Использование квест-игр для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Toropchina Evgeniya
Использование квест-игр для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Торопчина Евгения Сергеевна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 9»

Использование квест-игр для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

    Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

     Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

     Согласно концепции о «ведущей деятельности», которая в определенный период развития личности преобразует другие виды деятельности и перестраивает психические процессы, важной для ребенка дошкольного возраста является игра. Для дошкольников игра является зоной ближайшего развития, так как является на данном этапе основным источником для получения знаний. Таким образом, обучение и коррекцию целесообразно проводить в игровой форме, опосредованно подводя ребенка к методическим целям и задачам обучения, воспитания и развития дошкольника.

    Традиционно для формирования и коррекции представлений ребенка об окружающем пространстве используются различные дидактические игры, которые условно можно разделить на три основных вида: игры с предметами, словесные и настольно-печатные игры. Использование дидактических игр для коррекции онтогенетически более ранних пространственных категорий, словаря (части тела, название геометрических фигур, предлогов и наречий с пространственным значением и др.), формирования понимания и использования в речи логико-грамматических структур является целесообразным средством. Тем не менее в современной образовательной парадигме разрабатываются инновационные способы коррекционного воздействия для решения широкого профиля задач специалистов.

   Одним из инновационных игровых форматов, позволяющих заинтересовать ребенка, мотивировать его на коммуникацию и получение новых знаний является использование квест-игр. Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков») — целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой, и поэтому данный вид деятельности предполагает нахождение различных подсказок и их использование для достижения цели.  Другими словами, квест — это специально организованный вид исследовательской деятельности, который отличается от учебной проблемы наличием единого сюжета, основанного на поиске (предметов, подсказок, заданий, людей). Как формат проведения занятий по формированию и коррекции пространственных представлений квест-игра имеет ряд преимуществ. Во-первых, базируясь на дидактических играх, позволяет комбинировать их не нарушая сюжетной целостности. Например, квест направленный на различение основных пространные представлений и ориентировку в схеме тела может состоять из следующих игр (Сюжет — поиск спрятанных сокровищ): «100 папуасов» (ориентировка в сторонности (лево-право), вербализация схемы тела) — дети садятся полукругом перед ведущим и повторяют за ним речевку «В зеленых джунглях 100 папуасов…», показывая называемую часть тела (правая нога, правая рука, левая нога, левая рука и др.); «Корабль-призрак» (определение направления движения от себя по словесной инструкции) — Педагог предлагает детям «построить корабль», расставив стулья в соответствии с его инструкцией; «Секретное послание» (развить способность распознавать тактильные ощущения) — дети рисуют на спине друг у друга геометрические фигуры (или буквы), которые им показывает педагог. «Получив послание», ребенок должен его озвучить. «Фоторобот» (определение направления движения от себя) — Педагог предлагает по словесной инструкции расположить на схеме лица «пиратские метки» (мушка под правым глазом, шрам с левой стороны между уголком губы и подбородком). Преимуществом является то, что дети находятся в рамках единого сюжета, целенаправленно решают поставленные задачи для перехода точкам маршрута и достижения финальной цели, работают в составе единой группы и вынуждены взаимодействовать друг с другом. Во-вторых, квест предполагает активное взаимодействие с пространством. Участники переходят от станции к станции, выполняют задания в разных условиях (динамические, письменные, устные). В-третьих, деятельность, направленная на решение задач, приводящих к вознаграждению, вызывает у участников сильный эмоциональный отклик и вовлеченность. Таким образом, с помощью квест-игр можно достичь различных образовательных целей: разнообразить игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей, активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, улучшить навыки коммуникации и группового взаимодействия. Формат проведения квест-игры идеально подходит для отработки пространственных представления, также его можно адаптировать под любую тематику основных коррекционно-обучающих занятий.

 Литература:

 Калугина Ю. В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 3496–3500.

Моргачева Е. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. СПб.: «Детство-пресс», 2009. — 212 с.

 Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Буклет "Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста" содержит информацию об актуальности проблемы нарушений письма и чтения, как следствия недостаточного уровня разви...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....