Самообразование «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»
материал

Кипа (Юламанова) Язгулина Зарифовна

Самообразование воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoob.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Самообразование воспитателя

«Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) посредством применения исследовательских технологий Савенкова «Я исследователь»

Воспитатель: Юламанова Я.З.

г. Пыть – Ях

2021-2022

«Развитие познавательных способностей дошкольников посредством применения исследовательских технологий Савенкова

«Я исследователь»

Актуальность темы: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

В связи с этим я выбрала  методику Александра Ильича Савенкова, доктора педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития. Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.

Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. Проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию. Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.

Цель: Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)

Задачи: 

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу  о методике разработанной А.И. Савенковым;
  2. Познакомиться с пошаговым алгоритмом осуществления познавательно-исследовательской деятельности;
  3. Развитие интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности;
  4. Создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
  5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  6. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
  • Предполагаемый результат: 
  • Для детей:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности,

- познавательной активности, творчества, самостоятельности,

уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

  • Для педагогов:

      - повышение профессионализма по данной теме;

      - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

      - самореализация.

  • Этапы работы:
  1. Подготовительный этап.

1.1. Изучение методической литературы по теме.

2. Практический этап.

     2.1. Определение целей и задач работы над темой.

     2.2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

     2.3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май.

                2.4. Мониторинг.

     2.5. Работа с детьми по плану.

Изготовление мини-лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

 Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».

 Анкетирование по выявлению отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

3. Заключительный этап.

1. Диагностика уровня развития способностей детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

Форма отчетности: Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Срок реализации: 2021-2023г.

Планирование на 2021-2022 учебный год

План работы на год

Этап

Форма работы

Форма работы

Практический выход

Подбор и изучение методической литературы

Изучение методической литературы по теме

Сентябрь - декабрь

Изучение методики А.И Савенкова, его технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта.

Изготовление карточек с символическим изображением «методов исследования»; дидактических игр; картотек.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Январь

Карточки: (подумать самостоятельно; прочитать в книге, посмотреть по телевизору (видеофильм); понаблюдать; спросить у другого человека; посмотреть в интернете; спросить у специалиста; провести эксперимент),

Работа с детьми

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Февраль

Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира

Познавательное занятие «Льдинка и снежинка»

Февраль

Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Март

Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Путешествие за секретами здоровья

Март

Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?»

Апрель

Обобщение знаний детей о пользе воды и вреде кока – колы для здоровья человека

Деловая игра «Я – исследователь»

Апрель

Экспресс опрос.

Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено»

Май

Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок

«Безопасность в природе»

Май

Самостоятельный поиск опасностей в природе.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты».

Ноябрь

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Февраль

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».

Март

Фотовыставка «Юные исследователи»

Апрель

Публикации в социальных сетях

Работа с педагогами

Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Февраль

Отчетная презентация по теме самообразования.

Апрель

Список использованной литературы

1. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А.И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. Серия: - Издательство: Учебная литература. – 2010.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М: Национальный книжный центр, 2017. – 240с.

4. Методические рекомендации по подготовке к всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь». – М: Национальный книжный центр, 2016. – 48 с.

5. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деяте...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Презентация «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством технологии «Путешествие по «реке времени»

Представляю Вам  технологию -  «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Данную технологию  можно использовать в познавательно-исследовате...