Методическая деятельность
консультация (младшая группа)

Наталья Владимировна Коваль

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №161»

Консультация для воспитателей

«Роль дидактической игры в развитии дошкольника»

Подготовила: воспитатель

 Коваль Н. В.

2020

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра  - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра — это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения  (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом),

- настольно-печатные

- словесные игры.

Структурные компоненты  дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Воспитатель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо,  прежде всего,  иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры,

- проведение игры,

- анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Подведение итогов игры, анализ – это ответственный момент. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама.

Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно - ролевым играм.

Хотелось бы предложить несколько видов дидактических игр используемых в работе с детьми первой младшей группы детского сада:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

«Узнай фигуру»

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Найти предмет указанной формы»

Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Какого цвета предмет?»

Цель: Закрепление названий основных цветов. Учить детей выделять цвета.

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Какого цвета не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память.

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.



Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №161»

Консультация для воспитателей

 «Роль сказки в воспитании детей раннего возраста»

Выполнила: Коваль Н. В.

2020- 2021

«Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных  явлений»

В. А. Сухомлинский

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Сказка для ребенка – это своеобразный мир, полный ярких красок, чудес, приключений, историй о добро и зле, о дружбе и обо всем живом. Дети — капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а можно и сочинять, поможет  в воспитании ребенка. Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание. Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.

До двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки кроху нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных песен и ритмичных стишков-прибауток. Малыши начинают интересоваться сказкой примерно к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке. До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира.

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказки  нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера.  Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки.

В период с 2 до 3  лет хорошо идут классические детские сказки с  простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут;  бил, бил - не разбил; стоит в поле теремок – теремок; катится колобок, катится и т. п.), на которых выросло не одно поколение детей. Это  «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».  Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова  - простыми и понятными.

Главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Рассказывая сказку,  обязательно жестикулируйте, подражайте голосам животных, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями – это очень важно, ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.  Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Для возраста 2 – 3 лет лучшими сказками будут: «Курочка Ряба»; «Колобок»;  «Репка», (обр. К. Ушинского); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова), «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Знакомство детей со сказкой необходимо обставить сказочным образом. Можно предоставить детям красочную коробочку, которая будет дарить малышам сказки. Для неё желательно определить доступное для детей место в группе. Некоторое время предлагается подержать коробочку пустой, предлагая малышам периодически заглядывать в неё, есть ли там подарок или нет. Для малышей станет огромным радостным сюрпризом, когда, наконец, появится сказка.

Выбор представления сказки полностью зависит от творчества воспитателя. Это могут быть фигурки настольного театра, красивая книга и т. д. При рассматривании материала из коробочки,  можно детям предложить угадать, какая сказка пришла к ним в гости. После этого детям предлагается прослушать сказку. Можно использовать прослушивание аудиозаписи. Положительная сторона таких сказок в том, что они в художественном исполнении и с музыкой.

После этого можно рассмотреть иллюстрации, поиграть с фигурками героев сказки.

Более углублённому изучению сказки помогают следующие дидактические игры: «Доскажи сказку», «Из какой сказки?», «Назови по описанию», разрезные картинки «Герои сказок», «Собери сюжет из сказки». Во время этих игр у малышей пополнится словарный запас.

С помощью сказок развивается внутренний мир ребёнка. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Так же сказки помогают воспитанникам выстроить взаимоотношения со сверстниками, формируют правила и нормы поведения. Сказка строит «фундамент» для становления ребёнка как личности, стороны которой проявят себя во взрослой жизни.

После детальной проработки сказки можно перейти к следующему этапу - фантазированию через продуктивную деятельность. На занятиях по рисованию можно предложить малышам нарисовать дорожку для спасения колобка, на занятиях по лепке предложить слепить угощения для курочки  - зёрнышки, по сказке «Репка» - разукрасить пластилином или красками репку и т.д.

Следующим этапом является составление схем - раскадровок к сказке «Выложи сказку». Это позволяет активизировать к пересказу сказок даже тех детей, которые обычно не проявляют интерес к этому виду деятельности, способствуют к соблюдению последовательности, развивают память, мышление.

Для развития мышления целесообразно применять так же загадки про героев из сказок.

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Дело в том, что дети воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Таким образом, с помощью сказки можно решить много задач: это и знакомство с окружающим миром, природой, и изобразительное искусство и развитие речи.

Сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №161»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНЕЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»

ВЫПОЛНИЛА: КОВАЛЬ Н. В.

ВОСПИТАТЕЛЬ

2021

          Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

         Совместная деятельность взрослого и ребенка - это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в  ФГОС в виде  основной деятельности.

        Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они реализуются в форме деятельности и обладают соответствующим содержанием. Каждая предусмотренная образовательная область включает в себя развитие какого-либо вида детской деятельности и направлена на решение как общеразвивающих, так и специфических задач психолого-педагогической работы.

       Совместная деятельность взрослого и детей в аспекте ФГОС – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

К характеристикам совместной партнерской деятельности взрослого с детьми относится:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);

- свободное общение и перемещение детей;

- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).

      В соответствии с ФГОС ДО различают:

  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
  • совместная деятельность с семьёй направленная на осуществление воспитания и образования.

         Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка - дошкольника.

      Организация совместной вечерней деятельности предполагает следующие формы организации работы с воспитанниками:

  • индивидуальную (заучивание стихотворений, песен, закрепление и отработка навыков по рисованию, вырезанию лепке и т. д.),
  • подгрупповую (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры),
  • фронтальную  (развлечения, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации).

По содержанию вечерний отрезок времени включает в себя следующие виды деятельности:

  • игровая деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни,
  • продуктивная деятельность,
  • индивидуальная  работа,
  • досуговая деятельность.

       Основным видом деятельности детей во второй половине дня и в вечернее время  является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры - драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом,  и делом. Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Необходимо уделять время также играм - забавам и хороводным играм.

В вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, которые проводятся как на участке во время прогулки, так и в помещении группы.

Также в вечерние часы могут использоваться игры - упражнения в уголке физкультуры для развития двигательной активности детей.

          Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

По содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные.

Этические беседы имеют целью формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста).  Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей

природой и трудом взрослых.

Воспитатель  определяет задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру и формулирование основных вопросов. Главное, чтобы в беседе была возможность взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п. 3.2.1 абзац 3).

В вечернее время  проводятся  короткие беседы с подгруппой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.  С детьми младшей и средней групп воспитатель проводит коротенькие беседы о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. С детьми старшей группы проводятся, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

       Во всех возрастных группах организуется продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т.д.

      В вечерний отрезок времени проводится индивидуальная работа с детьми всех возрастных групп. Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные»,  имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, а также индивидуальная работа  организуется с целью активизации пассивных детей. Индивидуальная работа проводится и с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

      Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложной образовательной деятельности или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями в разных видах образовательной деятельности: по развитию речи, развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию  и т. д. Воспитатель может повторить или заучить с детьми стихи, песни, закрепить (или отработать) навыки рисования, вырезания, лепки, приклеивания и т. п.  При планировании индивидуальной работы педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ (инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и т. д.).

Индивидуальная работа может проходить в  занимательной игровой форме.

       В дошкольных учреждениях проводятся вечера досуга и развлечений. Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра. В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп. На нём старшие дети читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.

В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Все это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе. Большие по объему произведения для детей (например, книги «Что я видел» Б. Житкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова) воспитатель читает по частям на протяжении нескольких дней. Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, рассматриванием предметов и иллюстраций. 1 раз в 2 недели организуется заучивание стихотворений.

         Количество видов деятельности в вечернее время:

  • в младшем и среднем возрасте – 3-4 вида,
  • в старшем и подготовительном возрасте – 4 - 5 видов деятельности

Педагог сам определят, сколько должно быть видов деятельности опираясь на планирование дня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №161»

Мастер – класс для воспитателей

«Веселые прищепки»

Подготовила: воспитатель группы раннего возраста

                                                        Коваль Н. В.

                                     

г. Оренбург

2021 год

Игры с обыкновенными бельевыми прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальцев рук, что очень важно для развития речи ребенка. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи.

Такие игры хороши еще тем, что развивают щипковый хват,  так как при нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Ребенок, играя с прищепками, задействует большой и указательный палец, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. Очень важно заниматься последовательно: правой рукой, левой, обеими руками, переходить от простого к сложному.

Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем не только становлению речи, но и развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка. Прищепки помогают у детей развивать воображение, логическое мышление, речь, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления. С их помощью можно изучать цвета, фигуры, цифры и буквы.

Существует великое множество игр с прищепками.

Игры с прищепками делятся на  виды:

  • Обычные игры
  • Игры с шаблонами
  • Игры с признаками
  • Речевые игры

Обычные игры  - для них, кроме прищепок не нужно ничего подготавливать.

Игра «Убери жучка с одежды»

Прицепить на себя несколько цветных прищепок и предложить ребёнку снять, называя их «жучками». Весёлая игра поможет закрепить знания цветов. А также в процессе игры ребёнок научится понимать, где левая, а где правая сторона.

Игра «Украсим одежду» или «Маленький дизайнер»

Предложить ребёнку прицепить прищепки на подол платья или юбки – это бахрома; или украсить воротник, рукав, карманы. В игре закрепляется названия и элементы одежды, понятия «право», «лево», «верх», «вниз»

Обязательно все действия нужно проговаривать (если малыш мал и не может сам это сделать)

«А теперь, возьми жёлтые прищепочки и прикрепи их на кармашек», «Дай мне синюю прищепку»

Игры с шаблонами – для них нужны шаблоны (туча, солнышко, ежик, кактус и др)

Шаблоны по тематике разнообразные. А, чтобы ребёнку было интереснее, рассказываем стихотворение (можно заранее выучить с ребёнком стихотворение)

Например, 

- «Тучка по небу гуляла, все дождинки растеряла»

- «Солнышко утром рано встаёт, лучики тянет - тепло нам даёт»

- «Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы сейчас тебе поможем»

Игры  с признаками.

Игра Накорми Ёжика»

Задание: прикрепить прищепками к ёжику угощение: грибы, яблоки.

Игра «Найди рыбке свой хвостик»

Рыбки разного цвета: нужно найти каждой рыбке свой хвостик по цвету и закрепить прищепкой.

Игра «Цветные автомобили»

Автомобили  основных цветов, каждый разделён на две части. Нужно найти свою часть по цвету каждому автомобилю и прикрепить прищепкой.

Различение и называние основных цветов

Игра «Большая стирка»

Называние видов одежды, и прикрепление к верёвочке прищепками.

Игра «Кто, что ест»

На форме круга по секторам расположены картинки животных- 8 шт. На деревянных прищепках прикреплены картинки – чем питается каждое животное, например зайчик (капуста). Задание: прикрепить на свой сектор прищепку с картинкой «капусты» к изображению зайчика на основном круге.

На занятиях с детьми можно использовать речевые игры с прищепками. Они просты в организации, и, как любая  игра, повышают мотивацию ребенка к трудоемкому процессу исправления недостатков речи.

«Собери бусы» - отработка умения определять,  на каком месте стоит звук в слове и по артикуляционным характеристикам выяснять гласный это звук или согласный  звук, твердый или мягкий. Для проведения этой игры необходимы прищепки красного (гласные), синего (твердые согласные) и зеленого (мягкие согласные) цветов. И шнурок,  на который будут прикрепляться прищепки.

«Ударение» -  определение ударного слога. Для этой игры подбираются предметные картинки,  разделенные вертикально на два слога и прищепку любого "незвукового "цвета.

Ребенок должен определить ударный слог и прикрепить на него прищепку.

Так же можно использовать прищепки на занятиях по математике.

«Сосчитай предметы» - ребенок находит правильный ответ,  с помощью прищепки прикрепляя ее на карточку с правильной цифрой. Или прикрепи к картинке столько прищепок,  сколько показано цифрой.

Таким образом,  игры с прищепками можно использовать на занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми, для самостоятельной игровой деятельности детей.

Так же можно проводить  различные конкурсы и развлечения для детей.

Для воспитателей  был проведен мастер – класс по созданию игр с прищепками: игра «Покормим цыпленка» и д/и «Большой – маленький» (матрешки на прищепках).

Для проведения мастер – класса нам понадобились:

  • Цыплята, распечатанные на цветном принтере
  • Большие и маленькие матрешки, распечатанные на цветном принтере
  • Прищепки деревянные
  • Скотч широкий
  • Скотч двусторонний узкий
  • Ножницы
  • Синельная проволока (червяки для цыплят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг

Качество дошкольного образования в учреждении- это  управляемый процесс. Это результат деятельности всего педагогического коллектива. Ведущая роль в решении задач качества дошкольного образования...

Научно - методическая деятельность

Список учебно - методического обеспечения Разделы программы Методическая литература Ребёнок и окружающий мир § О. А. Соломенникова "Экологическое воспитание в д/с" § О. ...

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя.

Уважаемые коллеги!Деятельность музыкального руководителя и повышение квалификационной категории предполагает активное участие педагога в научно-методической деятельности.Предлагаю вашему вниманию крат...

Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...