Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ
методическая разработка

Шабловская Анастасия Николаевна

Диагностический инструментарий используемый педагогом-психологом, можно разделить на несколько больших блоков, в зависимости от целей обследования и круга решаемых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy_pedagoga-psihologa.docx97.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Браженский детский сад»

Диагностический инструментарий педагога-психолога

СоставительПедагог-психолог

 Шабловская А.Н.

с. Бражное 2021г.

Диагностический инструментарий используемый педагогом-психологом, можно разделить на несколько больших блоков, в зависимости от целей обследования и круга решаемых задач:

  1. Диагностика адаптации к ДОУ

Для диагностики адаптации к ДОУ, применяется методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» автор Роньжина А.С. По итогам наблюдения детей пришедших в ДОУ специалист заполняет таблицу, где заносит данные об эмоциональном фоне ребенка, познавательной и игровой деятельности, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, реакцию на изменение привычной ситуации. Каждый показатель оценивается в баллах от 1 до 5. Баллы, набранные ребенком, суммируются. Набранная сумма баллов делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно- разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

  1. Диагностика готовности к школе

Для диагностики уровня готовности к школьному обучению применяется методика

«Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.). Она позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально- коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Предлагаемая программа состоит из 5 заданий и предлагает образец стимульного материала.

Первое задание: «Продолжи узор» Второе задание: «Сосчитай и сравни» Третье задание: «Слова»

Четвертое задание: «Шифровка» Пятое задание: «Рисунок человека»

Предъявляемые задания позволяют оценивать уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Педагог-психолог работает с группой детей, состоящей не более чем из 12–15 человек. Дети рассаживаются за столами по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш.

Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.

По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. В разделе «Другое» отмечаются такие проявления, как «заплакал», «стал смеяться», «нуждается в постоянной помощи», «кривляется», «отказ», а также замедленный темп работы.

Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится).

Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом).

Время работы с заданиями не превышает 15–20 минут на группу детей из 10–12 человек. Вначале проводится оценка каждого задания по пятибальной шкале. Затем проводится уровневая оценка. Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

 3.Диагностика познавательных процессов

Диагностика познавательных процессов детей в ДОУ проводится с использованием

«Экспресс-диагностики в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.». Для диагностики используются классические методики, которые структурированы по возрастам: 3-4- года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7- лет (подготовительная к школе группа). Диагностика специалистом проводится индивидуально с каждым ребенком. Вначале проводится беседа –знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а специалисту установить с ним контакт, а затем непосредственно сама диагностика. Ребенок выполняет ряд заданий, предъявляемых по возрасту, а специалист ведет протокол обследования, в котором фиксирует результаты выполнения задания. Также фиксируется дополнительная информация, полученная в ходе диагностики, например, наличие или отсутствие интереса к заданию.

Результаты к каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла (высшая оценка), 1 балл (средняя), 0 баллов (низшая). После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Диагностика по возрастам:

  • вторая младшая группа, 3-4 года, задания: «Коробка форм», «Матрешка 3-составная»,

«Разрезные картинки 2-3 составные», «Цветные кубики», «Парные картинки», «Угадай, чего не стало»;

  • средняя группа, 4-5 лет, задания: «Коробка форм», «Покажи и назови», «Матрешка 4- составная», «Разрезные картинки 4 -составные», «8 предметов», «Лабиринты», «Найди такую же картинку», «Найди домик для картинки», «На что это похоже»;
  • старшая группа, 5-6 лет, задания: «Лесенка», «Нелепицы», «Времена года», «Найди такую же картинку», «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка», «Рисунок человека»,

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «На что это похоже?»;

  • подготовительная к школе группа, 6-7 лет: «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже»,

«Запрещенные слова», «Графический диктант».

 4.Диагностика свойств личностной и эмоционально-волевой сферы

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

Наглядный материал теста состоит из 14 рисунков и выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования: рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявляя ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. Всего 14 ситуаций и инструкций.

Инструкция.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируем в специальном протоколе.

Анализируем полученные данные. Проводим количественный и качественный анализ протоколов каждого ребенка.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

(ИТ)=(Число эмоциональных негативных выборов):14*100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ.

Каждый ответ ребенка анализируем отдельно. Делаем выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Фиксируем выводы по количественному и качественному анализам. Психологический тест «Найди свое место на дереве»

Этот тест придумал психолог Джон Ломпен. Благодаря этому тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого есть свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем просим раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем предлагаем красным карандашом раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Ключ к тесту.

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 9 — мотивация на развлечения

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Визуально-вербальная методика, а попросту — тесты, основанные на картинках и их восприятии, — быстрый и простой способ узнать особенности личности тестируемого. Эти методики позволяют родителям, психологам, педагогам выявить у ребенка суть социальных проблем, чтобы в будущем откорректировать их.

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»

Диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Инструкция по проведению

Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета, затем дает инструкцию ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Список страхов имеется в тесте, психолог называет по очереди страхи. Специалист записывает те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …». Особенности проведения тестирования.

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив, и периодически подбадривает ребенка.

Интерпретация теста

Анализируя полученные результаты, специалист подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Список страхов для предъявления ребенку: когда остаешься один; нападения; заболеть, заразиться; умереть; того, что умрут твои родители; каких-то детей; каких-то людей; мамы или папы; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей); перед тем как заснуть; страшных снов (каких именно); темноты; волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); когда очень высоко (страх высоты); когда очень глубоко (страх глубины); в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро

(страх замкнутого пространства); воды; огня; пожара; войны; больших улиц, площадей; врачей (кроме зубных); крови (когда идет кровь); уколов; боли (когда больно); неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); опоздать в сад (школу).

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни; страхи, связанные с причинением физического ущерба

  • транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей); боязнь животных; страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов; социально- опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Возрастные особенности появления страхов Младший дошкольный возраст

Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст

Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

Младший школьный возраст

Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст

Страх смерти родителей, страх войны.

Возрастные нормы (по А. И. Захарову)

Среднее число страхов

В дошкольном возрасте: - у девочек =10,3; - у мальчиков - 8,2; В школьном возрасте: - у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.

Возраст Мальчики Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7

9

12

7

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

Данная методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, позволяет выявить тревожность у ребенка. Ребенку предлагается расставить вагончики в соответствии с его цветовым предпочтением. Специалист говорит ребенку: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.». Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Применяется в индивидуальной работе с ребенком с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

  1. балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
  2. балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.
  3. балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию. Результат работы.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

  • менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
  • 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
  • при 7 – 9 баллах – как НПС средней степени;
  • больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Целью данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Методика применяется в индивидуальной форме с 4х лет.

Ребенку дается инструкция нарисовать на листе бумаги формата А4 нарисовать кактус, такой каким ребенок его себе представляет.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Обработка результатов и интерпретация.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

-пространственное положение;

-размер рисунка;

-характеристики линий;

-сила нажима на карандаш;

Агрессия наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов Интровертированность — изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

5.Диагностика межличностных отношений

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж.Морено)

Социометрия (социальное измерение) – это метод разработанный Дж.Морено. Он является разновидностью метода опроса, позволяющий исследовать эмоционально- непосредственные отношения внутри группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Целью данной диагностики является изучение  межличностных отношений. Социометрия является групповым методом, основанном на выборах детей. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый ребёнок должен сделать 4-5 выборов. С детьми дошкольного возраста исследование проводится в игровой форме. Я для этого использую игру «Подари подарок». Перед проведением социометрического опроса психологу необходимо провести предварительную работу.

Предварительная работа:

Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.

Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Процедура проведения:

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому. Обработка результатов проводится в несколько этапов.

  1. ЭТАП: Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.

Социометрическая матрица составляется следующим образом:

По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.

Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

  1. ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

  1. ЭТАП: Математические расчёты.

Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

Выводы:

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20% — низкий уровень

  1. – 21-30% — средний уровень
  2. – 31-40% — высокий уровень
  3. – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%. Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

«популярные»,

«предпочитаемые»,

«принятые»,

«изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

  1. ЭТАП: Написание выводов (пример).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

  1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)
  2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей: имеет сплоченное «ядро»,

частично сплочен, частично разобщен,

половина коллектива сплочена, половина разобщена,

в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

  1. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5

№ 1 получил максимальное количество выборов равное =

№ 5 получил количество выборов равное =

КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …,

№) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).

  1. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).
  2. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.
  3. Диагностика семейных отношений

Проективная методика «Рисунок семьи»

Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Узнав, каким ребенок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Инструкция специалиста: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

  • порядок заполнения свободного пространства;
  • порядок появления персонажей рисунка;
  • время начала и окончания работы;
  • возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);
  • время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;
  • эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросим ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.

Вот вопросы, которые следует задать:

1.Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица? 2.Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

3.Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? 4.Кто в семье самый хороший и почему?

5.Кто самый счастливый и почему? 6.Кто самый грустный и почему?

  1. Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  2. Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? 9.Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать:

  • возраст исследуемого ребенка;
  • состав его семьи, возраст братьев и сестер;
  • если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе. Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

На основании особенностей изображения можно определить:

  1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.
  2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
  3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Назовем некоторые критерии по которым можно интерпретировать рисунок:

  1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».

Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

  1. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные

с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;

Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

  1. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.
  2. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».
  3. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.
  4. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.
  5. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.
  6. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.
  7. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.
  8. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.
  9. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.
  10. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
  11. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
  12. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.
  13. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.
  14. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –

«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

  1. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.
  2. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют. Симптокомплексы семейного рисунка:

1. Благоприятная семейная ситуация

  1. Общая деятельность всех членов семьи
  2. Преобладание людей на рисунке
  3. Изображение всех членов семьи
  4. Отсутствие изолированных членов семьи
  5. Отсутствие штриховки
  6. Хорошее качество линии
  7. Отсутствие показателей враждебности
  8. Адекватное распределение людей на листе

2. Тревожность у ребенка

  1. Штриховка
  2. Указана линия основания
  3. Линия над рисунком
  4. Линия с сильным нажимом
  5. Стирание
  6. Преувеличенное внимания к деталям
  7. Преобладание вещей
  8. Двойные или прерывистые линии
  9. Подчеркивание отдельных деталей

3. Конфликтность в семье

  1. Барьеры между фигурами
  2. Стирание отдельных фигур
  3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
  4. Выделение отдельных фигур
  5. Изоляция отдельных фигур
  6. Неадекватная величина отдельных фигур
  7. Член семьи, стоящий спиной
  8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации

  1. Автор рисунка непропорционально маленький
  2. Расположение фигур на нижней части листа
  3. Изоляция автора от других
  4. Все фигуры маленькие
  5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
  6. Отсутствие автора
  7. Автор стоит спиной

5. Враждебность в семейной ситуации

  1. Агрессивная позиция фигуры
  2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
  3. Зачеркнутая фигура
  4. Деформированная фигура
  5. Обратный профиль
  6. Руки раскинуты в стороны
  7. Непропорционально большие кисти рук

Тест семейных отношений (Авторы Е. Бене и Д. Антони)

Целью данной методики является изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Она прежде всего направлена на определение позиции ребенка в семье. Данный тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Так же в диагностическом обследовании можно выявить типы психологических защит, используемые ребенком.

Методика рассчитана на детей в возрасте 4-8 лет.

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Возраст детей: 4-6,8 лет

Вариант для детей 4-6,8 лет содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других. Описание методики:

Тестовый материал:

  • 20 фигур людей;
  • 1 фигура безликая – господин «Никто»;
  • Карточки высказывания с положительными и отрицательными чувствами;
  • 10 коробочек с прорезями. Процедура проведения теста:

Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».

  1. Выяснение состава семьи ребенка

После установления контакта с ребенком экспериментатор задает следующие вопросы,     с помощью которых он стремится выяснить концепцию семьи ребенка:

  1. расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;
  2. расскажи мне, кто входит в твою семью.

Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей,  и с кем ребенок живет сейчас.  То же самое нужно  узнать о братьях   и сестрах, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно  обеих  мам  включить  в тест.  На бланке  есть  место  для  описания  и других членов семьи: дяди, тети, бабушки, или (и) дедушки, любого родственника, которого ребенок может назвать. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько ему лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше, Коля или Лена?», «Коля ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер. Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.

  1. Установление семейного круга ребенка

После того, как экспериментатор установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую притворную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи». Затем экспериментатор подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей „мамой“?». Он дает возможность ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого)  и спрашивает:  «Какой  из них  тебе  хотелось бы  быть  самому  (ой)?», — и фигура переносится на стол.  Так продолжается  до тех пор,  пока ребенок не поставит  на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему это разрешается. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, экспериментатор говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он достает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Сейчас я расскажу тебе, что он будет делать».

  1. Правильное проведение теста

Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается сделать это. Экспериментатор размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек  с написанными  на них  посланиями.   Я прочитаю   тебе,   что   на них  сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“. Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что  послание подходит нескольким  людям.  Тогда скажи  об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего,  ты кладешь эту карточку к той  фигуре,  если  карточка  не подходит никому, ты даешь ее фигуре „Никто“; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне». Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая карточки и передавая их одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, экспериментатор  записывает  на бланке,  кто  эти  люди,  и откладывает  карточку  в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три  вопроса,  выражающих одинаковый  вид  чувств,  то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце. Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6−8 годами. Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то экспериментатор прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут.

  1. Обработка и интерпретация результатов теста

Когда ребенок закончит задание, исследователь  забирает  у фигур  карточки  и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка (помечая в столбике номер карточки).

Бланк распределения чувств

Члены семьи

Исходящие

позитивные чувства. Сумма

Исходящие

негативные чувства. Сумма

Получаемые

позитивные чувства. Сума

Получаемые

негативные чувства. Сумма

Мама

Папа

Брат

Сестра

Бабушка

Никто

Обработка    состоит    в записи    номеров     вопросов    в соответствующих     клеточках  и суммировании  количества  вопросов,  которые   были   присвоены   каждому  человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Интерпретация результатов теста проводится по следующим направлениям:

  1. Относительная психологическая значимость члена семьи.

Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов. Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам  семьи,  не ли преувеличенной   реакции —   положительной   или   отрицательной —   на одного из родителей.

  1. Эгоцентрические ответы.

Они содержат  два  элемента:  любовь  к себе  и ненависть  к себе.  Оба  они  указывают  на чрезмерную   занятость   собой.    Высокий    уровень    любви    часто    наблюдается    у привилегированных  детей  или  детей,  чрезмерно  идущих  на поводу  своих  желаний, а высокий уровень  ненависти  к себе —  у отвергаемых и ненавидимых детей  или  детей  с чувством неполноценности, вины и стыда.

  1. Амбивалентность.

Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

  1. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.

Исходящие — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его  системы защиты. Данные   о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальность

«действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.

  1. Защиты.

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:

  1. отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов

«Никому»;

  1. идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные — «Никому»;
  2. смещение, т. е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;
  3. осуществление желаний, регрессия, т. е. ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства;
  4. проекция,        т.        е.        ребенок        преувеличенно        и нереально        приписывает        положительные и отрицательные чувства другим и в то же время отрицает их у себя;
  5. реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными с целью скрыть слишком положительные или отрицательные чувства.
  1. Отсутствие нормальной защищенности.

Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Вопросы теста для детей 4-6,8 лет:

(... — место для имени ребенка)

Положительные чувства, исходящие от ребенка

  1. думает, что ты хороший. Кто хороший?
  2. ... любит тебя. Кого любит        ?
  3. ... нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть        ?
  4. ... любит целовать тебя. Кто любит целовать        ?
  5. ... любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть        ?
  6. ... нравится быть твоим малышом. Чей малыш        ?
  7. ... любит играть с тобой. С кем любит играть        ?
  8. ... нравится гулять с тобой. Кто должен брать        на прогулки?

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка

10.        думает, что ты непослушный. Кто непослушный?

11.... не любит тебя. Кого не любит        ?

  1. думает, что ты плохой. Кто плохой?
  2. ... хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать        ?
  3. ... хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать        ?
  4. ... ненавидит тебя. Кого ненавидит        ?
  5. думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
  6. Ты злишь ... Кто злит        ?

Положительные чувства, получаемые ребенком

  1. Ты любишь играть с ... Кто любит играть с        ?
  2. Ты любишь целовать ... Кто любит целовать        ?
  3. Ты улыбаешься ... Кто улыбается        ?
  4. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
  5. Ты любишь обнимать ...? Кто любит обнимать        ?
  6. Ты любишь ... Кто любит        ?
  7. Ты милый с ... Кто мил с        ?
  8. Ты думаешь, что ... — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что        милый(ая)

мальчик (девочка)?

Отрицательные чувства, получаемые ребенком

  1. Ты шлепаешь ... Кто шлепает        ?
  2. Ты делаешь ... грустным. Кто делает        грустным?
  3. Ты бранишь ... Кто бранит        ?
  4. Ты доводишь ... до слез. Кто доводит        до слез?

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  1. Я всегда считаюсь с ребенком.
  2. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  3. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  4. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  5. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  1. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  2. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  3. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  4. Мой ребенок часто раздражает меня.
  5. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  6. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  7. Я не доверяю своему ребенку.
  8. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  9. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  10. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  11. Я разделяю интересы своего ребенка.
  12. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  13. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  14. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  15. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  16. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  17. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  18. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  19. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39,

40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение,

  • кооперация,
  • симбиоз,
  • контроль,
  • инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные

потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую

дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю.

Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Инструментарий педагога-психолога: Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.

Инструментарий педагога-психолога ДОУ:Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.     Таблица заполняется методом сбора экспертны...

Реестр психолого-диагностического инструментария педагога-психолога в ДОУ

Основные методики психолого-педагогической диагностики педагога-психолога в ДОУ. Весь инструментарий в одном файле,удобно))...

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Для исследования познавательных, личностных особенностей всех участников образовательного процесса я использую совокупность апробированных диагностических методик нетестового типа (наблюдение, беседа,...

Диагностический инструментарий педагога-психолога

* Диагностика адаптации в детском саду* Диагностика познавательных процессов * Диагностика предпоссылок учебной деятельности и подготовке к школе* Диагностика свойств личностной и эмоционально-во...

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Для исследования познавательных, личностных особенностей всех участников образовательного процесса я использую совокупность апробированных диагностических методик нетекстового типа (наблюдение, беседа...