Самообразование на тему "Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (старшая группа)

Сулынина Елена Александровна

План самообразования на тему "Сюжетно-ролевая игра" для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25._algoritm_plana_po_samoobrazovaniyu.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ

607684, Нижегородская обл., Кстовский р-он, п.Ждановский,   ул. Майская д.4, e-mail: ds38cem@yandex.ru

_____________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА по самообразованию

воспитателя старшей группы

ТЕМА: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников».

                                                                                                                                                                       

                                                                            Воспитатель 1 категории                                                          

                                                                           Сулынина Елена Александровна

2022-2023 гг.

ТЕМА: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников».

Актуальность темы: Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

   Сюжетно-ролевая игра — это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательного характера игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.

    Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры. В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.

Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п.

Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.  

Задачи:

  •  Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  •  Освоить современные технологии и методы организации игры.
  •  Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Расширить знания о труде взрослых. Развитие связной речи, обогащение словаря.

Этапы реализации проекта:

 Этапы проведения

                  Работа по теме

          Результат

I этап (сентябрь)

 1.Изучение методической литературы:

  •      а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.
  •     б) Комплексное тематическое планирование.
  • Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание», «Обруч»
  •    2. Мониторинг детей.

1. Программа «От рождения до школы под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

  Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

II этап (октябрь-ноябрь)

1.Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми на тему:

«Семья», «Образование», «Здоровье», «Торговля», «Производство», «Мир красоты», «Строительство», «Общественные места», «Путешествия», «Транспорт», «Военная тематика», «Спорт».

2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

1. Центры сюжетно-ролевых игр.

2. Картотека сюжетно-ролевых игр.

III этап (в течении года)

 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

 

 

IV этап (январь-февраль)

 1.Анкетирование родителей

 2.Консультации «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»

 3. Составление консультационного материала для родителей:

- “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей”
- “Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”
- “Современные дети, современные игры”

- Рекомендации для родителей

 

 1.Анкеты.

 2.Конспект образовательной деятельности.

 3.Папка передвижка.

 

  V этап (май)

1. Контрольный мониторинг детей.

2. Изготовление фотовыставка по сюжетно-ролевым играм.

 1.  Аналитические справки по мониторингу.

2. Фотовыставка.

Структура и содержание плана самообразования:

Работа с педагогами:

 - Анализ создание предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм в группе

- Мероприятия (консультации, мастер – классы)

Работа с детьми:

- Диагностика (Составление картотеки диагностических методик, наблюдение за детьми)

- непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения, беседы, викторины, выставки детских работ и т.д.

- проекты                   

Работа с родителями:

 - анкетирование

- консультации, беседы

- мероприятия (день открытых дверей, совместные праздники и развлечения,)

- проекты

- информационные стенды (папки – передвижки)

-родительское собрание с отчётом о проделанной работе за учебный год

Самореализация:

 - Изучение методической литературы

- написание плана самообразования

- Размещение дидактического материала на сайте

- Написание отчёта о проделанной работе - Выступление на педагогическом совете

Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.

Дата проведения

Тема

Задачи

Октябрь

Семья

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Детский сад

расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

 Школа

Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Библиотека

отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Ноябрь

Скорая помощь

вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Поликлиника

Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Больница

вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Ветеринарная лечебница

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Декабрь

Аптека

вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Магазин

вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Швейное ателье

расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Фотоателье

расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Январь

Парикмахерская

расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу

Салон красоты

расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Стройка

формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Строим дом

познакомить детей со строительными профессиями. Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Расширить знания детей об особенностях труда строителей. Расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Февраль

Зоопарк

расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Цирк

закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Кафе

учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Космонавты

расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Март

Кругосветное путешествие

расширять кругозор детей. Закреплять знания о частях света разных стран. Воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения. Расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

На дорогах города

закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Правила движения

продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

На станции технического обслуживания автомобилей

расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Апрель

Пограничники

продолжать знакомить детей с военными профессиями. Уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба. Воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира. Расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Мы – военные разведчики

развить тематику военизированных игр. Учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными. Воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Мы – спортсмены

дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Май

Сюжетно-ролевые игры на усмотрение детей

Умения занять себя самостоятельно, найдя занятие по интересу. Самосторятельно распределять роли между собой.

Литература:

  • 1. Анциферова, А.А., Воспитание детей в старшей группе детского сада./А.А. Анциферова - М.: Педагогика, 1987
  • 2. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60
  • 3. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре./А.К. Бондаренко - М.: Знание, 1984
  • 4. Власов, П.Т. Дошкольное воспитание./ П.Т.Власов - М.: Просвещение, 2001
  • 5. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание.-№ 4.-2005.- с.14-23
  • 6. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: Владос, 2002
  • 7. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание.- № 4.-2005.-с.124-125
  • 8. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
  • 9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
  • 10. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
  • 11. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  • 12. Менджрицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/Д.В. Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1982.
  • 13. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с. 119-123
  • 14. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А./Н.Я.Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990
  • 15. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание.- №4.- 1989.- с.38-45
  • 16. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
  • 17. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования/ Р.С.Немов. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
  • 18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, - 2000, - 712 с.
  • 19. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37
  • 20. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно/А.С.Спиваковская. - М.: Карапуз, 1981
  • 21. Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . - М.: ЦГЛ, 2004
  • 22. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация отчёта плана по самообразованию на тему: "Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте"

В данной презентации представлен материал, над которым я работала в течение 2012- 2013 учебного года . Это занимательные математические игры. К ним относятся " Блоки Дьенеша", "Выращивание дерева", "С...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают  в разных видах деятельности, находят отражение в иг...