтобы найти задание нужно отгадать загадку, слушайте:

В снежном поле, на дороге,

Мчится конь мой одноногий.

 И на много, много лет

Оставляет черный след.

Если ты его отточишь —

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? … (Карандаш). [3;127]

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали, ищите конверт с изображением карандаша.

Дети находят конверт, несут воспитателю.

Воспитатель: Посмотрим, что за задание… Нужно отвечать на вопросы полным ответом, готовы?

Какое сейчас время суток? Соседи времени суток утро? Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Какой день недели будет завтра? Назовите соседей понедельника? Пятницы? Сколько дней в неделе? Седьмой день недели? Сколько пальцев на руке? А на руках? Время года за окном? Соседи зимы, осени? В какой стране мы живем? Назовите столицу нашей страны?

Дальше здесь весёлые задачи, для того, чтобы правильно их решить нужно внимательно слушать:

На доске фигурки из картона, на них – задачки. Дети выбирают фигурку, решают задачку и выкладывают решение при помощи цифр и знаков на магнитной доске.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на мягкие модули и по очереди будем выбирать по очереди задачу.

1. Яблоко: В саду поспело 3 красных яблока и 4 зеленых яблока. Сколько всего яблок поспело в саду? (7).

2.Машина: В гараже стояло 6 машин. Утром 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже. (4)

3. Бабочка:  На полянке летало 5 красных бабочки и 3 желтых. Сколько всего бабочек летало на полянке? (8)

4. Гриб: Соня и Юля пошли в лес за грибами. Юля собрала 2 корзины грибов, а Соня на одну меньше. Сколько корзин с грибами собрала Соня. (1)

5. Рыбка: Вова и Толя были на рыбалке. Вова поймал 3 рыб, а Толя 1. Сколько всего рыб поймали ребята вместе. (4)

Воспитатель: Ребята, теперь вы можете придумать свою задачу и загадать ее товарищам.

Дети загадывают задачи желающие выходят к доске и составляют решение.

Воспитатель:  Какие вы молодцы, с первым заданием справились очень хорошо. Будем искать второе задание, чтобы его найти, нужно отгадать загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.) [3;129]

Поищем конверт с изображением книги… (Дети находят конверт, воспитатель раскрывает его.) На дереве висят листочки из картона. На обратной стороне цифра от 1 до 10. Дети «срывают» по одному листочку, садятся на ковре в круг и называют состав числа и соседей числа.

Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо справились и со вторым заданием. Отгадайте ещё одну загадку:

Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — … (Тетрадь) [3;98]

Воспитатель: Правильно отгадали, молодцы! Ищем конверт с изображением тетради. (Дети находят конверт, воспитатель раскрывает конверт, достаёт задание.)

«Определи место звука в слове». Ваша задача: Внимательно выслушать слово, определить, где находится звук «Ш» в словах – шмель, марш, машина, шуба, шайба, Маша, гребешок, порошок, лягушонок, карандаш, гуляш;                                                                                                         звук «З», в словах – змея, мозаика, зонт, замок, корзина, магазин, земляника, ваза , арбуз;

звук «Р» - рак, комар, экран, руки, радуга, роза, ракушка, ромашка, рябина, мороженое, робот, Буратино, кукуруза. А теперь придумайте свои слова с этими звуками, чтобы звук был в начале, в середине и в конце слова и загадайте товарищу.

Воспитатель:  А здесь еще одно задание, которое называется «Посчитай сколько звуков», а заодно и мы еще раз проверим, как вы умеете считать. На ковре разбросаны картинки с изображением разных предметов (дерево, снег, кофта, оса, дым, ключи, монета, карандаш и т.д.) (карточки по количеству детей), нужно взять одну карточку, посчитать сколько звуков в слове и показать соответствующую цифру. дерево, снег, кофта, оса, дым, ключи, монета, карандаш, и показать карточку с нужной цифрой. ( дети выполняют задание).

Воспитатель:  Вы очень умные детки, очень хорошо справляетесь с заданиями,  и наверно вы устали? Я предлагаю вам отдохнуть и представить себя например мартышками:

(воспитатель проводит гимнастику)

Мы веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки.

Хвостик на макушке,

Шире рот откроем,

Все гримасы строим.

Как скажу я цифру «три»-

Все с гримасами замри! [4;215]

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Отгадайте следующую загадку.

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я - … (Пенал).[3;98]

Воспитатель: Сейчас нужно сесть за столы и разукрасить медальки для товарища. На медальках нужно изобразить хорошее настроение, чтобы подарить его своему товарищу. (Дети на выбор пастелью, карандашами или восковыми мелками рисуют медальки для товарища. Фоном звучит спокойная музыка.) Дети дарят свои работы товарищам.

Рефлексия.
Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам подойти к нашему уголку рефлексии, взять прищепку со своей фотографией и поместить ее на смайлик характеризующий ваше отношение к занятию. Если вам занятие понравилось и вы не испытали никаких трудностей – веселый смайлик. Если во время занятия вы испытали трудности в заданиях и нам с вами нужно еще поропотать над чем либо – задумчивый смайлик. Если вам занятие не понравилось и вам было не интересно и скучно – грустный смайлик. Дети по очереди прикрепляют прищепки  и комментируют свой выбор.

Воспитатель: Ребята спасибо, вам, большое. Вы меня сегодня порадовали своими знаниями, своими ответами. Со всеми заданиями вы справились, думаю, что у вас никогда не получится, как у Чебурашки из мультфильма. Наше занятие мне очень понравилось, над трудностями, которые испытали некоторые, ребята мы будем работать и со всем справимся до школы. Спасибо нашим гостям. Я хочу вас поблагодарить сладким угощением. (Дети прощаются).

Список использованной литературы:

  1. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 64 с.
  2. В.А. Позина, И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада»
  3. Н.Н. Красильников «500 загадок от А до Я для детей»  Художник: Махова И. В., Федорченко Е. Н. Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2016 г.
  4. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»; Творческий центр Москва «Сфера» 2010 - «развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....