"Хлеб- всему голова"
проект (старшая группа)

Торовец Елена Анатольевна

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, недоедают, крошат, играют, выбрасывают недоеденные куски). Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_hleb.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга.

Проект на тему: «Хлеб – всему голова» для детей 7 старшей группы.

                                                                                                                                                                                                                                Срок реализации: краткосрочный 2 недели.  Возраст детей: 5 – 6 лет.                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                                                           

                                                                                                                       Авторы проекта: Торовец Е.А.

                                                                                                                                                 

 

Участники проекта: Воспитатели старшей группы

                                       Дети старшей группы;

 Актуальность темы: Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, недоедают, крошат, играют, выбрасывают недоеденные куски). Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.  

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи: 

Образовательные:

- расширить знания у детей об истории хлеба, значении хлеба в жизни человека;

- расширить представления о многообразии хлебных продуктов;

- знакомство с русскими народными традициями.

Развивающие:

 - показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

- развитие и стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- выявить, какую пользу имеет хлеб для человека - развитие умственных способностей и речи.

 Воспитательные:

 - воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через знакомство с произведениями литературы и искусства;

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формы работы: индивидуальные; групповые.

Методы: Объяснительно-иллюстративные; продуктивные, репродуктивные

Тип проекта: Познавательно – информационный, игровой.

Интегрированный информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности с воспитанниками старшей группы Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели.

Сроки реализации: с 20.09.2020-1.10.2020.

Планируемый результат:

- сформировать у детей представления о ценности хлеба;

- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

-воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

-воспитывать бережное отношения к хлебу.

Формы и методы работы:

Познавательное развитие

НОД:

Речевое развитие: ”Хлеб - всему голова” ,”Стихи, пословицы о хлебе”.

Беседа-опрос по теме “Как в семье относятся к хлебу”, “Откуда хлеб пришёл”, “Как выращивают хлеб”, “О профессиях хлебороба, пекаря”, “О культурном поведении за столом и бережном отношении к хлебу”. Рассматривание альбомов “Злаки”, “Хлеб и хлебобулочные изделия”, фотографии.

Чтение и обсуждение: чтение рассказа Пришвина М. “Колосок”, “Лисичкин хлеб”. И. Токмакова “Что такое хлеб”, Б. Вовк “Мякиш”. Стихотворения: “Ломоть хлеба”, “Зёрнышко пшеницы” В. Орлов.

Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделий. Загадки, пословицы, поговорки.

ФЦКМ – природное окружение “Профессии в хлебо – пекарной промышленности”.

Художественно – эстетическое развитие:

“Колосок”, “Бублики, баранки”- лепка, рисование, аппликация.

“Хлебоуборочные машины” рисования, аппликации.

Дидактические игры:

“Что из чего?”, “Кто больше назовёт”, “Узнай на вкус”, “Какой хлеб?”, “Что сначала, что потом”.

Сюжетная игра:

“Хлебный магазин”, "Угостим кукол чаем”

Игра малой подвижности:

”Где, мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!”, “Из муки – не из муки”.

Хороводная игра “Каравай”, “Белый хлеб”.

Пальчиковая гимнастика “Хлеб”, “Пирог”, “Хлебные изделия”, “Месим тесто”

Слушание и пение песен “Ладушки, ладушки”, “Я пеку, пеку, пеку”.

В течении проекта мы детей знакомили с хлебобулочными изделиями. Разучивали игры, стихи на данную тематику.

Цель проекта достигнута. Проведенный игровой досуг в конце проекта по теме показал, что дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека, узнали откуда берётся и как производится хлеб. У них появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Всё это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты. Ребята сделали вывод, о том, что пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.

Дидактические игры:

«Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон, булочка и т.д.)

«Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий)

«Кто назовёт больше блюд?» (из муки)

«Из чего сварили кашу? (Знать виды круп)

«Цена хлеба»

- Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.

Игра «Расставь правильно».

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание.

Упражнение «Все по полочкам»

Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Малоподвижная игра «Назови ласково». (речь)

Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.

Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

Калач - … (калачик);

Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

Бублик - …(бубличек);

Дидактическая игра «Раз, два, три-сказка выходи»

Умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.

Игра «Золушка» (мелкая моторика)

Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек

Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом».

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Игра «Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»

Выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Из чего сварили кашу?

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую — (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

Загадки

1.Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)

2.Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят. (Пирог)

3.Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

4.Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

5.Маленькое, сдобное

Колесо съедобное. (Бублик)

6.Сидит на ложке

Свесив ножки? (Лапша)

7.Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)

8.Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Игра «Слушай внимательно»

Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Поиск соответствующего понятия

Где хлеб купили? — ... (В, магазине.)

А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)

Из чего? — ... (Из муки.)

Из чего мука? — ... (Из зерна.)

Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)

«Пекарь»

Все встают в круг (это пирог или торт, или ватрушка) Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т.д.) Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.

Словесная игра «Хлебник-калачник»

В старину пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? А как вы думаете, что выпекали пирожники? И т.д.

В конце проекта провели досуг “Хлеб – всему голова” (это заключительный досуг, выявление знаний о хлебе).

Задачи:

- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом

- Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, пекарь, сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона).

- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, изменять слово, называя его с числительным, выделять первый звук в слове.

- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим

- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

- Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх.

- Развивать связную речь детей.

Материалы и оборудование: Иллюстрации хлебобулочных изделий, коллективная работа «хлеб – всему голова», костюмы продавцов, хлебобулочные изделия (бублики, баранки, батон хлеба, пряники), колосья пшеницы, ржи, овса.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».

Посмотрите кто нас встречает в магазине: продавцы в шапочках и фартуках:

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Посмотрите, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т. д.)

Как много хлебобулочных изделий в магазине.

1. Игра «Назови ласково»

Булка- булочка

Колос – колосок

Зерно – зёрнышко

Хлеб- хлебушек

Сухарь – сухарик

Пряник – пряничек

В наш магазин привезли много баранок, давайте поможем из посчитать:

2. Игра «Сосчитай баранки»

1 баранка, 2 баранки, 3 баранки, 4 баранки, 5 баранок.

В магазине очень важно правильно записывать название товара, помогите правильно назвать первый звук в названиях изделиях на картинках.

3. Игра «Назови первый звук в слове»

Батон, хлеб, каравай, лаваш, сухарь, ватрушка.

Ребята, теперь вы знаете, как много продуктов в нашем магазине

4. Игра «Чего много?»

Много баранок, ватрушек, бубликов, булочек, сухарей, пряников, печенья, кренделей, пирожков.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Ребята, а знаете ли вы как хлеб пришел к нам на стол?

Люди сеют зерно.

5. Психогимнастика:

Представьте, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю (сидя на корточках, сжаться в комочек, голову положить на колени и закрыть ее руками, лежит зернышко в земле – темно, сыро и мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло (медленно разворачиваемся, встаем на колени_ и показался первый росток (руки вместе поднимаем вверх). Пробил росточек землю и стали раскрываться листочки (руки вверх, запястья вместе, ладоши в стороны). Качается на ветру…. растет стебелек (вытягивается тело). Прошло время, окреп стебелек и появился колос (руки в стороны). На ветру колоски колышутся (дети колышутся). Под теплым солнцем вырастают колосья и набираются силы, созревает зерно.

Воспитатель: И как все же пришел хлеб на наш стол. Ведь не сразу стали зерна стали хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно трудились на земле. Перед вами иллюстрации, с помощью которых мы проследим весь путь хлеба от зернышка до стола.

Игра «Расставь правильно»

С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)

Воспитатель: Хлеб на Руси пользовался почетом и уважением, гостей всегда встречали хлебом и солью, складывали песни, стихи, пословицы и поговорки.

Назови пословицы про хлеб

Нет хлеба, так нет и обеда.

Хлеб - всему голова.

Без печки – холодно, без хлеба – голодно.

Хлеб – батюшка, земля – матушка.

Хочешь, есть пироги не сиди на печи.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Много снега – много хлеба.

В хлебе вся сила!

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Труд человека кормит, а лень портит.

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":

Назови ласково хлеб (хлебушек).

Крошки хлеба какие? (хлебные).

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

Посуда для хлеба (хлебница).

Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

Кто печет хлеб? (хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....