ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
материал (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………..………………………………………………………….3
- Содержание программы. Учебный (тематический) план……………...……………………6
- Содержание учебного (тематического) плана………………………………………………..7
- Инструменты оценки результатов………………………………………………………...…..9
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы………………………10
- Список литературы……………………………………………………...………………..…..12
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова» (далее Программа) предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., К. В. Шевелева. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
На занятиях широко используется занимательный материал: задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Актуальность программы
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Новизна программы.
Новизна Программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, делают образовательный процесс более легким и радостным, помогают качественно усваивать материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Отличительной особенностью Программы является выделение специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), выделяется с учетом возраста. Использование индивидуальной дозировки в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в итоговом занятии в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации образовательного процесса по Программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
Цель и задачи по реализации программы.
Цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные:
Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
Развивающие:
Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
- Содержание программы. Учебный (тематический) план
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Количество и счёт | 2 | 3 | 5 |
3 | Величина | 1 | 3 | 4 |
4 | Ориентировка в пространстве | 1 | 3 | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие геометрические представления |
| 2 | 2 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 3 | 4 |
8 | Графические работы | 1 | 3 | 4 |
9 | Конструирование и моделирование | 1 | 3 | 4 |
10 | Логические задачи | 1 | 3 | 4 |
15 | Итого | 10 | 26 | 36 |
3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 занятия)
• знакомство и математические игры.
2. Количество и счет (5 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
3. Величина (4 занятия)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
4. Ориентировка в пространстве (4 занятия)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
5. Ориентировка во времени (3 занятия)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
6. Простейшие геометрические представления (2 занятия)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
7. Геометрические фигуры (4 занятия)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
8. Графические работы (4 занятия)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
9. Конструирование и моделирование (4 занятия)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
10. Логические задачи (4 занятия)
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
4. Инструменты оценки результатов
Важным средством педагогической работы становиться создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Инструменты работы педагога: дневники наблюдений, карты мониторинга детской инициатвы, детского интереса.
Карта набдюдения должна позволять анализировать развитие ребенка не всравнении с другими членами группы, а в сопоставлении с самим собой во временной динамике. Карта содержит показатели, характеризующие обе составляющие становления самостоятельности:освоение и принятие норм, и сдругой стороны, инициатива, умение выбирать.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходима полноценная группа дошкольного учреждения.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Создание условий, обеспечивающих возможность выявления и развития способностей обучающихся: компьютер, принтер, экран, медиапроектор.
Требования к оснащению учебного процесса:
Соблюдение комплектности оснащения образовательного и воспитательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов
Название учебного раздела | Название и форма методического материала |
Все разделы | • строительный набор (кирпичики);
• кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
• кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
• игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
• конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;
• рамки-вкладыши Монтессори;
• наборы дидактический, арифметический;
• арифметическое домино;
• коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
• мозаика детская;
• коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
• набор карточек с цифрами от 0 до 20;
• счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
• счетные палочки;
• набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
• набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
• наборы игрушек;
• наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
• магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
• логические блоки Дьенеша;
• цветные счетные палочки Кюизенера;
• пособие «Домик». |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21...»
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
3.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
4.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
5. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
6.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
7.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
9.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
10.Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
12. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мудрая сова»
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………..………………………………………………………….3
- Содержание программы. Учебный (тематический) план……………...……………………6
- Содержание учебного (тематического) плана………………………………………………..7
- Инструменты оценки результатов………………………………………………………...…..9
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы………………………10
- Список литературы……………………………………………………...………………..…..12
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Мудрая сова» (далее Программа) предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., К. В. Шевелева. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
На занятиях широко используется занимательный материал: задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Актуальность программы
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Новизна программы.
Новизна Программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, делают образовательный процесс более легким и радостным, помогают качественно усваивать материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Отличительной особенностью Программы является выделение специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), выделяется с учетом возраста. Использование индивидуальной дозировки в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в итоговом занятии в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации образовательного процесса по Программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
Цель и задачи по реализации программы.
Цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные:
Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
Развивающие:
Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
- Содержание программы. Учебный (тематический) план
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Количество и счёт | 2 | 3 | 5 |
3 | Величина | 1 | 3 | 4 |
4 | Ориентировка в пространстве | 1 | 3 | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие геометрические представления |
| 2 | 2 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 3 | 4 |
8 | Графические работы | 1 | 3 | 4 |
9 | Конструирование и моделирование | 1 | 3 | 4 |
10 | Логические задачи | 1 | 3 | 4 |
15 | Итого | 10 | 26 | 36 |
3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2 занятия)
• знакомство и математические игры.
2. Количество и счет (5 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
3. Величина (4 занятия)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
4. Ориентировка в пространстве (4 занятия)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
5. Ориентировка во времени (3 занятия)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
6. Простейшие геометрические представления (2 занятия)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
7. Геометрические фигуры (4 занятия)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
8. Графические работы (4 занятия)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
9. Конструирование и моделирование (4 занятия)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
10. Логические задачи (4 занятия)
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
4. Инструменты оценки результатов
Важным средством педагогической работы становиться создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Инструменты работы педагога: дневники наблюдений, карты мониторинга детской инициатвы, детского интереса.
Карта набдюдения должна позволять анализировать развитие ребенка не всравнении с другими членами группы, а в сопоставлении с самим собой во временной динамике. Карта содержит показатели, характеризующие обе составляющие становления самостоятельности:освоение и принятие норм, и сдругой стороны, инициатива, умение выбирать.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходима полноценная группа дошкольного учреждения.
Требования к оборудованию учебного процесса:
Создание условий, обеспечивающих возможность выявления и развития способностей обучающихся: компьютер, принтер, экран, медиапроектор.
Требования к оснащению учебного процесса:
Соблюдение комплектности оснащения образовательного и воспитательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов
Название учебного раздела | Название и форма методического материала |
Все разделы | • строительный набор (кирпичики); • кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.; • кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»; • игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»; • конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»; • рамки-вкладыши Монтессори; • наборы дидактический, арифметический; • арифметическое домино; • коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.); • мозаика детская; • коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.); • набор карточек с цифрами от 0 до 20; • счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы; • счетные палочки; • набор планов по ориентации в кабинете и на улице; • набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора); • наборы игрушек; • наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур; • магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»; • логические блоки Дьенеша; • цветные счетные палочки Кюизенера; • пособие «Домик». |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21...»
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
3.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
4.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
5. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
6.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
7.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
9.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
10.Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
12. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....