Самообразование «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Самообразование воспитателя
«Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»
Воспитатель: Юламанова Я.З.
г. Пыть – Ях
2021-2022
«Развитие познавательных способностей дошкольников посредством применения исследовательских технологий Савенкова
«Я исследователь»
Актуальность темы: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В связи с этим я выбрала методику Александра Ильича Савенкова, доктора педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития. Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.
Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.
Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. Проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию. Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.
Цель: Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу о методике разработанной А.И. Савенковым;
- Познакомиться с пошаговым алгоритмом осуществления познавательно-исследовательской деятельности;
- Развитие интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- Создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
- Предполагаемый результат:
- Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности,
- познавательной активности, творчества, самостоятельности,
уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
- Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
- Этапы работы:
- Подготовительный этап.
1.1. Изучение методической литературы по теме.
2. Практический этап.
2.1. Определение целей и задач работы над темой.
2.2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
2.3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май.
2.4. Мониторинг.
2.5. Работа с детьми по плану.
Изготовление мини-лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».
Анкетирование по выявлению отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
3. Заключительный этап.
1. Диагностика уровня развития способностей детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
Форма отчетности: Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Срок реализации: 2021-2023г.
Планирование на 2021-2022 учебный год
План работы на год
Этап | Форма работы | Форма работы | Практический выход |
Подбор и изучение методической литературы | Изучение методической литературы по теме | Сентябрь - декабрь | Изучение методики А.И Савенкова, его технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта. |
Изготовление карточек с символическим изображением «методов исследования»; дидактических игр; картотек. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Январь | Карточки: (подумать самостоятельно; прочитать в книге, посмотреть по телевизору (видеофильм); понаблюдать; спросить у другого человека; посмотреть в интернете; спросить у специалиста; провести эксперимент), |
Работа с детьми | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Февраль | Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира |
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» | Февраль | Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения. | |
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Март | Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем. | |
Путешествие за секретами здоровья | Март | Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. | |
Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» | Апрель | Обобщение знаний детей о пользе воды и вреде кока – колы для здоровья человека | |
Деловая игра «Я – исследователь» | Апрель | Экспресс опрос. | |
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» | Май | Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок | |
«Безопасность в природе» | Май | Самостоятельный поиск опасностей в природе. | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты». | Ноябрь | |
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Февраль | ||
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка». | Март | ||
Фотовыставка «Юные исследователи» | Апрель | Публикации в социальных сетях | |
Работа с педагогами | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Февраль | |
Отчетная презентация по теме самообразования. | Апрель |
Список использованной литературы
1. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А.И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. Серия: - Издательство: Учебная литература. – 2010.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М: Национальный книжный центр, 2017. – 240с.
4. Методические рекомендации по подготовке к всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь». – М: Национальный книжный центр, 2016. – 48 с.
5. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-890273-1567974667.jpg)
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-175788-1629313357.jpg)
план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"
Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания, пополнять их. Самообразование - необходимое условие деяте...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-779694-1460210475.jpg)
Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/28/picture-1154277-1646057675.jpg)
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1140257-1558854015.jpg)
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-1435569-1669971973.jpg)
Презентация «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством технологии «Путешествие по «реке времени»
Представляю Вам технологию - «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовате...