Проект и самообразование
проект (средняя группа)
Проект - Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической по достижению намеченных целей.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоритических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130.92 КБ |
![]() | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Баргузинский детский сад «Соболёнок»
Познавательно-исследовательский проект
«Русская береза»
(средний дошкольный возраст 4-5 года)
Выполнила Воспитатель:
Любовникова Г.А.
С. Баргузин
2022г.
Цель проекта:
Формировать представления детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, эмоциональные восприятие образа русской
березки. Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить представления детей об образе берёзы, о значении березы в жизни человека:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания. Узнавать новое
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края
Участники проекта: дети 4- 5 лет, родители, воспитатель.
Реализация проекта: 1 год
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, кратковременный
Ожидаемый результат:
Дети: Должны иметь представление об образе берёзы, иметь представления о значении березы в жизни человека.
проявлять любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
эмоционально откликаться на средства музыкально-художественной деятельности.
Педагоги: Готовят подбор дидактических игр, иллюстраций, подбирают чтение художественной литературы, загадок, стихов,
народных примет.
Родители: Принимают активное участие в творческой деятельности проекта, приняли участие в оформлении альбома «Мамины сказки».
План проекта:
1. Просмотр иллюстраций.
2. Загадки, стихи, народные приметы.
3. Чтение сказки о берёзке.
4. Наблюдение «Рассматривание берёзы»
5. Игровое упражнение «Кто быстрее найдет берёзу»
6. Рисование «Берёза летом»
7. Лепка «Листик березы»
Проблема:
Недостаточно знаний об образе берёзы, о значении березы в жизни человека.
Актуальность темы:
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего
не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый
должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
Берёза издревле считается символом России. Фактически это единственное дерево с белой корой, поэтому в загадках, песнях про березу
очень часто упоминают этот факт. Береза — основной житель российских лесов. Ее использовали в качестве лекарственного и
косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на
организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Был произведен подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижные игры, дидактических игр, пальчиковая гимнастика «Берёзка».), были разработаны беседы, занятия.
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская:
С детьми проводились дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?»
чтение художественной литературы - пересказ сказки «Как коза избушку построила»; вместе с детьми сочинили сказку о березе,
заучили стихотворения - А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С Есенина «Береза белая»;
Так же загадывали загадки о березе.
Рассматривание репродукций картин: С детьми рассмотрели иллюстрации «Береза –русская краса»,. Была проведена беседа «Береза- символ России»
Музыкальное развитие: пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Береза белоствольная».
Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Русская береза»; лепка «Листик березы»
Физическое развитие: Кто быстрее найдет берёзку? «Беги к березе».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (сентябрь 2022г – май 2023г)
№ | Этапы и сроки | Формы работы | Методы работы |
1 | Подготовительный этап (01.09.2020 – 16.09.2022) | 1.Постановка цели и разработка содержания учебно- воспитательного процесса 2. Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности 3. Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе 4. Подбор подвижных игр, дидактических игр 5. Подбор иллюстраций, картин 6. Разработка проблемных и учебных вопросов для детей | |
2 | Основной этап Познавательно-исследовательский (19.09.2022 – 07.10.2022) | 1. Наблюдение: "Рассматривание березки": целевая прогулка по территории д/ сада 2. Чтение стихотворения Александр Прокофьев Люблю берёзку русскую 3. Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса" 4. Настольная игра «Сложи картинку» 5. Игровое упражнение. "Кто быстрее найдет березку, ель, рябинку" 6. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы. | Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. |
(10.10..2022 – 28.10.2022) | 1. Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» 2. Конспект занятия «Люблю березку русскую» 3 поговорка- Березой обогреешься, а не оденешься. 4. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» | ||
(31.10.2022 -18.11.2022 ) | 1.чтение «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке 2. Загадки (2-3) Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. Береза Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. Берёзка Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Берёза 3. Дидактическая игра «С какого дерева листок» 4. Народные приметы если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету. 5. Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги 6. Самостоятельная деятельность детей и родителей Фото-сессия «Белая берёза под моим окном» | ||
(21.11.2022.- 9.12.2022) | 1. Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла. » 2. Слушание: «Ах ты, береза» Раухвергера, «От чего так в России березки шумят», «Березовый сок». 3. Составление описательных рассказов о березе. Цель: Закреплять знания о березе, развивать связную речь детей, воспитывать бережное отношение. 4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза». 5. Самостоятельная деятельность детей и родителей Подбор иллюстраций и произведений на тему «Берёза» | Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе Цель учить внимательно слушать, определять настроение песни, сопереживать Цель учить детей составлять описательные рассказы по иллюстрациям, развивать речь, фантазию, память Цель | |
(12.12.2022 – 30.12.2022) | 1.чтение- Татьяна Герасимова Гимн березе 2.загадки- Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Береза Стоят столбы белы, На них шапки зелены. Берёза 3. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» 4.Рассказ воспитателя о березе- Значение и применение | ||
(10.01.2023 – 03.02.2023) | 1. Самостоятельная деятельность детей и родителей Придумывание сказки о березе 2. Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева 3. Виктор Боков Не руби березы! - чтение 4.разучивание игры - «Плетень» | ||
(06.02.2023 – 24.03.2023) | 1. Пальчиковая гимнастика "Деревья" 2. Беседы на тему «Береза-символ России». «Целебные свойства березы». Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей. 3. Исследование бересты под лупой 4. Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» 5.Оформление альбома - сказки о березе (мамины сказки) | Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей | |
(27.02.2023 – 17.03.2023) | 1.занятие- Обрывная аппликация, наша Русская Березка» 2. Чтение сказок о березе: Автор сказок: Ирис Ревю 3. Русская народная игра «Ручеёк» 4. Рассматривание картин русских художников И. Э. Гребаль «Февральская лазурь», И. И. Шишкина «Березовая роща», И. И. Левитана «Березовая роща». | Цель: показать детям красоту русской природы. | |
(20.03.2023 – 07.04.2023) | 1. Рисование «Белая береза под моим окном…» 2. Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса" 3. Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», « 4. Подвижные игры: «Беги к березе» | ||
(10.04.2023 – 28.04.2023) | 1. Разучивание народной приметы- если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя 2. Игра м/п «Хорошо -плохо». 3. Просмотр презентации «Люблю березку русскую». 4.Д/игры- Найди дерево по описанию», «Четвертый лишний» | Цель: закрепить знания детей о значимости березы; выделять хорошие и плохие стороны дерева Цель: продолжать формировать знания о березе, как символе страны, расширять кругозор детей. | |
(01.05.2023 – 19.05.2023) | 1.чтение сказки- Березка 2. Викторина про берёзу (с ответами | Цель выявить знания детей полученные в ходе реализации проекта | |
(22.05.2023 – 31.05.2023) | Сценарий праздника «Праздник русской березки» | Цель: продолжать приобщать детей к ценностям народной культуры; создать радостное настроение; воспитывать бережное, заботливое отношение к березе |
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Развлечение «Праздник русской березки»
Используемые технологии, методы:
Игровые, метод проектов.
Форма представления: Презентация проекта «Русская берёза»
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом воспитанники рассматривали березу , узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Список литературы:
- Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы занятий).
- Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез», – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006– М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,062006
- Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144 с., ил. – (Детский сад: день за днем)
- Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. Кристалл Санкт-Петербург 1997
- Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Предварительный просмотр:
МБОУ Баргузинский детский сад «Соболёнок»
Тема:
«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Выполнила: Воспитатель
Любовникова Г.А.
С.Баргузин
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность темы:
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и традициям наших предков. Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни нарда. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется
собственное мировоззрение.
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков. Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность - русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.
Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.
Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно - исторических традициях русского народа.
Задачи:
1.Приобщение детей к русской народной культуре.
2.Пользование ИКТ для более наглядной демонстрации фольклорных жанров.
3.познакомить с календарно-обрядовыми праздниками, расширять полученные ранее знания
4. Знакомить с жанрами фольклорного творчества.
5. Формировать представления о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии
6.Повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия народа.
7.Формировать основы духовности личности на основе народной культуры.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления работы | Сроки |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Знакомство и анализ документации. | 01.09.2022-16.09.2022 |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | 19.09.2022-23.09.2022 |
Изучение теории по теме: «Устное народное творчество» Беседа с детьми «О русском народном творчестве» | 26.09.2022-30.09.2022 |
Подбор литературы по теме самообразования Интернет-ресурсы, личная библиотека | 03.10.2022 – 07.10.2022 |
Разработка сценария «Осенняя ярмарка» Подбор материала, интернет - ресурсы, личная библиотека | 10.10.2022 – 28.10.2022 |
Разработка картотеки «Дидактические народные игры» | 31.10.2022-11.11.2022 |
Публикация материала «Осенняя ярмарка» на сайте. Обмен опытом через интернет - ресурсы | 14.11.2022 – 25.11.2022 |
Работа над созданием картотеки «Хороводные народные игры» Интернет-ресурсы | 28.11.2022 – 09.12.2022 |
Работа над созданием картотеки «Колядки, щедровки» Подбор материала по теме, Интернет-ресурсы | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
Разучивание с детьми календарной поэзии «Колядок» Картотека знакомство с календарной поэзией | 19.12. 2022 – 30.12. 2022 |
Колядки с детьми на Старый новый год. Подбор материала. | 02.01.2023- 13. 01.2023 |
Проведение ряда мероприятий с детьми по данной теме «Фольклорные посиделки. Крещенский вечерок» Интернет-ресурсы, личная библиотека | 16.01.2023- 20.01.2023 |
Работа над созданием презентации «Русская народная сказка» Интернет-ресурсы | 23 01.2022 – 31.01.2023 |
Работа над созданием пиктограмм Личная библиотека |
|
Разработка развлечения для детей «Масленица» Подбор материала | 13.02.2023 – 28.02.2023 |
Работа над сценарием для детей «Сороки» Изучение литературы, подбор материала. | 01.02.2023 – 24 .03. 2023 |
Работа над созданием картотеки «Подвижные народные игры» Интернет-ресурсы | 03.04.2023 – 15.04.2023 |
Работа над созданием презентации «Богатыри и витязи Русской земли» | 17.04.2023 – 28.04.2023 |
Работа над созданием методического материала «Заклички», «Приговорки» Подбор методической литературы, интернет - ресурсы, личная библиотека. | 01.05.2023 – 20. 05. 2023 |
Работа над созданием методического материала «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы» Подбор методической литературы, интернет -ресурсы, личная библиотека. | 22.05.2023 – 27.05.2023 |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | 29.05.2023 – 01. 09. 2023 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-464398-1413815019.jpg)
Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/29/picture-305901-1695988176.png)
Проект по самообразованию «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Проект по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689500-1444983671.jpg)
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772696-1458834187.jpg)
Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-350867-1472133983.jpg)
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-756029-1455632185.jpg)
проект по самообразованию ПДД
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...