Семинар. Дети группы риска
презентация

Юсупова Лариса Викторовна

Детей группы риска или  «трудных  детей» характеризует наличие у них отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерны  проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._deti_gruppy_riska.pptx396.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов Тема: «Способы взаимодействия с детьми группы риска» МАДОУ «Детский сад №75 Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна 2 019 г.

Слайд 2

Детей группы риска или «трудных детей» характеризует наличие у них отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерны проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева. В данном случае рассмотрим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». - гиперактивные - агрессивные Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в саду и дома.

Слайд 3

Портрет гиперактивного ребенка (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство.

Слайд 4

Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Слайд 5

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ - Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. - Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между взрослыми и детьми. - Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. - Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним ребенком. -Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности . -Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. (переключить на другой вид деятельности).

Слайд 6

Правила работы с гиперактивными детьми: Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Посадить ребенка во время мероприятий рядом с собой. Использовать тактильный контакт. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать четкие, короткие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребенку возможность выбора. Оставаться спокойным.

Слайд 7

Взаимодействие с гиперактивным ребенком Действия педагогов обращайтесь к ребенку спокойным голосом; объясняйте запреты; ограничьте общение с шумными, беспокойными детьми; давайте ребенку только одно задание на определенное время, чтобы он мог его завершить; хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужил; защищайте ребенка от переутомления, так как он ведет к снижению самоконтроля; -отвлекайте ребенка от капризов (предложите другую деятельность, игру, задайте неожиданный вопрос, пошутите); -автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

Слайд 8

Не запрещайте ребенку в категоричной форме. (переключить на другой вид деятельности). Запретили одно, а взамен предложите другое. не приказывайте. (Сейчас нужно сделать, или мы будем выполнять и т.д.). не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит). Конкретные действия педагогов в работе с гиперактивными детьми Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» (« Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Откажитесь от частицы «не» в разговоре с ребенком. Говорите конкретные просьбы. Вместо: «опять вы устроили беспорядок» используйте фразу «сегодня мы играем в «Дежурного», я тебе повяжу красный платок на руку и будет твоя очередь прибираться в группе».

Слайд 9

Если ребенок начинает бросаться игрушками, используйте ответ: "У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик (или подушку)". Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, стараясь не раздражаться. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Будьте последовательны. Если запретили (или наказали) по какой-либо причине что-то делать, то и не меняйте своего решения. В течение дня таким детям необходимо устраивать физминутки в группе (от 2 до 5 раз за день). Это даст возможность ребенку расходовать избыточную энергию.

Слайд 10

Игры, направленные на снятие напряжения и сброса энергии у гиперактивных детей «Тише мыши» Правила: Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы. «Тигр на охоте» Правила: предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться.

Слайд 11

Портрет агрессивного ребенка Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба. 5 видов агрессии: Физическая (физические действия против кого-либо); Вербальная (угрозы, крики, ругань); Косвенная: направленная ( злобные шутки);ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.); Раздражение (вспыльчивость, грубость); Негативизм. Как выявить агрессивного ребенка Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых. Причины детской агрессивности Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

Слайд 12

Неприятие детей родителями Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. - Безразличие или враждебность со стороны родителей - Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. - Чрезмерный контроль над поведением ребенка ( гиперопека ) - Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. - Запрет на физическую активность - Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Слайд 13

Как помочь агрессивному ребенку - работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры: -«мешочек криков», «подушка для выбивания упрямок и злючек», «листок гнева». - обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры: - «Посчитал до десяти я и решил успокоиться»; - «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)

Слайд 14

Направления работы: Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; Обучение навыкам саморегуляции ; Формирование доверия к людям и эмпатии . (чтение сказок и обсуждение их с ребенком). Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с трудностями в поведении -отсутствие сравнения с другими детьми – каждый ребенок уникален; -без оценки, без суждений; -обсуждайте поведение ребенка с родителями без его присутствия; -хвалите за успехи, давайте маленькие поручения. Ваше внимание, ваш телесный контакт (поглаживания, объятья), ласковое слово и забота – это то, что детям необходимо. Давайте небольшие поручения по группе (разложить карандаши, столовые приборы), в играх предлагайте роли ( например – следить за порядком и правилами).

Слайд 15

Дневник наблюдений.(проверенный в детском саду метод, способствующий улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителем. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке в блокнот. При этом должно выполняться обязательное условие : информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в блокноте. Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению родители могут поощрить ребенка. Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет : Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько выводов : 1. Ребенка никто не ругает. 2. В группе читали сказку «Красная шапочка». 3. Ребенок недослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома. Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с блокнота останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по прежнему любит и понимает его. Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок в свою очередь, получит необходимую необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т.д.

Слайд 16

Рисование правил с детьми. - переключить внимание ребенка( предложить побыть помощником педагогу на занятии и т.д ). - Важно, чтобы присутствовала похвала. - Если надо сказать о плохом поведении ребенка, то говорить надо не при всех детях, а подойти и сказать ребенку отдельно, чтобы к ребенку не прилип ярлык, что только он в группе себя плохо ведет. Остальные дети могут в дальнейшем воспринимать ребенка как плохого.

Слайд 17

Рекомендации педагогам при работе с детьми Как разрядить негативные эмоции Приступы агрессии происходят не от капризов и прихоти ребенка, а от того, что действия эти неконтролируемы и всегда сопровождаются повышенной нервной возбудимостью, истериками, чрезмерной плаксивостью, подавленным состоянием. Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить» свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя, можно сделать вот что (на ваш выбор): Давай мы с тобой: поколотим подушку руками! (будем выбивать упрямки и злючки) покидаем мягкие игрушки (в корзину). будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы бумаги, газету резко сминают в комок за 1 секунду).

Слайд 18

покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга! порвём бумагу! будем обзываться овощами и фруктами. После ласково назовем друг друга цветами. нарисуем свою злость, и потом ее зачирикаем. слепим злость, а потом ее раздавим. попросите ребенка нарисовать на альбомном листе причину агрессии и предложите порвать листок. (почему ребенок злится). вдохнуть и досчитать до 10. переключите внимание на что-то другое. Мешочек криков.

Слайд 19

Все это нужно не просто сказать, а обязательно продемонстрировать ребёнку, показывать, как это делать и вовлечь его в процесс. Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте (проговаривайте) его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ, и он сможет справляться без вас. Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям.

Слайд 20

ПОМОЩЬ ПРИ ИСТЕРИКЕ В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь ребенку можно, совершив следующие действия: Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас. Посидите рядом с ребеноком , держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь. После того, как истерика пошла на спад, говорите с короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Дайте ребенку возможность отдохнуть. Умыться холодной водой — это поможет прийти в себя. Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. — до того момента, пока не удастся успокоиться.

Слайд 21

ПОМОЩЬ ПРИ ГНЕВЕ, ЗЛОСТИ, АГРЕССИИ Сведите к минимуму количество окружающих. (можно побыть в уголке уединения) Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или побить подушку). Поручите работу, связанную с физической нагрузкой. (убрать игрушки в группе). Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас. Надо говорить: «Ты злишься. Давай вместе попытаемся что-нибудь сделать». НЕ переходите на крик. Старайтесь на агрессию ребенка отвечать мирно, это быстрее его успокоит. И в качестве заключения: в любом случае старайтесь как можно больше говорить с ребенком, он должен чувствовать, что нужен, что его любят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...

Игры для детей группы риска. Застенчивые дети

Игры для коррекционной работы с застенчивыми (замкнуттыми детьми)...