Ранняя профориентация дошкольников (из опыта работы)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лопухова Юлия Александровна

В статье представлен опыт воспитателей детского сада №83 г. Комсомольска-на-Амуре по формированию у дошкольников базовых знаний о профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация дошкольников (из опыта работы)

Детский сад является первой и важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, способствует ранней профориентации.

Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, которые помогают выявить личностные особенности, интересы и способности каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

В нашем детском саду мы уделяем много внимания формированию у дошкольников базовых знаний о профессиях. Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учителя-логопеды, психолог, инструктор по физкультуре и плаванию.

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ мы используем тематические сюжетно-ролевые игры, клубные часы, мастер-классы, экскурсии, посещения выставок, наблюдения и беседы (в соответствии с тематикой перспективных планов и праздниками в нашей стране). Они помогают активному взаимодействию педагогов и дошкольников, а также детей между собой.

В рамках реализации образовательных проектов за несколько лет в детском саду были организованы крупные мероприятия, посвященные профориентации дошкольников:

  • Клубный час «Мастерград»

(мероприятия клубного часа были проведены в течение 2 дней из-за большого интереса к ним родителей и детей)

В нем участвовали родители, воспитатели, сотрудники детского сада, дети разного возраста. Активными участниками стали воспитанники старшего дошкольного возраста.

Целью данного мероприятия было не только формирование у детей  позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, но и решение следующих задач:

  1. Обучение :

способам взаимодействия со сверстниками;

ориентированию в пространстве детского сада;

проявлению инициативы в заботе об окружающих;

умению вежливо выражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу.

  1. Обогащение содержания сюжетно-ролевых игр.

Клубный час проводился в помещениях старших и подготовительных групп.

Проведение клубного часа «Мастерград» предполагало поочередное посещение детьми группой (10-12 человек) в сопровождении взрослого нескольких профориентационных зон.

Заранее была составлена программа, продумано расположение профориентационных зон и маршрут каждой группы детей, чтобы избежать их пересечения друг с другом.

Каждая зона, которую представлял воспитатель или родитель, имела название в соответствии со своим профориентационным направлением и игровые задания для дошкольников:

  • Мультимедийный вернисаж: «Все профессии важны»;
  • «Мы-спасатели» (сюжетно-ролевая игра);
  • «Все профессии важны «Учительница первая моя»;
  • «Театральное закулисье»: мастер-класс «Театральная маска», нанесение театрального грима;
  • «Кабинет лечебной физкультуры» (сюжетно-ролевая игра);
  • «Ярмарка рабочих мест».

Первая профориентационная зона: мультимедийный вернисаж «Все профессии важны» - профессия космонавта.

Здесь воспитанникам средних и старших групп удалось «побывать» в центре подготовки космонавтов, послушать подробные сообщения о профессии космонавта, подготовленные детьми старшей группы, а также получить в подарок, изготовленные из бросового материала, атрибуты и инструменты профессиональной деятельности космонавтов. Все это позволило детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности космонавта.

Две следующие профессиональные зоны были основаны на организации и проведении сюжетно-ролевых игр «Мы-спасатели», «Кабинет лечебной физкультуры» (дети подготовительной компенсирующей группы знакомили с профессиями спасателей, а ребята старшей группы – с медицинскими профессиями).

Сюжетно-ролевая игра «Кабинет лечебной физкультуры»

Следующая творческая профессиональная зона – «Театральное закулисье»: мастер-класс «Театральная маска», нанесение театрального грима. Здесь свои творческие способности и практические навыки показали воспитанники подготовительной группы, посещающие в течение 3 лет кружок «Затейники» – детский театр и хорошо освоившие практически все театральные профессии.

Все дошкольники, посетившие мастер-класс по нанесению театрального грима пополнили свои знания о труде людей, участвующих в подготовке театральных спектаклей.

Мастер-класс «Театральная маска»

Для детей подготовительных групп совместно с учителем начальных классов МОУ СОШ №37 Валевич Мариной Владимировной была организована профориентационная зона по теме : «Все профессии важны «Учительница первая моя» - знакомство с профессией учителя.

Здесь воспитанники не только познакомились с секретами профессии учителя, но и побывали в роли учителей и провели короткие уроки по математике и чтению для своих сверстников.

И последней профориентационной зоной клубного часа стала «Ярмарка рабочих мест», организованная воспитанниками подготовительной группы (знакомство с профессиями ветеринар, фотограф, психолог, птичница, торговый представитель)

Здесь каждый «работодатель» подробно рассказал об общественной значимости труда той или иной профессии, подробно описал цель, мотив и предмет труда, а также инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

  • Выставка и презентация поделок «Дома бывают разные»

Это мероприятие было посвящено изучению строительства домов в разных частях света и знакомило ребят со строительными профессиями, а также строительными материалами и устройством домов у людей разных национальностей.

  • Открытие и презентация музея книги

В течение определенного времени в нашем саду был организован музей книги, где ребята подготовительной группы знакомили сверстников с процессом создания книги и профессиями, связанными с ним: писатель, иллюстратор, наборщик, редактор, переплетчик, печатник.

Презентация музея книги

  • Экскурсия в библиотеку МОУ СОШ №37

Знакомила ребят с профессией «библиотекарь», устройством и работой библиотеки, профессиональными инструментами.

  • Показ спектакля «Колобок на новый лад»

Подготовка и премьера спектакля познакомили ребят подготовительной группы с такими профессиями, как: актер, режиссер, костюмер, гример, суфлер, художник. После спектакля была организована мини-презентация, где актеры рассказали своим сверстникам из других групп о профессиях театрального закулисья.

Хорошо организованная работа по ранней профориентации в ДОУ позволила нашим ребятам принять участие в чемпионате Беби-Абилимпикс.

Подготовка велась по трем направлениям: флористика, робототехника, медицинское дело.

Ребята первой подгруппы знакомились с профессией флорист: изучали разновидности цветов, материалов и профессиональных инструментов, в саду делали поделки из природного материала, составляли букеты, присутствовали на мастер-классе в салоне флористики.

Ребята второй подгруппы знакомились с профессией инженер- робототехник: посетили детский центр «Кванториум», где увидели все разнообразие движущейся техники, узнали о направлениях робототехники; побывали на мастер-классе у ребят, которые готовились к конкурсу, в Лего-центре; проектировали модели в саду из специального конструктора по схемам; научились с помощью программы на компьютере делать движущиеся модели; вместе с воспитателями и логопедами учились составлять рассказ о своем изобретении.

Ребята третьей подгруппы изучали медицинское дело и знакомились с профессией медсестра: посетили мастер-класс у настоящего специалиста, учились правильно накладывать повязки, запоминали названия инструментов, вместе с родителями участвовали в викторине «Первая помощь», где соревновались в умении оказывать первую помощь, закрепляли знания о профессиях с помощью дидактических игр и составления рассказов о них.

Молодые инженеры. МДОУ д/м №83 г.Комсомольск-на-Амуре

Наши участники чемпионата Беби-Абилимпикс 2022.

МДОУ д/с №83 г.Комсомольск-на-Амуре

Таким образом, работа по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении ведется в системе. И, возможно, это позволило нашим ребятам не только принять участие в чемпионате Беби-Абилимпикс 2022, но и занять призовое место.

Мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. По возможности организуем «Встречи с интересными людьми», новые клубные часы и мастер-классы, где будем знакомить ребят с профессиями, востребованными на территории РФ, а также нашего города и края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)

Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...

Выступление из опыта работы «Ранняя профориентация дошкольников»

Если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми....

Обобщение опыта работы «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС».

Опыт работы по трудовому  воспитанию и ранней профориентации  дошкольников....

Проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.Из опыта работы.

laquo;Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - этому мы учим детей с самых ранних лет. Не потому, что эта пословица часть народного фольклора, а потому, что без труда невозможен прогресс...

Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»

Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...

Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»

Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...

Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)

Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...