Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей посредством песочной терапии
статья

Крючкова Ксения Павловна

На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности. В данной статье рассматриваются методы и приемы, принципы и условия, влияющие на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников. В качестве одного из условий выступает песочная арт-терапия. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx8.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация

На современном этапе развития образования особо актуальным является использование нетрадиционных подходов в работе с детьми. Сегодня в арсенале дошкольных образовательных организаций существует огромное количество форм и методов в работе с дошкольниками, позволяющих влиять на их гармоничное развитие личности.

В данной статье рассматриваются методы и приемы, принципы и условия, влияющие на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников. В качестве одного из условий выступает песочная арт-терапия. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление.

Ключевые слова

Дошкольный возраст, эмоциональная сфера, творческие способности, арт-терапия, песочная терапия.

Развитию творческих способностей ребёнка дошкольного возраста сегодня уделяется всё большее внимание. С жизнью ребенка очень тесно связано творчество, которая наполнена символической деятельностью и богатой игрой фантазии.

Творчество - предмет исследования не новый, внимание учёных и практиков оно всегда привлекало. Анализируя современную практику дошкольного образования можно сказать о том, что не всегда полностью используются потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества. Для развития творческих способностей именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности. Развитие потенциала творчески одаренных детей предполагает внедрение инновационных технологий в практику педагога. Арт-терапевтическая технология, как песочная терапия может помочь в решении задачи по развитию креативных способностей дошкольников.

На сегодняшний день этот метод очень доступная и распространенная форма работы с детьми, которая дает значительные положительные результаты. Главное -положительное влияние оказывает на развитие речи, познавательных процессов, мышления, и творческих способностей детей.

Детей с первых минут притягивает податливость песка, его природная магия. Почему в песок любят играть дети? Любой ребёнок проводит время в песочнице с радостью - не имеет значения возраст, и годовалый, и трёхлетний, и шестилетний, и школьник. Еще К. Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для ребёнка - кучка песка».

Когда прикасаешься к песку, чувствуешь его движение, его текучесть, его тепло. Ребенок проявляет чудеса фантазии, взаимодействуя с песком. Он включается в игру всем своим существом - психически, физически, эмоционально. Благоприятные условия при этом создаются для проявления у детей любознательности, увлеченности, релаксации, а также для концентрации внимания. Мыслительные и эмоциональные резервы активируются. Мелкая моторика рук развивается, стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование памяти и внимания. Прислушиваясь к своим ощущениям ребёнок рассказывает о них.

Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в

период дошкольного детства. Активно усваиваются в дошкольном возрасте способы проявления и выражения чувств и эмоций, с которыми ребенок в процессе общения с другими людьми сталкивается. Эмоции - это калейдоскоп переживаний и впечатлений, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно его познавая.

Как выясняется, перенос в песочницу обучающих занятий обладает целым рядом преимуществ перед традиционным обучением.

Во-первых, взаимодействие с песком само по себе развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность, что напрямую взаимосвязано с речью и интеллектом.

Во-вторых, обучение в песочнице приносит ребенку позитивные эмоции и все это происходит с удовольствием. Экспериментировать, узнавать что-то новое хочется ребенку.

В-третьих, для дошкольников, методы и техники песочной терапии способствуют совершенствованию игровых навыков и развитию всех познавательных функций. Обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют таким образом одновременно работать с интеллектуальной, и эмоциональной сферой ребенка.

Ребенок не может словами выразить свои тревоги, переживания, страхи, а справиться с имеющимися проблемами ему помогают игры с песком. Ребенок взволновавшие его ситуации проигрывает на песке, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения и превращая все в игру, дает выход своим эмоциям. Как известно, в дошкольном возрасте, игра является ведущей деятельностью. Поэтому игры с песком, наиболее близки и любимы детям.

Песочная терапия стимулирует в детях мышление творческое и символическое, на эмоциональное состояние детей оказывает позитивное влияние, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; сенсорно - моторного восприятия; ориентировки в пространстве. Дети не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, делая различные фигуры песочные, сооружая постройки различные.

Интереснейшее для каждого ребенка занятие, с множеством игровых образов - это сказки на песке, в настоящем времени открывающее в нем новый мир фантазий.

Для песочной терапии необходимо:

• «Мини - песочница»: деревянный ящик водонепроницаемый или пластиковый таз, борта и дно которых должны быть голубого цвета (борта символизируют небо, а дно - воду). Желательно, чтобы были съемные крышки у песочниц.

• Просеянный чистый песок, создает в песочнице линию горизонта.

• Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь все, что можно использовать в песочных играх: игрушки и вещи из глины, пластмассы, металла.

• Коллекции фигурок:

-образы людей - фигурки различного пола и возраста (семья, вымышленные персонажи, представители профессий);

-животные - домашняя и дикая фауна, доисторические и сказочные звери;

-всевозможные насекомые и птицы;

-рыбы, морские млекопитающие и пр.;

-различные растения - цветы, кустарники, деревья;

-дома, мосты, заборы, продукты питания, предметы интерьера;

-различный транспорт (воздушный, водный, наземный);

Важно, чтобы для игры с песком ребенок самостоятельно выбирал предметы. Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят, что делают или. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира во всех случаях. На поверхность песочницы выходит то, что прежде таилось в глубине детской души; в движения приходят персонажи игры, которые выражают наиболее актуальные чувства и мысли для ребенка.

В детском саду, в специально отведенном месте, должен находиться лоток с песком. Некоторые рекомендации:

• для большей свободы движений желательно, чтобы дети работали стоя.

• чтобы обеспечивать комфортные условия для работы, лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна соответствовать росту детей.

• все принадлежности для игр размещать на уровне глаз ребенка в маленьких корзиночках.

• песок следует очищать время от времени. Очень полезно, чтобы дети просеивали песок через самое мелкое сито и делали это самостоятельно,

• до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Соблюдая гигиенические нормы.

• рекомендуется закрывать крышкой лоток после занятий.

Ребенок получает возможность самовыражения, находясь в творческом пространстве, в результате чего улучшения происходят в его эмоциональной и творческой сферах. Свои личные переживания ребенок отображает посредством песочной композиции. Не стоит ругать малыша, если у него что-то не так получилось. Иначе вы рискуете потерять доверия ребенка.

Преодолевать негативные ситуации в будущем, вынесенные с занятий песочной терапией поможет дошкольнику только позитивный опыт.

Список использованной литературы:

1. Зинкевич-Евстегнееева Т., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. -СПб: «Речь», 2006.

2. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.

3. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010.

4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. - 2004. - №5.

5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. - 2006. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ «СКАЗКОТЕРАПИИ»».

Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

   Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...

Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...

"Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии".

Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, многие педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие – используют песок на занятиях. Опыт работы убедил ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников младшего возраста посредством игровой терапии. Картотека игр

laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...